То, что Верховная Рада 2 сентября не откроется без сюрпризов, было понятно сразу – вопрос вокруг событий в Грузии, вынесенный на повестку дня, оказался таким неудобным, что ни один украинский политик по определению не собирался на него отвечать. За исключением, разумеется, президента Виктора Ющенко, который дал все свои ответы еще до возникновения вопросов. Рада оказалась зажата между двумя огнями. Ющенко в ультимативной форме требовал от депутатов коалиции голосовать за его резолюцию, в которой Россия признавалась агрессором, а Тимошенко выбрала тактику умолчания и саботажа любой резолюции в принципе – чтобы не ссориться ни с Москвой, ни с Брюсселем и Вашингтоном. Так что неожиданный развал коалиции и очередной политический кризис избавил украинских политиков от неприятной необходимости давать оценку событиям вокруг Грузии – отчего все сразу повеселели и приступили к обычной домашней грызне.
Формально произошло вот что – 2 сентября вместо того, чтобы на пару с фракцией НУНС проголосовать за резолюцию по Грузии, депутаты от БЮТ вместе с фракцией оппозиционной Партии Регионов проголосовали за набор достаточно странных документов, которые, днем позже, Юлия Тимошенко назвала первоочередными. В частности, были выбраны вице-спикеры (один, Лавринович, от ПР; другой, Томенко, от БЮТ), упрощена процедура импичмента, внесены изменения в закон о Кабмине и СБУ. С учетом, что суммарно голоса БЮТ и ПР составляют более 300, можно как любое вето преодолеть, так и импичмент начинать. На состоявшемся вечером 2 сентября заседании фракции НУНС было принято решение о выходе из коалиции с БЮТ – теперь им надо ждать 10 дней, чтобы данное решение вступило в силу, а до того оно может быть еще отозвано. В самой НУНС при этом произошел раскол, поскольку «Народная самооборона» (НС) сообщила, что «Наша Украина» (НУ) выходит из коалиции по команде из секретариата президента. Дальше всё перешло в режим телевизионных обращений к нации.
Ющенко, как и ожидалось, заявил о государственном перевороте и о том, что он воспользуется своим конституционным правом на роспуск парламента – когда старая коалиция формально прекратит свое существование, а новая не будет создана в течение 30 дней. Лидер фракции НУНС Вячеслав Кириленко, в то же время, назвал ситуативное объединение БЮТ и ПР «кремлевской коалицией».
Тимошенко была настроена более дружелюбно. Глядя в камеры, она сообщила Ющенко, что он не выиграет выборы, что он третий раз за одно президентство разрушает демократическую коалицию, а вообще народ Украины не настроен на какое-либо досрочное голосование. Чуть позже, 4 сентября, она добавила, что для Украины вообще оптимальной является парламентская форма управления, а изменения в Конституцию по такому случаю можно внести и до президентских выборов 2010 года – то есть, речь пошла не об устройстве импичмента для Ющенко, а об упразднении поста президента как такового. Что касается поста премьер-министра, который Тимошенко должна покинуть по факту распада коалиции, то это пока фигура умолчания. Но успехи Кабмина лидер БЮТ на всякий случай перечислила.
Как будут развиваться события дальше – предсказать нетрудно. Есть порядка 10 разных сценариев, которые, как обычно это происходит на Украине, все будут реализованы одновременно и безотносительно друг к другу. Поэтому поговорим лучше о целях игроков.
Президент Виктор Ющенко действительно собирается осенью следующего года успешно избраться на второй срок. Ситуация для него осложняется низким рейтингом – если и Янукович, и Тимошенко имеют стабильно за 20%, то рейтинг действующего президента находится в пределах 5-9%. Т.е. иногда даже ниже, чем у Кучмы, в адрес которого Ющенко с 2001 по 2004 год как минимум раз в неделю произносил мантру «власть, пользующаяся поддержкой всего 6% народа, не имеет права на существование». Также у президента крайне слабы позиции в парламенте – почти половина его фракции «Наша Украина-Народная Самооборона» близка к Юлии Тимошенко, а другая половина малоуправляема, поскольку формировалась еще в «оранжевый» период.
В этом смысле досрочные выборы Ющенко не нужны, зато в них очень нуждается глава его секретариата Виктор Балога – последние полгода он активно занимается партстроительством собственной организации со странным названием «Единый Центр», ЕЦ, что вызывает разные закономерные шуточки и даже рифмы. Впрочем, ранее назвать ЕЦ планировалось «Гарт», что на русский переводится как «Закал». Но, видимо, Балога догадался, что на заборах Юго-Востока русское название писать будут через пробел и с восклицательным знаком. В любом случае, на возможных парламентских выборах больше 10% данное объединение не наберет. Зато, как ожидается, оно будет полностью послушно интересам Ющенко.
Другое занятие Балоги – работа с Юлией Тимошенко. Помимо ежедневных заявлений секретариата с критикой ее деятельности, есть одно обвинение в государственной измене и одно письмо Балоги в СБУ с просьбой расследовать, почему украинский премьер решилась его, Балогу, физически устранить. Теоретически данные обвинения могут стать базой для возбуждения уголовного дела, в случае если Балога получит санкцию от Ющенко «закрыть Юлю».
Сама Юля в «закрытие» не верит. Ее возможные тактики – импичмент Ющенко, конституционная реформа с отменой поста президента как такового, отказ покидать Кабмин по факту распада коалиции. Юридически это может выглядеть вот как – старая коалиция прекращает существование, новая не создается и даже, если Ющенко решится на роспуск парламента, Верховная Рада может отказаться ему подчиняться. Тогда и будет задействован сценарий импичмента.
В Партии Регионов всё на порядок проще, но надо помнить, что Виктор Янукович тоже намеревается стать президентом и не очень-то стремится к досрочным парламентским выборам. И если ПР может поддержать импичмент Ющенко с тем, чтобы досрочные президентские выборы состоялись как можно скорее, то также «регионалы» могут присоединиться к Ющенко, если Тимошенко встанет на позицию отмены поста президента.
Единственное, что по-настоящему объединяет всех трех игроков – это нежелание того, чтобы кризис был преодолен быстро. Внутренний бардак позволяет оставлять без ответа критическую массу вопросов внешней политики – русский газ, декабрьское ПДЧ о вступлении в НАТО, ситуацию с Грузией и изменение политики США после президентских выборов. Потому что пока кризис длится, украинские политики избавляют себя от необходимости нести ответственность за любые свои поступки. Значит, можно ни с кем не ссориться.