Ответ власти на наши обывательские предложения о перемирии был получен немедленно. Сказано было без обиняков:
Если не заниматься политиканством, то этот ответ следует встретить с пониманием. Для меня, обывателя, внешние признаки предлагаемой схемы несущественны. Не последний русский аналитик, при том задолго до 13 сентября, говаривал: “Мне все равно, свободно ли печать морочит олухов, иль чуткая цензура смущает ...”. Главное, чтобы эта схема отвечала бы стандартным операциональным требованиям:
Я опять наберусь наглости и попытаюсь разобраться, как у нас получится с мышами и с канарейками. При этом постараюсь опираться исключительно на экспериментальные данные, без всяких домыслов и спекуляций. Благо экспериментальных данных у нас с вами хватает с избытком.
Назначения местных начальников (секретарей обкомов) из центра по согласованию с местным представительным органом (обкомом партии), так же как и выборы депутатов по спискам, составленным на Старой площади, практиковались большую часть XX-го века. Система была отлажена до мелочей: армейских генералов и майоров КГБ в секретари не двигали (во всяком случае без прокатки на партийно-хозяйственном поприще), состав депутатских списков выверяли по всем параметрам, включая гендерные и образовательные. При всем при том, хотя я могу ошибаться в хитросплетениях этой турнирной сетки, финал получился хреновым.
Идея консолидации всей газо- и нефтедобычи в одном мощном государственном кулаке столь же не нова: было у нас когда-то союзное Министерство нефтяной и газовой промышленности. И если эта схема действительно была так хороша, то “зачем мы убили царя и прогнали господина Рябушинского”?
Касаясь дополнительных ассигнований в 5 млрд. долларов на оборону и безопасность, я вновь обращусь к столь любимому нынешним начальством дореформенному опыту: если советское предприятие систематически срывало план, то сначала меняли директора и только потом “подбрасывали” госкапвложения на новую технику.
Посылать питерских вельмож с чрезвычайными полномочиями для усмирения или замирения Кавказа было принято веком раньше. Не хотелось бы ковырять раны, но напомню: квартировали тогдашние питерские назначенцы не в Ростове, а в Тифлисе. Имена - не чета нынешним: Ермолов, Паскевич, Воронцов… Финал опять таки известен.
Простая экстраполяция заставляет предположить, что, если в политике по южному направлению не возникнет какой-либо “плодотворной дебютной идеи”, дворец наместника придется перемещать с проспекта Руставели уже не на Дон, а куда-нибудь поближе к метро “Южная”.
Вы спросите: если даже авторские интерпретации ретро-данных верны, то при чем здесь ловля мышей, защита канареек и борьба с мировым терроризмом? Вот и я спрашиваю, при чем?
Перемещения трех питерских чиновников, так же как и громкие законотворческие заявления вкупе с административными восторгами, имеют к операциональным задачам борьбы с террором не большее отношение, чем дебют ЦСКА в Евролиге. Разве что и то, и другое несколько отвлекает обывателя от ужасов предыдущих недель.
Насколько опасны эти действия и намерения в части ошибок второго рода, то есть угрозы ущучения обывателя или, если угодно, непреднамеренного поедания канарейки?
Формально совсем не опасны. В конце концов предлагаемая схема власти отличается от ныне действующей скорее номинально, чем по существу. Единственная реальная опасность заключается, пожалуй, в скверном сигнале, поданном начальству и правоохранителям всех рангов: час настал, мужики, на обывателя (избирателя, налогоплательщика, etc.) можно не оглядываться вовсе.
Вместо заключения предложу байку из медицинской практики моего близкого родственника.
Сотрудник посольства одной развивающейся теплолюбивой страны спьяну, выходя из ресторана, приложился головой о холодный московский асфальт. Понятное дело: "скорая", нейрохирургия, реанимация. Приезжает навестить больного господин посол и беседует с доктором.
- Каковы перспективы моего сотрудника?
- Безрадостные, господин посол.
- Что, останется совсем дурачком?
- А что, господин посол, он раньше был очень умным?