Поделюсь впечатлениями о Слушаниях в Общественнойпалате РФ 16 сентября по проблеме «Химкинского леса», а также скажу, что, помоему мнению, должна сделать Общественная палата по результатам этих, как яполагаю, очень содержательных и информативных Слушаний.
Начну с главного. Почему «абсурд как норма нашейжизни»? Вот ситуация: Москва расширила (работы уже почти закончены) свою частьЛенинградского шоссе до 14 полос – по 7 в каждую строну. А после МКАД – 6полос, по 3 в каждую сторону. Почему возник этот тромб, из-за которого возникаютмногочасовые пробки и задыхаются Химки? Потому что Правительство Московскойобласти и Администрация Химкинского района в свое время запродали южную (левуюпри движении от Москвы) полосу вдоль Ленинградского шоссе различным «Ашанам»,«Грандам» и т.п. Достаточно выкупить и снести часть этих торговых площадей савтостоянками в узкой полосе на расстоянии всего 5 километров, т.е. до мостачерез Октябрьскую ж/д, где поворот на аэропорт Шереметьево (а некоторыеучастники Слушаний – жители Химок – говорят, что и сносить почти ничего ненадо, что там почти везде свободны необходимые для расширения шоссе 30-40метров) – и тогда на этом участке вообще не надо никакого дублера ни черезХимкинский лес, ни через Молжаниново. Платная трасса, дублирующая Ленинградскоешоссе, должна начинаться от Международного шоссе, соединяющего «Ленинградку» сШереметьево, и далее продолжаться по утвержденному маршруту.
О том, что всколыхнувшая всю страну, включаяПрезидента, проблема может быть легко решена простым расширением Ленинградскогошоссе на расстоянии 5 километров в районе Химок, говорили на Слушаниях ВячеславГлазычев, Михаил Блинкин, Владимир Захаров. Последний с удивлением отметил, чтов числе представленных чиновниками участникам Слушаний вариантов прокладкидороги отсутствует самый простой – расширение существующей трассы («Это очевидныйвариант, но он отсутствует. Мне кажется, это странно»). А между тем вариантэтот и самый быстрый (трассу можно расширить за несколько месяцев, максимум за полгода),и, вероятно, самый дешевый. Может быть, именно поэтому чиновники его даже нерассматривают.
Что касается экологии самих Химок, которыедействительно задыхаются (об этом очень эмоционально и со знанием дела говорилинекоторые выступающие), то ее улучшения можно добиться не только увеличениемпропускной способности Ленинградского шоссе, но и введением в строй его дублераместного значения – почти готовой дороги, соединяющей Куркино с МКАД черезПутилково. И опять странности: уже давно построены развязка выезда с этойдороги на МКАД и эстакада съезда на Новокуркинское шоссе, построена и почти всядорога. Однако полтора года назад это строительство было заморожено, въезд наэту дорогу перекрыт бетонными блоками, жители Куркино (их около 70 тысяч) могутпопасть в Москву только по Ленинградскому шоссе, простаивая часами в пробках иотравляя жителей Химок выхлопными газами.
Есть во все этой истории много странностей,которые старательно обходят молчанием сторонники прокладки трассы черезХимкинский лес. Самое естественное им объяснение, а это тоже говорилось наСлушаниях, состоит в том, что трасса – это лишь первый шаг, лишь предлог дляполного захвата территории Химкинского леса для коммерческого использования,причем захвата за бесценок (кадастровая стоимость гектара этого леса – 4310рублей, рыночная – в 10-15 тысяч раз больше). Во всяком случае, ЕвгенияЧирикова сообщила на Слушаниях, что в «Схеме территориального планированияМосковской области», утвержденной Правительством области несколько лет назад,на месте Химкинского леса обозначена зона урбанизации. Кроме того, согласноофициальной документации, планируется расплата с инвесторами именно участкамилеса. Так что все разговоры (такие тоже звучали на Слушаниях), что прокладкатрассы через лес «спасет лес и улучшит экологию» – или детский лепет, илилукавство. Россия – не Финляндия, где интересы бизнеса и личные интересычиновников жестко подчинены закону и интересам общества (в «Новой газете» от13.08.2010 в статье «Финские Химки» о трассе Турку-Муурла наглядно описано, какаккуратно в Финляндии прокладываются дороги через леса). У нас же пока, ксожалению, всё наоборот. Злые языки говорят, что все транспортные проблемыХимок и доступа в Шереметьево создаются искусственно с единственной цельюзаострить проблему и протолкнуть вариант трассы через столь желанный Химкинскийлес.
Ставился на Слушаниях и вопрос о том, что«лесная» трасса на Бусиновской развязке упирается в МКАД (и сегодня крайнеперегруженную), а строительство ее продолжения в Москве – так называемой«Северной Рокады» еще даже не планировалось и не просчитывалось. А в Москвестроить, очевидно, сложнее, чем в Подмосковье. А лес уже начали рубить!
И, конечно, обсуждался вопрос о законностирешения о прокладке трассы через Химкинский лес. Елена Панфилова («Трансперенсиинтернешнл – Р») сообщила, что располагает оригиналами противоречащих другдругу документов, и что соответствующие запросы в Генеральную прокуратуруостаются без ответа. Выступавший сразу после Панфиловой Министр транспорта РФИгорь Левитин, наверно, раз десять с убежденностью повторил, что все былоабсолютно законно. Было очень странно и, признаюсь, даже страшно наблюдать, какон в упор проигнорировал информацию предыдущего докладчика.
Разумеется, пренебрежение элементарными нуждаминаселения в угоду неким корыстным интересам имеет место не только в Химкинскомрайоне (поминалась на Слушаниях недобрым словом и знаменитая химкинская свалка,отравляющая город и угрожающая из-за обилия птиц безопасности полетов). То жесамое происходит по всей стране, включая Москву. О безысходных московскихпробках тоже говорилось на Слушаниях. Приведу один пример для наглядности: уметро Теплый Стан вечная бесконечная пробка. Три года назад там снесли рыночек,и возникла возможность решить проблему – расширить выезд с Профсоюзной улицы вЯсенево. Однако неожиданно для всех на месте рынка вырос гигантский «Принц-Плаза»,а десятки тысяч москвичей продолжают мучиться в этой пробке. Кто принимал это впрямом смысле слова антинародное решение о строительстве на освободившейсяплощади торгового центра? Какова было процедура? Где общественность, интересыкоторой оказались столь цинично ущемлены? Опять абсурд – как норма нашей жизни.
Я полагаю, что задача Общественной палаты РФ –найти ответы на эти непростые вопросы. А главное – разработать и предложитьэффективный механизм общественного контроля, участия в принятии градостроительныхрешений общественности, по-настоящему независимой от исполнительной власти. Вноябре Госдума планирует рассмотреть во втором чтении новую редакциюГрадостроительного кодекса, и Общественная палата РФ не должна остаться встороне от этого процесса. В этой связи не лишне отметить, что в международном консорциуме, выигравшем тендер настроительство упомянутой автострады Турку-Муурла, первым пунктом числитсяфранцузская фирма по связям с общественностью. А в случае «Химок» президентРоссийско-французской торгово-промышленной палаты (CCIFR) Эмманюэль Киде на днях обратился к ПрезидентуРоссии с просьбой не отменять строительство трассы через Химкинский лес. Вот испрашивается: почему с финнами обращаются, как с людьми, а с нами, как сбыдлом? Убежден, что найти ответ на этот вопрос и предложить рецепты поисправлению этой вековой ситуации – главная стратегическая задача Общественнойпалаты Российской Федерации.
И более конкретное предложение – по «химкинской»проблеме. Мне кажется, что будет правильно и разумно, если Общественная палатаРоссийской Федерации изучит и рекомендует в качестве простейшего решающегопроблему варианта расширение Ленинградского шоссе на протяжении 5 километров отМКАД до поворота на Шереметьево. А также обратится к Генеральному прокурору РФи в Следственный комитет при прокуратуре РФ с просьбой провести проверкузаконности продажи полосы вдоль Ленинградского шоссе коммерческим структурам.