29 ноября на Фестивале публичных лекций #ЗНАТЬ выступили кореевед Андрей Ланьков, гляциолог Ольга Соломина и физик Валерий Рубаков.
Корея на пути к Швеции
Андрей Николаевич Ланьков прочитал свою лекцию по скайпу из Сеула, где он работает в Университете Кунмин. Лекция была посвящена демографическим процессам, связанным с модернизацией в Южной Корее, и проблемам, возникающим в этой сфере.
Андрей Ланьков напомнил слушателям, что в случае Кореи мы имеем дело с так называемой «спрессованной модернизацией», когда все процессы очень скоротечны. Еще в 1960 году Корея по доходу на душу населения уступала Шри-Ланке и Индонезии, она была сельскохозяйственной страной, где сохранялось традиционное общество. Теперь же это развитое индустриальное государство, примерно уровня средней страны Западной Европы. Все произошло на глазах одного поколения.
В 60-е годы в Корее складывается тип режима, который получил название «диктатора развития». В нем жесткий авторитаризм сочетается с усилиями, направленными на экстренное развитие страны. Но очень быстро власти Кореи стали опасаться, что высокий уровень рождаемости, поддерживаемый традиционной культурой, остановит экономический рост. Поэтому в стране была начата кампания, направленная на сокращение рождаемости. Читались лекции по методам контрацепции и планированию семьи, рисовались плакаты, где счастливые, любящие родители обнимают двух дочек, а внизу идет надпись: «Неважно сын или дочь, рожайте только двоих» и так далее.
Усилия увенчались успехом. Если в 1960 году в Корее было в 6,1 рождений на женщину, то в 1970 этот показатель составлял 4,5, в 1950 – 2,8, в 1990 – 1,6, в 2000 – 1,4, в 2010 – 1,2. Во многом к этому привело то, что в ходе урбанизации становилось больше работающих женщин, росло женское образование. И женщины уже вовсе не стремились завершить карьеру, выйдя замуж. Довольно долгое время в Корее существовали препятствия для замужней женщины продолжить работу по найму (после замужества ее просто увольняли), но и они были преодолены.
В 1980-е возникла проблема с высоким дисбалансом полов. Мальчиков стало значительно больше девочек. На корейцев все-таки оказывало сильное влияние конфуцианское представление о том, что ценность в семье – мальчик, который будет заботиться о родителях в старости, а девочка – это «отход производства». И пропагандистский лозунг «неважно сын или дочь» действовал плохо. Поэтому с появлением методов определения пола будущего ребенка, родители все чаще прибегали к аборту в случае, когда должна была родиться девочка. В отдельных районах соотношение новорожденных мальчиков и девочек достигло 130 к 100. Государство приняло серьезные меры, чтобы этот дисбаланс выровнять, вплоть до законодательного запрета определения пола ребенка и суровых санкций для врачей, это запрет нарушивших. К 2000 году проблема была в целом решена, а в 2013 году страна вышла на естественный уровень соотношения полов новорожденных 100 девочек на 105 мальчиков
Также следствием изменений в Корее стало увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни. В 1910 году она за счет высокой младенческой смертности составляла всего 24 года, в 1945 – 45 лет, в 1980 – 66 лет, в 1990 – 71 год, в 2000 – 76 лет, в 2010 – 81 год. Сейчас она увеличивается примерно на полгода за год. В сочетании с низкой рождаемостью это вызывает стремительное старение населения. Если сейчас в Корее на одного старика приходится шесть людей трудоспособного возраста, то к 2050 году это соотношение составит 1:1,5.
Рассказал Андрей Ланьков и о том, как из страны – источника мигрантов Корея превратилась в привлекательный центр миграции. Это произошло с начала 90-х, когда произошла либерализация трудового законодательства и появились эффективные профсоюзы. Сейчас в Корее живет 1,6 млн. иностранцев, большинство из которых –гастарбайтеры. 54% из них выходцы из Китая (не только китайцы, но и живущие в Китае корейцы), 9% - вьетнамцы.
Но есть в Корее и особый тип иммиграции. С 2000 года Корея стала одной из самых склонных к смешенным бракам стран мира. Это происходит из-за нехватки невест, особенно в сельских районах, где из-за стремительной урбанизации населения вообще остается мало. Прочно остаются в деревнях только те, кому принадлежит оставшийся от предков участок земли. Но если у них есть какие-нибудь недостатки, действительные или мнимые, найти жену им среди односельчан очень трудно: все про всех всё знают. Поэтому можно обратиться в специализированную фирму, где помогут найти невесту за границей. Сперва большинство иностранных невест приезжало из Китая. Но со временем об этих девушка распространилась дурная слава, что они, прожив с мужем два года, необходимых для получения корейского гражданства, затем его бросают и начинают самостоятельную жизнь в благополучной Корее. Поэтому теперь на первое место вышли вьетнамские невесты. А рекламные плакаты фирм украсились надписями: «Вьетнамские девушки. Они не убегают». Сейчас в сельских провинциях юго-запада с приезжими невестами заключается до четверти всех браков.
На вопрос о том, куда сейчас движется Южная Корея в целом, со всеми описанными демографическими тенденциями и другими трендами в развитии общества, Андрей Ланьков сказал, что это движение в сторону Швеции и Норвегии. Со временем общество в Южной Корее будет все более напоминать то, что сложилось в странах севера Европы. Конечно, у Кореи есть специфические факторы, влияющие на ситуацию (и наличие северного соседа – лишь один из них). Поэтому будущее может оказаться и более неожиданным.
Ранее на Полит.ру неоднократно публиковались статьи Андрея Ланькова, посвященные КНДР и Республике Корея:
За фасадом северокорейского социализма: видео против информационной блокады
Оппозиция, Ким Ир Сен и северокорейская правящая элита в середине 1950-х гг.
Структура образования и науки в Корее
«Южная Корея всегда оставалась таким небольшим хобби»
Ритуал публичного разоблачения
Всеобщая «организационная жизнь»
Первая ячейка корейского управления
«Полосатые источники»
Доктор географических наук, член-корреспондент РАН Ольга Николаевна Соломина рассказала о работе палеоклиматологов, выясняющих, каким был климат в прошлом. В лекции были представлены методы палеоклиматологии, и их оказалось не так уж мало.
Первые регулярные наблюдения за погодой с фиксацией результатов начались в 1750-х годах в австрийских Альпах, например, в обсерватории в Кремсмюнстере. Но письменные источники позволяют найди данные и о более ранних эпохах. Как правило, они говорят наиболее выдающихся погодных событиях: грандиозных засухах, необычно суровых холодах и так далее. Нужно знать особые методы работы с такого рода источниками, например, понимать, что летописец обычно копировал предшествующие летописи и лишь затем добавлял к ним что-то новое. Вполне возможно, скажем, что для летописи, составленной в Новгороде, источником послужила киевская летопись, поэтому засуха и неурожай, отмеченные в ней в одно из ранних лет могут относиться лишь к Киеву, а были ли они в Новгороде – непонятно. Есть и другие источники. Задолго до регулярных погодных наблюдений жители в Швейцарии из года в год фиксировали дату начала сбора винограда, а японцы – дату цветения сакуры. Был у японцев и обычай подношения даров императору по случаю первого снега. Церемония скрупулезно фиксировалась в официальной хронике, и в результате мы располагаем сведениями о дате первого снегопада в Японии на протяжении нескольких столетий.
Но все-таки для изучения более длительных периодов надо обращаться к природным архивам. Их много. Отложения торфа позволяют судить об изменении климата. Остающиеся после ледника ленточные глины помогают определить периоды наступления и отступления ледников. Ученые анализируют пыльцу растений в отложениях на суше и скелеты диатомовых водорослей в донных осадках. И там, и там видовой состав позволяет делать выводы о климате.
Существуют методы датирования природных «архивных записей». Наиболее известен радиоуглеродный метод, но сейчас существует и ряд других, основанных на содержании космогенных изотопов, например, бериллия-10. Есть и лихеномеханический способ датирования, который применяется к ледниковым отложениям. Если известна скорость роста корковых лишайников в этой местности, можно понять, как давно ледник принес сюда камни и они начали обрастать лишайником. На Кавказе этот метод охватывает датировки до тысячи лет, а в Арктике – до пяти тысяч.
Наконец, излюбленные палеоклиматологами, да и не только ими, источники, которые можно назвать полосатыми. Их общая характеристика – накопление нового слоя в течение года. Таким образом датировать событие они позволяют с точностью до года или даже до сезона. К ним относятся древесные кольца, ледники, озерные отложения, отложения пещер (сталактиты и сталагмиты), кораллы.
Ольга Соломина рассказала и о проблемах, которые возникают при работе с этими источниками. Например, размер годового прироста дерева зависит обычно не от всей совокупности условий, а от одного параметра (лимитирующего фактора). Для сосны, растущей на севере, это будет летняя температура, а для сосны того же вида на юге – влажность. Если же условия резко поменяются, то лимитирующий фактор может смениться при жизни дерева. Например, отступление вечной мерзлоты может сделать главным фактором наличие влаги, а не температуру. Существуют и так называемые «ленивые деревья», у которых контраста в приросте год от года почти нет, ширина годовых колец одинакова. Они малоинформативны для исследователя. И все-таки сейчас дендрохронология в Европе покрывает уже период в 12 тысяч лет.
Особо интересны годовые слои ледников, которые во-первых могут охватывать не сотни лет, как годовые кольца деревьев, а тысячелетия, и во-вторых несут информацию о множестве климатических факторов. Когда на ледник выпадает снег, снег спрессовывает в фирн, а фирн в лед, во льду остаются микроскопические включения воздуха прошлых эпох.
На нашем сайте можно также прочитать интервью Ольги Соломиной. Затронутым в лекции темам посвящен ряд материалов «Полит.ру»
Климатическая сенсация. Что нас ожидает в ближайшем и отдаленном будущем?
Криптон помогает датировать антарктический лед
Земляные черви помогут реконструировать древний климат
Климат в прошлом настоящем и будущем
Четыре загадки
Третьи выступлением в этот день стала лекция «Загадки Вселенной». Ее прочитал академик РАН, главный научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Валерий Анатольевич Рубаков. Он рассказал о существующих в современной физике представлениях о строении мира и концепциях эволюции Вселенной и показал, что имеющихся на настоящий момент данных об элементарных частицах, фундаментальных взаимодействиях и формах материи недостаточно, чтобы объяснить наблюдаемые факты.
Валерий Рыбаков подробно остановился на четырех серьезных загадках, над решением которых работают сейчас физики. Первая загадка сводится к вопросу «Откуда взялось вещество?» (так называемая проблема барионной асимметрии). Несомненно, что во Вселенной вещество преобладает над антивеществом. Галактики, звезды, планеты, Земля и каждый из нас – зримые примеры этого. Однако, если во время Большого взрыва образовалось равное количество материи и антиматерии, то они бы давно аннигилировали, и вещества не осталось бы вовсе. Следовательно, в какой-то момент нарушался закон сохранения барионного числа, и кварков образовывалось немного больше, чем антикварков. Из этого избытка кварков (а расчеты показывают, что на 1 млрд. рождающихся пар кварк-антикварк появлялся 1 избыточный кварк) и образовалось всё вещество Вселенной. Физики уже довольно давно открыли нарушение комбинированной четности (CP-нарушение). В 1964 году Джеймс Кронин и Вэл Фитч обнаружили это нарушение при распаде нейтральных К0-мезонов. К0-мезон распадается на два пи-мезона с испусканием позитронов чаще, чем с испусканием электронов. Разница в частоте составляет лишь 0,3%, но это явно указывает на нарушение СР-симметрии. А. Д. Сахаров в 1968 году предположил, что именно это нарушение СР-симметрии сделало возможным существование нашего мира. В 2000-х годах СР-нарушение было обнаружено в экспериментах BaBar и Belle. Однако, по словам Валерия Рубакова, одного лишь СР-нарушения недостаточно для создания необходимого избытка материи. Он рассказал о другом явлении, которое может объяснить барионную асимметрию – нейтринной осцилляции. Оно заключается во взаимопревращении разных типов нейтрино: электронного, мюонного, тау-нейтрино.
Вторая и третья загадки связаны соответственно с темной материей и темной энергией. Сейчас уже понятно, что лишь примерно 4% состава Вселенной – это известные по Стандартной модели кварки, лептоны и переносчики взаимодействий – бозоны. Все остальное приходится на темную материю (примерно 26%) и темную энергию (почти 70%). Мы не можем наблюдать их непосредственно, но нам доступны вызванные ими эффекты. Среди таких проявлений – эффект гравитационной линзы, когда массивное тело искривляет проходящее мимо него электромагнитное излучение, также как оптическая линза искривляет луч света. Благодаря этому эффекту мы обнаруживаем скопления темной материи. К выводу о существовании темной энергии ученые пришли, когда отметили, что Вселенная не просто расширяется, а это расширение ускоряется со временем. Темная энергия очень равномерно распределена и имеет низкую плотность (около 10−29 г/см³), поэтому ее не удается обнаружить экспериментально. Однако для судьбы Вселенной темная энергия очень важна. От того, будет ли она возрастать или уменьшаться, зависит, продолжится ли расширение Вселенной бесконечно или же оно сменится сжатием.
Наконец, четвертая загадка связана с тем, что было до горячей стадии эволюции Вселенной. Из стандартной теории Большого взрыва («модель горячей Вселенной») следовала высокая однородность начального состояния. А значит, реликтовое излучение должно быть изотропным, не иметь неоднородностей углового размера больше 2°. Но, как показывают наблюдения, такие неоднородности есть. Для их объяснения была создана инфляционная теория, согласно которой на очень ранних этапах после Большого взрыва Вселенная расширялась экспоненциально, с очень большой скоростью. И лишь затем, когда это расширение завершилось, начались стадии эволюции, предусмотренные моделью «горячей» Вселенной: образование барионов, эпоха нуклеосинтеза и так далее. Подтвердить инфляционную теорию могло бы обнаружение реликтовых гравитационных волн. Сейчас их усиленно ищут. В марте этого года ученые сообщили, что в эксперименте BICEP-2 такие волны были найдены, но, как говорит Валерий Рубаков, скорее всего сообщение об успехе было преждевременным и BICEP-2 обнаружил не гравитационные волны, а неизвестные ранее особенности излучения галактик.
Ранее Валерий Рубаков прочитал в проекте Публичные лекции Полит.ру лекцию на тему: «Открытие бозона Хиггса на Большом адронном коллайдере». Также теме нынешней лекции посвящены другие наши публикации:
Сто лет развития космологии: 1915 – 2014
«РадиоАстрон» и тайны Вселенной
Вселенная: неизменная, расширяющаяся, ускоряющаяся