Рубрика «Медленное чтение» представляет книги, вошедшие в длинный список премии «Просветитель» 2021 года. В него вошли 25 из более чем двухсот книг, присланных на конкурс. В сентябре станут известны книги-финалисты в категориях «Гуманитарные науки» и «Естественные и точные науки». Церемония награждения лауреатов книжных премий — «Просветитель» и «Просветитель.Перевод» — состоится 18 ноября в Москве.
Издательство «Евразия» представляет книгу историка Андрея Банникова «Быть легионером». В предлагаемой вниманию читателя книге нет описаний походов, сражений и осад. Вообще почти всё, что касается непосредственного ведения военных действий, автор умышленно обходит стороной, фокусируя свое внимание на условиях повседневной жизни легионеров в эпоху ранней Империи (I–II вв.). В серии небольших, но достаточно информативных очерков прослеживается путь римского воина от того момента, как он новобранцем попадает в армию, до получения им статуса ветерана и выхода в отставку.
Предлагаем прочитать фрагмент книги, в котором речь идет о питании римских легионеров.
Рацион солдата. Хлеб (frumentum) всегда оставался для военных основным видом продовольствия. Остальные виды продуктов, при всей их важности для сбалансированного питания, считались вторичными. Неслучайно Вегеций рекомендует в случае угрозы вражеской осады зарезать всех животных и заготовить солонину, «чтобы благодаря запасу мяса хватило бы хлеба» (Veg., Epit., IV, 7). Для приготовления хлеба зерно нужно было смолоть в муку[1]. Существуют многочисленные указания, что у солдат было в обычае ежедневно выпекать для себя хлеб. Эта процедура осуществлялась, вероятно, на уровне контуберния, для чего за каждым из них была закреплена небольшая каменная мельница (mola manuaria), способная смолоть около 4 кг зерна в час.
Практика приготавливать для себя хлеб была, очевидно, типично военной. Даже император Каракалла, как утверждает Геродиан, находясь в военном лагере, сам молол для себя зерно: «ровно столько, сколько нужно было для него одного, замешивал тесто и, испекши на углях, ел» (Herod., Hist., IV 7, 5; пер. А. К. Гаврилова).
Однако во время военных кампаний после совершения длительных переходов солдаты не всегда имели возможность выпекать хлеб. Поэтому зерно стали заменять сухарями или некоторым подобием галет (buссellatum), которые, сохраняя калорийную ценность хлеба, весили значительно меньше (600 г против 850 г хлебного пайка). Начиная со II в. войска, отправлявшиеся в поход, должны были брать с собой сухари, а не зерно. Вместе с тем по своим вкусовым качествам сухари не могли сравниться со свежим хлебом. Чтобы получать его, солдаты стали прибегать к услугам хлебопеков, следовавших за армией. Впрочем, те из военачальников, кто был поборником суровой дисциплины, запрещали подобные излишества и требовали, чтобы не только солдаты, но и все, находившиеся при армии, употребляли только buсcellatum (SHA, Pesc., 10, 4).
Согласно утверждению автора жизнеописания Авидия Кассия, выступавшему в поход солдату полагалось брать с собой лишь сухари и акет (acetum) — кислое вино низкого качества (возможно, винный уксус) (SHA, Avid. Caes., 5, 3).
Обычным солдатским питьем была поска (posca), приготовлявшаяся из воды, уксуса (акета) и яиц (SHA, Hadr., 10, 2). Поска служила не только дешевым общераспространенным напитком, но и дезинфицирующим средством для ран.
В мирное время рацион римского солдата был, конечно же, намного богаче и разнообразнее. На 60–75 % он состоял из злаковых[2], оставшуюся часть образовывали другие продукты: мясо, рыба, овощи, фрукты, сыр, яйца, оливковое масло и вино, которые были способны дать протеины и витамины, необходимые для сбалансированного режима питания.
Из мяса употребляли главным образом свинину и говядину. Средняя норма потребления мяса составляла приблизительно половину римского фунта (около 160 г). Вегеций советует также выращивать домашнюю птицу, поскольку она не требует больших расходов и идеально подходит для кормления больных (Veg., Epit., IV, 7).
Потребление рыбы, хотя ее и было очень трудно хранить, засвидетельствовано благодаря многочисленным находкам рыбьих костей и других останков в местах дислокации римских воинских частей. Речная рыба (главным образом форель, щука, осетр) регулярно ловилась возле легионных лагерей, вдоль берегов Рейна и Дуная, где были обнаружены также останки крючков и рыболовных снастей. Морская рыба (треска, анчоус, тунец), а также морепродукты доставлялись местными торговцами в города и крепости, даже весьма удаленные от побережья.
Из овощей ели, в основном, бобы, чечевицу и горох, обеспечивавшие скромное количество протеина по умеренным ценам, из фруктов (как в свежем, так и в сухом виде) — яблоки, груши, сливы, виноград, вишню, различные виды лесных фруктов, смокву, а также орехи и каштаны, в восточных областях можно было найти персики и абрикосы. Вегеций предписывает разводить сады возле домов и на городских площадях (Veg., Epit., IV, 7), чтобы всегда иметь запас фруктов, которые легко сохранялись посредством сушки.
Сыр, полученный из молока коров, овец или коз, возможно, приготовлялся в лагерях самими солдатами. Его ежедневное потребление составляло приблизительно 30 г на человека.
Оливковое масло было одной из фундаментальных составляющих здорового питания. Его использовали в качестве приправы, для жарки и как лекарственное средство.
В мирное время солдаты обычно пили вино (vinum)[3]. Ежедневное потребление вина должно было составлять половину секстария (0,27 л). Вино могли также брать с собой, отправляясь в поход, однако время от времени командование запрещало это делать, требуя, чтобы солдаты довольствовались только акетом (SHA, Pesc., 10, 3).
На северной границе уже в период принципата было весьма распространено потребление пива (cervesa). В позднюю эпоху, когда количество галлов и германцев в армии значительно увеличилось, этот напиток стал иметь еще большее хождение в военной среде.
[1] Мука могла идти не только на приготовление хлеба: например, засвидетельствовано частое приготовление пулты (puls) ― густой похлебки или каши из муки двузернянки, воды, масла и молока.
[2] То большое значение, которое придавали зерну, объясняется, прежде всего, легкостью его транспортировки и возможностью длительного хранения, то есть характеристиками, удовлетворявшими условиям продолжительных военных маршей. Кроме пшеницы, весьма распространенной была полба, но использовались также и другие виды злаковых, такие как просо и ячмень. Ячмень считался пищей низшего качества, поэтому выдавался в качестве меры наказания (Liv., Hist., XXVIII, 13; Front., Strat., IV, 1, 25) либо использовался при стесненных обстоятельствах (Caes., BC, III, 47).
[3] Нужно учитывать, что вино было самым настоящим продуктом питания: 1 литр вина крепостью 12 % содержал около 700 калорий.
Ранее в нашей рубрике были представлены следующие книги из длинного списка премии «Просветитель».