Специалистов, которые в России владеют искусством "эпигрАфы разбирать" , совсем немного. Редкая это профессия - чтение древних надписей. Они пишутся современниками с одной целью, а потомки читают в них совсем другое... Так, совсем недавно, благодаря одному немногословному сообщению на старой стене, был обнаружен самый древний датированный христианский храм на территории Российской Федерации. Об этом рассказал Ольге Орловой кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Всеобщей истории РАН Андрей Виноградов.
Андрей Юрьевич, ваша область интересов - Христианский Восток. Что включает в себя это понятие?
Для средневекового человека центром мира был Иерусалим. Если мы посмотрим на карты мира того времени, то они рисовались с Иерусалимом в центре. И таким образом получалось, что Христианский Восток – это то, что к востоку от Иерусалима. А на самом деле для Европы Иерусалим – тоже Восток. Так что понятие Востока довольно относительно. Например, с точки зрения западной науки, Христианский Восток – это все народы, включая славян, греков и жителей дальше на Юге. А с точки зрения нашей общей цивилизации, мы и сами по себе Восток, поскольку в нашей парадигме Восток – это что-то положительное: «воссияет свет с Востока!» Но есть и другой взгляд: обычно любая цивилизация рассматривает себя центром. И мы в этом смысле традиционно считаем Востоком то, что находится восточнее от нас. Грубо говоря, есть два понимания – научное и цивилизационное. Научное понятие Христианского Востока включает в себя всю культуру восточного Средиземноморья. И исходя из этого можно провести некую границу, которая будет ограничивать движение на Запад, но не на Восток. Можем ограничиться поясом «Египет- Палестина- Сирия - Грузия». А куда мы денем Эфиопию? А Армению? Или Иран? А как быть с ранними христианскими миссионерами в Китае?
Получается, что Христианский Восток доходит до Китая. А что же такое Христианский Запад?
Еще в XV веке мы могли бы сказать, что Христианский Запад – это то, что починяется Папе, а сейчас и этого сказать нельзя. Протестанты ему не подчиняются. Они при этом, безусловно, относятся к Христианскому Западу. Сейчас границы очень размыты.
Да и у нас все не так просто. Недавно с вашим непосредственным участием был обнаружен самый древний датированный христианский храм на территории России. А обнаружили вы его там, где сейчас живут в основном мусульмане?
Да. На территории Карачаево-Черкессии был найден древний аланский храм, построенный в 965 году. Этот храм расписывали трижды, в последние годы роспись стала осыпаться, и исследовать постройку было довольно трудно. Тем более, что в нашей науке давно укрепилось мнение, что ничего из фресок не сохранилось, и потому надо пользоваться старыми копиями и изучать архивы. Но мой друг и коллега Денис Белецкий этому не поверил. Он сам сплел из веревок и палочек лестницу, залез на старые леса и стал изучать стены. Выяснилось, что было не два, а четыре этапа росписей: сначала нарисовали простые кресты в простенках между окнами, потом в алтаре была выполнена орнаментальная декорация, затем был написан образ Богоматери. Интересно, что это древнейший из известных нам образов Божьей матери Изгнание – он датируется первой половиной XI века. Потом обнаружили надпись на древнегреческом: «Освящен и обновлен Храм Пресвятой Богородицы в царствование Никифора Императора и Давида Эксусеократора и Марии Эксусеократориссы Алан, рукою моею Федора Митрополита Алании – дальше идет дата в переводе на наше летоисчисление 1 апреля 965 года». И приписано, чьей рукою подписано. Т.е мы имеем когда, в честь кого, кем и при каких властителях был построен храм.
Аланы приняли христианство раньше, чем его приняли на Руси?
Это очевидно. Невозможно назвать точный день и час, но я считаю знаковой датой 914 год.
Почему?
Это год становления аланской кафедры. В этот год из Константинополя выехал в Аланию архиепископ, о чем мы знаем из писем константинопольского патриарха Николая Мистика. А найденный храм датирован 965-м годом. За это время, согласно некоторым арабским источниками, аланы после поражения от хазар уже успели отвлечься от христианства. В 931-932 годах хазары заставили их выгнать всех христианских священников, как византийских шпионов. Около 950 года византийцы возвращаются в Аланию и начинают строить храмы. В это время Владыка Аланский из архиепископа становится митрополитом. И тогда же повышается дипломатический статус Алании: ее правитель из тархонта становится эксусеократом. Т.е. получает титул, придуманный специально для аланского правителя. Византийский император обращался к нему с письмом, а не с приказанием, как к другим. И из этой же расшифрованной надписи мы узнаем и имена правителя и его жены - Давид и Мария. Интересно, что в карачаевских преданиях сохранились сведения о Давид-хане и его жене Мирьям. Возможно, это отголоски того правления.
Что для эпиграфиста означает «расшифровать надпись»?
В нашем представлении текст - это набор неких слов, которые разделены между собой разделами и знаками препинания. Поэтому мы легко читаем тексты. Если же мы уберем из текста все пробелы и знаки препинания, у вас уже будут некоторые сложности. Если же снабдить этот текст сокращениями, а не выписывать слова целиком, сложностей прибавится. А если вы еще в тексте пропустите некоторые смысловые части, вот тогда вы придете к мысли о том, что текст нуждается в дешифровке.
Зачем так писали тексты?
Такова традиция греческой эпиграфии… Они все писали, не разделяя слова разделами. У них было какой-то другое сознание – они по-другому делили слова. А сокращения употребляли для удобства – чтобы донести больший объем информации. Кроме того, и почерк может быть разным. Одно дело древнегреческие надписи, которые выполнены аккуратным, хорошим письмом, а другое дело византийские – где очень много непонятного...
В чем специфика работы эпиграфиста по сравнению с обычным текстологом?
Эпиграфика в отличие, скажем, от литературоведения, может оперировать сверхмалыми величинами. Например, для литературоведа «Господи, помилуй!» - не текст, а для эпиграфиста - текст. Ведь эпиграфика обязательно работает с материальным контекстом найденного текста, и потому она, подобно социологии, этнографии и ряду других дисциплин, - наука «в поле». Эпиграфист работает с надписью, как с археологическим памятником. Иногда надпись по шрифту бывает такой странной, что ее невозможно датировать по почерку. Мы вынуждены прибегать к археологическому контексту.
Как это работает на деле?
Например, мы чрезвычайно мало знаем об истории средневекового Крыма – недостаточно письменных источников. Ответы приходится искать в надписях. Например, во время работ в одном пещерном храме, Успения на Эски-Кермене, мы очень хотели найти надпись, которая могла бы хоть что-то прояснить. Но к своему разочарованию нашли только «Радуйся, обрадованная!» - слова, относящиеся к сцене Благовещения. А ответ пришел совсем с другой стороны. Стали изучать изображения святых: сразу за преградой Святой Георгий а рядом некий – епископ. И надпись « - Арсений Всесвятейший архиепископ Константинопольский». Далее начинаем рассуждать. Если он не святой, а все святейший, значит, речь идет о живом человеке и его титуле. К тому же мы знаем, что патриарх Константинопольский Арсений был всего один - Арсений Авториан в XIII веке. Заметим, что именно при нем византийцы вернулись в Константинополь.
Таким образом храм приобрел дату?
Да, он ожил, благодаря надписи, которая собственно об этом и не сообщала. Может быть, авторы надписи хотели сообщить, что они принадлежали к константинопольской иерархии, а не трапезундской или что-то еще, но они явно не стремились сообщать о дате строительства храма.
О чем еще, кроме дат, могут сообщить древние надписи?
В частности - состав населения. Например, если мы встречаем греческие имена, это еще не значит, что там жили одни греки. Но любопытно, когда и как появляются тюркские имена или сохраняются остатки иранских имен. Мы можем наглядно наблюдать смешение традиций. Читаем надпись, сделанную православным священником, а у него самого имя тюркское, а у его отца – греческое. То есть мы читаем на камнях, как образовывались новые этносы из остатков племен скифов, сарматов, готов, которые были все чуть-чуть помножены на греческую культуру. И с приходом тюрков у них возникает новый этнос, который по сути стал основой нынешних крымских татар.
Одни народы в то время формировались, а ведь кто-то и исчез…
Да те же готы существовали в Крыму по крайней мере до 16 века. В 16 веке фламандский посланник в Константинополе Бусбек еще видел человека, который умел говорить по-готски. Он записал около 100 готских слов, и это тогда, когда готы больше чем полстолетия уже вымерли в Европе. Вскоре, мы знаем, готский язык станет предметом изучения и гордости германской нации.
То есть иногда эпиграфика дает ответы на вопросы, обращенные, собственно не совсем к ней?
Конечно. Например, находим надпись в одном храме в горном Крыму: « Выкопана эта могила от моего монастыря». Она значит, что автор выкопал данную могилу законно, на основе разрешения своего монастыря. В чем дополнительная, и может быть самая важная информация для нас сейчас в эти словах? Во время написания здесь был монастырь, о чем мы бы не узнали, так как никаких знаков, указывающих на это не было. Но теперь надпись заставила нас по-другому взглянуть на весь комплекс зданий вокруг.
Насколько эпиграфисты смелы в своих толкованиях? Что в вашей специальности – признак непрофессионализм?
Есть три уровня непрофессионализма эпиграфиста. Первый уровень – это фактические ошибки. Если количество этих ошибок слишком велико, то человек перестает быть для научного сообщества эпиграфистом. Второй вид ошибок – нарушение формальной логики, когда человек перескакивает с места на место, и делает выводы, не доказывая. Но эти оба типа ошибок легко выявляемы. И есть третий уровень ошибок – наиболее опасный - когда ученый неправильно маркирует типы своих высказываний. Гипотезы он выдает за теорию, теорию называет фактом. На второй странице он пишет «можно предположить», а на восьмой - «как мы доказали». Каждый человек неизбежно раб своей теории, но степень доказательности должна быть.
А чем конкретно ограничена научная фантазия эпиграфиста?
Прежде всего – сопротивлением материала. Из него нельзя выжить больше, чем ты хочешь. У надписи есть некоторая особенность по сравнению с обычным текстом: надписи редко бывают неоформленными. Я имею в виду, что они обычно воспроизводят некоторую стандартную форму с адаптацией на конкретные условия. Люди сообщали о событиях в той форме, в какой это было принято делать в их местности и в их времена, а не иначе. И к Богу они обращались так, как это было принято обращаться. Сейчас эта традиция давно ушла в прошлое, но вот недавно в храме в Абхазии я сфотографировал надпись времен грузино-абхазской войны «Господи, помоги твоей плачущей Абсны (Абхазии) в этот тяжелый для нее час». Это тоже проявление своеобразной эпиграфической культуры. Но естественно, что материал всегда придает особую выразительность надписи. По аналогии с текстом, который не существует без контекста. Если мы находим египетскую стеллу, на которой есть всего один иероглиф, то это уже текст. Поскольку мы знаем границу этого текста – мы видим, что здесь не предполагалось другого знака. И тот же самый иероглиф просто в азбуке – уже не текст.
Одна из отличительных особенностей древней надписи в том, что она функциональна. Она не пишется просто так, а всегда что-то маркирует. И поэтому одна из главный задач эпиграфиста – определить цель высказывания. Например, в Крыму было известное святилище, куда заходили моряки и оставляли свои граффити, порой по смыслу напоминающие «здесь был Вася». Но подлинный смысл был иной «Я здесь был и прибегаю к помощи Бога». А если приплывал «серьезный» корабль, то изображали целый корабль с воинами на борту. Это тоже знак - знак собственной суверенности.
Но вы говорили, что надписи создаются всегда по строгой форме. Не означает ли это, что по форме легко и сразу определить цель написания?
Нет, в строгом смысле надписи никогда не дублируются. Очень редко один и тот же указ рассылался в копиях. Каждый раз это рождение нового текста. Поскольку та древняя культура не знала тиражирования. И не только текста. Личности – тоже .