Специалист Центра АСТ (Анализ стратегий и технологий) Руслан Алиев проанализировал в статье "Характеристика рынка вооружений Сирии" в журнале "Экспорт вооружений" N3 2004 перспективность для России сирийского рынка. Статья любезно предоставлена "Полит.ру" Центром АСТ.
Экономика Сирийской Арабской Республики является плановой (применяется система пятилеток), большая часть экономически активного населения занята в государственных предприятиях и сельских кооперативах, хотя имеется и значительный частный сектор. Вся политическая власть в стране монополизирована Партией арабского социалистического возрождения (ПАСВ)1, представители которой жестко контролируют всю экономическую деятельность, результатом чего явились бюрократия и коррупция. Традиционно большим влиянием пользуются военные (страна c момента прихода к власти баасистов в 1963 году живет в режиме военного положения).
К моменту прихода к власти Башара Асада, избранного на этот пост после смерти его отца, президента Хафеза Асада, Сирия находилась в довольно тяжелом экономическом положении. Темпы экономического роста в 1999 году были отрицательными, нефтедобыча падала, быстро увеличивалась демографическая нагрузка, уровень безработицы достигал 20%. В связи с этим с 2000 года проводятся реформы с целью модернизации экономики и ограниченной либерализации общественно-политической жизни Сирии. Так, в 2001 году было разрешено создание частных банков и основана фондовая биржа. Это вызвало некоторое оживление экономики, хотя вследствие высокой рождаемости размер ВВП на душу населения продолжает стагнировать.
Стремясь добиться ускорения экономического роста и сохранения политической стабильности, сирийское правительство приступило в последние годы к реализации широкой программы государственных инвестиций, финансируя ее в значительной мере за счет роста дефицита госбюджета, запланированного на 2004 год в размере 18% ВВП (объем расходов в бюджете вдвое превысит доходы). При этом инфляция удерживается под контролем за счет сохранения основ жесткого госрегулирования экономики2.
Новые серьезные вызовы экономике и политической системе Сирии возникли в связи с иракским кризисом. "Освобождение" иракских курдов создало напряженную ситуацию и в приграничных районах Сирии с курдским населением. В конце марта 2003 года экспортные поступления в сирийский бюджет резко сократились, так как из-за начавшихся в Ираке боевых действий перестал действовать нефтепровод, связывающий Сирию и Ирак. В связи с этим рост ВВП в 2003 году оказался на крайне низком уровне в 1,8% вместо запланированных 3,5%.
В Сирии хотя и в относительно небольших объемах, но ведется добыча нефти – в среднем в объеме порядка 0,52 млн баррелей в день, из которых примерно 0,3 млн баррелей в день экспортируется, кроме того, через Сирию по нефтепроводу из Ирака проходит на вывоз в сутки примерно 0,2 млн баррелей иракской нефти. Экспорт нефти обеспечивает, по оценкам, порядка 40 – 50% доходной части бюджета страны3. Добыча ведется при содействии крупных западных нефтегазовых корпораций. В настоящее время предпринимаются меры по увеличению разведки и разработки собственных нефтяных и газовых месторождений, в том числе и с иностранным участием (включая российские компании). В апреле 2004 года министр нефтяной промышленности Ибрагим Хаддад заявил, что не видит препятствий для инвестирования иранскими нефтяными компаниями в эти проекты.
Сирия ищет партнеров как среди ближайших соседей (Иран, Турция), так и в дальнем зарубежье. Основными внешнеторговыми партнерами в 2002 году являлись Италия (8,3% оборота внешней торговли), Германия (7,4%), КНР (5,7%), Южная Корея (4,8%) и Франция (4,6%)4.
Внешние и внутренние угрозы
После подавления в 1982 году восстания исламских фундаменталистов открытых внутренних угроз политической системе Сирии, характеризуемой зарубежными обозревателями как "одна из самых авторитарных на Ближнем Востоке"5, не было. Вся общественно-политическая деятельность контролируется ПАСВ, даже в рамках Национального прогрессивного фронта (коалиция сотрудничающих под эгидой ПАСВ партий, включая коммунистическую) только три из шести его участников имеют право издавать свои газеты. Однако организованные предположительно исламистами взрывы в Дамаске в апреле 2004 года, как и беспорядки в населенном курдами городе Эль-Камышлы в марте, а также активизировавшаяся в последние несколько лет деятельность политических диссидентов позволяют усомниться во внутренней стабильности нынешнего режима в Сирии.
Серьезным потенциальным фактором возможных внутренних проблем является доминирование во властных структурах Сирии алавитского меньшинства, занимающего ключевые позиции в государственных и административных органах, армии и ПАСВ, в то время как большинство населения страны (74 %) составляют сунниты.
Отношения Сирии с ближайшими соседями с течением времени становятся все более и более сложными. Страна по-прежнему находится в состоянии войны с Израилем, и подписания мирного договора пока не предвидится. Мирному процессу мешают два острых вопроса: проблема Голанских высот и деятельность боевиков "Хезболла" на юге Ливана.
Голанские высоты, имеющие чрезвычайно важное стратегическое значение для обеих стран, сейчас оккупированы Израилем, там проживают около 20 тысяч еврейских поселенцев при вдвое большем количестве арабов.
Боевики организации "Хезболла" действуют на юге Ливана с середины восьмидесятых годов. Основную поддержку они получают из Ирана, однако Сирия не препятствует поставкам через свою территорию и боевым действиям, заявляя, что "Хезболла" ведет национально-освободительную борьбу с израильской оккупацией. Учитывая деятельность боевиков на палестинском направлении, Израиль обвиняет Сирию в пособничестве терроризму. Кроме того, один из поводов для включения Сирии в список стран-изгоев и наложения санкций со стороны США – это отказ признать тот факт, что в Дамаске находятся штаб-квартиры палестинских и ливанских террористических организаций6. После начала партизанской войны против сил США и их союзников в Ираке отношения Сирии с США обострились еще больше, поскольку американцы обвиняют Сирию в поддержке с сирийской территории действий иракских повстанцев и вообще в "неучастии в борьбе с терроризмом". США неоднократно выступали с угрозами в адрес Сирии, а 11 мая 2004 года президент Дж. Буш объявил о введении против Сирии экономических санкций. Значительным фактором сохранения напряженности в отношениях Сирии с США и Израилем остается продолжающееся присутствие контингента сирийских войск в Ливане.
В основе военной доктрины САР традиционно лежит нацеленность на Израиль в качестве главного противника. Вопрос вооруженного противостояния с Ираком после начала оккупации этой страны США фактически отпал. Доктрина, судя по всему, не исключает и возникновения вооруженных конфликтов с Турцией. Двусторонние отношения с Турцией в последние годы обострились. Турция не без оснований обвиняет Сирию в поддержке курдских сепаратистов. Сирия не признает передачу в 1939 году Францией территории Искендеруна, населенной курдами и арабами, Турции. Оценивая серьезность противостояния и возможность возникновения вооруженного противостояния, следует помнить, что с помощью каскада плотин на Евфрате Турция использует возможность давления на Ирак и Сирию, регулируя водозабор7. Пока что Сирия целенаправленно не идет на обострение конфликта, отдавая приоритет проблеме Голан и пристально следя за развитием ситуации в Ираке. В целом внешнеполитическое положение Сирии является в настоящее время напряженным и может быть охарактеризовано близким к "осадному". Положение для САР усугубляется явным упадком сирийского военного потенциала в последние полтора десятилетия.
Военно-экономические показатели
На протяжении длительного периода Сирия пользовалась значительной экономической и военной поддержкой Советского Союза, что позволило ей создать одну из наиболее мощных и технически оснащенных армий в регионе. Распад СССР не только оставил Сирии громадный внешний долг перед государством – правопреемником Советского Союза (РФ), исчисляемый примерно в 14 млрд долл.8, но и практически лишил Сирию возможности модернизировать в сколько-нибудь значимых размерах свой обширный арсенал – все оборонные ресурсы страны уходили и продолжают уходить, судя по всему, на поддержание боеготовности имеющихся сил. Со второй половины 1990-х годов Сирия была вынуждена постепенно сокращать численность личного состава вооруженных сил, а также вывести в резерв и на хранение часть полностью устаревшей боевой техники. В настоящее время прилагаются огромные усилия, чтобы поддерживать в боеспособном состоянии парк остающегося вооружения и боевой техники.
Военная промышленность страны развита слабо. В основном она представлена предприятиями по производству боеприпасов и ремонту боевой техники, построенными в 1970–1980 годах с помощью СССР и стран социалистического лагеря. Это связано с тем, что ранее все вооружения Сирия получала в избытке от СССР.
Согласно оценкам министерства обороны США, в САР ведутся работы по созданию химического оружия и менее активно – биологического. Сирия регулярно отрицает эти обвинения9. Тем не менее израильские источники считают Сирию сегодня обладателем наиболее крупного химического арсенала на Ближнем Востоке, полагая, что сирийцы тем самым пытаются дать своего рода "ответ" на израильский ядерный потенциал10.
Официальные военные расходы Сирии последние годы держатся на уровне порядка 920 млн долларов США в год (эта цифра фигурировала и в 2002 году, что дает 13 % расходной части бюджета)11. Реально, по западным оценкам, военные расходы Сирии составляли в том же 2002 году порядка 1,9 млрд долл.12 Арабский валютный фонд (AMF) приводит еще более высокие цифры, считая, что в 2001 году Сирия потратила на военные нужды 34,5 % расходов бюджета, или более 2 млрд долл.13
Вооруженные силы
Вооруженные силы Сирии состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил и войск ПВО, военно-морских сил. Общая численность вооруженных сил САР, по наиболее достоверным современным оценкам, составляет примерно 320 тыс человек. В резерве насчитывается от 350 до 360 тыс человек, из которых от 250 до 280 тыс приписаны к сухопутным войскам. Комплектование ведется по призыву сроком на 30 месяцев. Мобилизационные ресурсы САР составляют 4 млн человек, в т. ч. годных к военной службе 2,3 млн.14
Сухопутные войска Сирии имеют численность, по разным данным, от 215 до 220 тыс человек (некоторые источники дают оценки до 300 тыс чел,15 что представляется устаревшими сведениями), из которых порядка 175 тыс являются военнослужащими срочной службы. Включают три управления армейских корпусов (1-й и 2-й находятся на линии соприкосновения с Израилем, 3-й отвечает за приморское, турецкое и иракское направления), 12 дивизий (7 бронетанковых, 3 механизированные, 1 специального назначения, 1 бронетанковая Республиканской гвардии), 12 или 13 отдельных бригад (3 или 4 механизированные, 1 пограничная ("пустынная"), 3 ракетные (по одной с ракетными комплексами "Луна-М", "Точка" и Scud), 1 ракетно-артиллерийская береговой обороны, 2 артиллерийские, 2 противотанковые), 10 полков спецназа, 1 отдельный танковый полк. Кроме того, имеются резервные компоненты, включающие резервную бронетанковую дивизию и до 30 отдельных резервных пехотных полков (на базе которых в военное время предполагается развертывание двух мотопехотных дивизий и значительного числа отдельных пехотных бригад). Структура и организация частей и соединений сухопутных войск Сирии близки таковым Советской Армии 1970 – 1980-х годов.
Основная группировка сухопутных войск (в частности, все 12 регулярных дивизий) сосредоточена в южной части страны, в районах, непосредственно прилегающих к линии прекращения огня с Израилем. После заключения соглашения о перемирии с Израилем от мая 1974 года Сирия может иметь в зоне 0 – 10 км от линии прекращения огня до 6000 солдат и офицеров, 75 танков и 36 орудий калибром до 122 мм включительно. В зоне 10-20 км ограничений на число личного состава нет, а что касается техники, то там можно иметь до 450 танков и 163 артиллерийских орудия. Между Голанскими высотами и Дамаском сирийцы построили три линии обороны (первая в 10 км от линии прекращения огня), включающие полевые и долговременные укрепления, минные поля и вкопанные танки и орудия, большое количество ПТРК. Артиллерийские части, дислоцированные между Дамаском и Голанами, имеют на вооружении до 1200 танков Т-54/55, используемых как неподвижные огневые точки, более 100 122-мм орудий А-19 и до 50 152-мм МЛ-20, до 300 противотанковых орудий, в т.ч. 85-мм Д-44 и 100-мм Т-12. В районе базируются дивизия спецназа, две артиллерийские и две противотанковые бригады. Система обороны прикрыта мощными силами ПВО16.
Военно-воздушные силы и войска ПВО Сирии насчитывают около 100 тыс человек (из них до 60 тыс – в командовании ПВО). Всего в ВВС насчитывается порядка 27 эскадрилий боевой авиации, 4 эскадрильи транспортных самолетов, 11 учебных эскадрилий и до 13 эскадрилий вертолетов. Для базирования в мирное время используется 21 аэродром. Командование ПВО включает две дивизии, объединяющие 25 бригад ПВО, 2 отдельных полка ЗРК С-200ВЭ и радиотехнические части.17
Военно-морские силы Сирии немногочисленны и имеют порядка 4000 чел личного состава.
Количество вооружения и боевой техники, находящегося к настоящему времени в вооруженных силах Сирии, оценивается различными иностранными источниками весьма по-разному. Данные из наиболее авторитетных справочников сведены в соответствующую таблицу (см. табл. 2). Следует с осторожностью подходить к этим сведениям, помня об их крайней приблизительности, что связано как с высокой закрытостью Сирии как государства, так и с неясностью относительно реального количества техники, остающейся на вооружении у сирийцев после длительного периода отсутствия обновления, модернизации, а зачастую и полноценного технического обслуживания материальной части. По большинству оценок, немалая часть фигурирующего в таблице вооружения к настоящему времени пребывает в малобоеспособном состоянии, находится в резерве или на хранении, а то и попросту уже списана.
Прочие военизированные формирования
· Жандармерия – 8000 человек (в составе МВД).
· "Рабочая милиция" (она же "Народная Армия") – вооруженное ополчение ПАСВ численностью до 100 тыс чел (некоторые израильские источники дают оценки даже в 400 тыс чел).
· "Армия освобождения Палестины" – полностью контролируемая Сирией палестинская вооруженная группировка численностью примерно в 4500 человек с сирийскими офицерами и советниками. Имеет две бригады (частично в Сирии, частично в Ливане, в районе долины Бекаа и Триполи), на вооружении до 100 танков Т-54/55, 105, 122 и 152-мм орудия, РСЗО, ПТРК, ПЗРК18.
Пограничная охрана численностью до 2000 человек входит в состав сухопутных войск. Всего в Сирии, по западным данным, насчитывается до 15 различных специальных служб, занимающихся как обеспечением внутренней безопасности режима и государства, так и ведением разведки за пределами страны19.
Российское военное присутствие в Сирии представлено в настоящее время пунктом материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе, действующим с 1988 года – фактически, последним из оставшихся военных объектов России за пределами СНГ. Там постоянно находится плавучая мастерская ВМФ России, осуществляющая ремонт как российских, так и сирийских кораблей и катеров. Смена судна – каждые 6–8 месяцев.
По западным данным, в вооруженных силах САР продолжают находиться до 150 российских военных советников и специалистов, большей частью в войсках ПВО20.
Программы закупок вооружений
Удручающее положение с материальной частью и техническим уровнем оснащения вооруженных сил делает сегодня для Сирии чрезвычайно актуальной задачу модернизации парка вооружений. По российским оценкам, до 80% вооружения и военной техники, имеющихся в вооруженных силах САР, требует модернизации или замены на современные образцы21. Хотя, по сообщениям отечественной печати, Сирия намерена израсходовать на перевооружение и модернизацию армии в течение ближайших пяти лет более 2 млрд долл.22, однако реально по сей день сирийская активность в качестве потребителя на мировом рынке вооружений носит достаточно ограниченный характер, что объясняется, видимо, острой нехваткой средств.
При этом сирийцы начиная с 1990-х гг. предпринимают усилия для диверсификации источников вооружений, уже не ориентируясь в этом вопросе исключительно на Москву (чему также способствовали длительные разногласия с РФ по поводу сирийской задолженности бывшему СССР). В 1998 году был заключен контракт с итальянской фирмой Galileo Avionics на сумму примерно в 266 млн евро на осуществление 17 проектов по модернизации техники сухопутных войск Сирии,23 причем основной программой стала завершенная к августу 2003 года модернизация 122 танков Т-72 с оснащением их разработанной Galileo новой системой управления огнем TURMS-T, оборудованием для возможности стрельбы российскими управляемыми снарядами "Рефлекс", а также дополнительной защитой24. Ранее, в конце 1996 года, Сирия подписала еще более крупный контракт стоимостью порядка 800 млн долл. на модернизацию своих Т-72 с южноафриканской фирмой Denel, однако под давлением США правительство ЮАР не дало разрешения на реализацию этой сделки25.
В 1990-е годы с целью поддержания своего арсенала вооружения советского производства Сирия довольно активно производила закупку аналогичных образцов, запчастей, комплектующих и боеприпасов в разных странах, имеющих такую же технику. Наиболее тесное коммерческое сотрудничество в этой связи было установлено с Украиной. В конце 1997 года с Украиной было достигнуто соглашение о модернизации 200 сирийских танков Т-55 в вариант Т-55МВ, а после его успешной реализации – на модернизацию 300 Т-72, при этом общая сумма этих контрактов оценивалась примерно в 250 млн долл.26 В конце 2003 года западные источники сообщали о приобретении сирийцами в Белоруссии партии ПЗРК "Игла-1" стоимостью в 30 млн долл.27 Известно о сотрудничестве Сирии с Ираном, КНР и КНДР в области создания ракетного оружия, в частности, по организации производства в САР модифицированных вариантов оперативно-тактических ракет Р-17/Р-300 (более известных как Scud) с увеличенной дальностью стрельбы. По израильским данным, 23 сентября 2000 года в Сирии был произведен испытательный запуск ракеты с дальностью полета до 600 км, классифицируемой как Scud D и либо созданной с помощью КНДР, либо прямо полученной оттуда. Ранее, в 1990-е годы, из Северной Кореи в Сирию были поставлены ракеты Scud C28.
Однако бесспорно, что все эти мероприятия носят заведомо ограниченный характер и неспособны решить задачу комплексного технического перевооружения вооруженных сил САР, особенно на фоне происходящей в настоящее время очередной "революции в военном деле". Ограниченность финансовых ресурсов страны и необходимость выделять львиную долю средств военного бюджета на содержание и обеспечение боевой готовности имеющихся вооружений делают чрезвычайно актуальной задачу особо тщательной оценки решений по закупке вооружения и военной техники за рубежом с целью достижения максимальной отдачи на вложенные средства.
Военно-техническое сотрудничество с Россией
Военно-техническое сотрудничество СССР и Сирии началось в 1956 году. Всего Советский Союз поставил для сирийских вооруженных сил вооружений и военного имущества на общую сумму более 26 млрд долл. После разрыва тесных отношений между СССР и Египтом Сирия к 1980 годам приобрела статус наиболее крупного зарубежного получателя советской военной техники. В СССР были подготовлены многочисленные сирийские военные кадры (более 9,5 тыс человек). В Сирии в качестве военных советников и специалистов побывали около 14 тыс советских военных. На сегодняшний день сирийская армия более чем на 90% оснащена военной техникой советского и российского производства.
После распада СССР военно-технические связи РФ с Сирией на некоторое время оказались практически замороженными, в том числе по причине разногласий о судьбе сирийской задолженности Советскому Союзу. Своего рода "последним аккордом" советско-сирийского военно-технического сотрудничества стала поставка 300 танков Т-72А стоимостью около 270 млн долл., произведенная уже в 1992–1993 годах. В результате объем поставок Дамаску военной техники и запасных частей к ней по контрактам ГК "Росвооружение" в 1996 году составил всего 1,3 млн долл., в 1997 году – один миллион долл.
В конечном счете Москва приняла решение о прекращении увязки военно-технического сотрудничества с проблемой сирийского долга. Для расширения военных поставок стороны образовали межправительственную российско-сирийскую комиссию по ВТС. В декабре 1996 года комиссия согласовала условия расчетов за поставку специмущества и оказание технического содействия. В соответствии с достигнутыми договоренностями Россия обязалась поставить в Сирию крупную партию автоматов АКС-74У и АК-74М, а также патроны к ним, выстрелы с управляемой ракетой 9М117М "Бастион"/"Шексна", ракеты 9М113 к ПТРК "Конкурс", боеприпасы ПГ-7ВЛ к гранатомету РПГ-7, партию гранатометов РПГ-29 с ночными прицелами. Кроме того, российские специалисты должны были провести комплексную модернизацию сирийских танков Т-72 и Т-55, оснастив их комплексами управляемого вооружения и дополнительной защитой. Общий объем контрактов оценивался примерно в 1 млрд долл. 32, однако полнота их реализации неясна.
В 1998 году тульское Конструкторское бюро приборостроения провело переговоры и подписало контракт на изготовление и поставку Сирии в 1998–1999 годах ПТРК 9К133 "Корнет-Э" на сумму 65 млн долл. (включает поставку до 50 ПУ и 1000 ПТУР) и 9К115-2 "Метис-М" на сумму 73 млн долл. (оценочно – до 100 ПУ и до 2000 ПТУР). Западные источники заявляют также о поставках в Сирию тем же экспортером до 2000 выстрелов с управляемой ракетой 9М117М "Бастион", а также о получении сирийцами ракет 9М119 "Рефлекс".
В ходе визита в Сирию в ноябре 1998 года министра обороны России Игоря Сергеева удалось решить проблему реструктуризации сирийского долга России (оцененного окончательно в 7 млрд долл.). При этом, по сообщениям печати, велись переговоры о возможных поставках в Сирию танков Т-80У, истребителей Су-27, а также ЗРК С-300, однако, видимо, здесь все так и осталось на уровне разговоров.
Следует отметить, что сообщения о якобы уже осуществленных поставках в Сирию истребителей Су-27, МиГ-29СМТ и ЗРК С-300ПМУ1 постоянно появляются в иностранной печати с конца 1990-х годов, хотя их недостоверность очевидна. Как представляется, Москва под давлением США вряд ли согласится продать такие системы сирийцам.
Визит в Россию министра обороны Сирии Мустафы Тласа в мае 2001 года также должен был способствовать развитию военно-технического сотрудничества двух стран. Как сообщала пресса, подписанный в Москве документ фактически позволял Сирии перестроить свою армию. Предполагалось провести работы по модернизации всего бронетанкового парка Сирии, а также по совершенствованию системы ПВО. Предполагалось, что Сирия будет закупать самое современное российское вооружение, что вызвало озабоченность Израиля и США. Однако в результате ответных мер со стороны США, инициированных Израилем, российские предприятия ОПК заморозили сотрудничество с Сирией, в первую очередь в области систем ПВО. Так, в октябре 2002 года премьер-министр Израиля Ариэль Шарон сообщил комитету по иностранным делам и обороне Кнессета, что РФ отказалась от продажи Сирии ПЗРК "Игла".
Выводы
Сирия является естественным партнером России по ВТС. Однако до сих пор это сотрудничество не получило значительного развития и после короткого оживления в конце 1990-х годов, похоже, снова стагнирует. Решающими факторами такого развития событий являются, с одной стороны, недостаточно высокая платежеспособность сирийской стороны, вынужденной направлять основное количество средств, выделяемых на оборону, на содержание существующих вооруженных сил, а с другой стороны – политические ограничения на военное сотрудничество с Сирией вследствие резко негативного отношения к этому США. История попыток возобновления продажи российского вооружения Сирии наглядно показывает существование значительных внешних ограничений как в сфере военно-технического сотрудничества РФ с другими государствами, так и в области внешней политики России вообще.
Сирия сталкивается сегодня с серьезнейшими внешними вызовами своей национальной безопасности, находясь фактически во враждебном окружении, подвергаясь жесткому давлению со стороны США и фундаментальной военной угрозе со стороны Израиля с его высокобоеспособными и высокотехнологичными вооруженными силами. Эти вызовы, к несчастью для Дамаска, совпадают с периодом длительной деградации сирийских вооруженных сил, лишившихся после 1991 года своего главного спонсора в лице СССР и на протяжении длительного времени практически лишенных возможности получать в сколько-нибудь значимых количествах новую боевую технику. В результате Сирия испытывает острейшую потребность в технической модернизации своей большой и быстро устаревающей армии. Все это делает Сирию по-прежнему серьезным потенциальным рынком вооружений, в том числе и для российских экспортеров. Однако реализация этих возможностей на сирийском направлении для российской стороны будет очень непростой и неизбежно сопряженной с высокими рисками и проблемами, в первую очередь в политической области. Не следует также забывать, что даже при их преодолении возможные сирийские контракты отнюдь не будут гарантированы для российских производителей в силу явного стремления Сирии к диверсификации в области закупок вооружения и военной техники.