AFP |
Игорь Иванов уезжал из Вашингтона явно в приподнятом настроении. У него действительно есть чем отчитаться перед президентом. На итоговой пресс-конференции ему не задали ни одного вопроса о Чечне, из чего министр сделал вывод о том, что «решения российского руководства дают свои результаты» и что «кампания дезинформации, которая проводилась покровителями чеченских террористов и сепаратистов, выдыхается». Удалось ему, как он полагает, внести также лепту в создание позитивного образа новоизбранного президента. «Загадки Путина» для американцев более не существует: «Сегодня уже есть много фактов, по которым можно судить о том, кто он». В частности, ратификацию двух разоруженческих договоров, СНВ-2 и о всеобщем запрещении ядерных испытаний, в мире «рассматривают как визитную карточку Путина», сообщил министр.
В вопросе о планах развертывания системы национальной противоракетной обороны США Иванов, вопреки спекуляциям американской стороны, остался тверд. Но именно это от него и требовалось. «Вы приехали сюда решительным противником американской ПРО-» v начал задавать вопрос журналист. «И уезжаю им же», - сказал Игорь Иванов, закрывая тему. Между тем американцы приложили немало усилий, дабы смягчить его. В национальном командном центре Пентагона был устроен специальный закрытый брифинг, на котором министру рассказали про американскую НПРО и о том, почему она не представляет угрозы для России. Иванов, разумеется, не изменил своего мнения. «Многие аспекты остались для нас неясными, - заявил он репортерам. - На целый ряд вопросов мы не получили убедительных ответов». Но именно поэтому диалог экспертов должен быть продолжен, полагает министр.
Вопрос национальной ПРО будет центральным на российско-американском саммите 4-5 июня. Иванов полон оптимизма и считает, что ситуацию еще не поздно развернуть. «Если есть хотя бы один шанс из ста, его надо использовать», - заявил он. Россия не считает реальными угрозы, от которых американцы намерены защищаться национальной ПРО, и, напротив, видит неотвратимую угрозу в ее развертывании. Если Вашингтон выйдет из Договора о ПРО, объяснил он, Москва, в соответствии с законом о ратификации СНВ-2, «не будет считать себя связанной» обязательствами по этому и другим договорам, и может начаться «неконтролируемый процесс». «Это плохой сценарий, - признал министр, - но мы готовимся к нему».
Альтернативой «развалу» договора о ПРО Россия считает свои предложения, состоящие в том, чтобы «понижать не порог применения ядерного оружия, а сами ядерные арсеналы». Речь идет, прежде всего, о новом договоре СНВ-3, который установит потолок ядерных арсеналов на уровне 1500 боеголовок, а также о совместном анализе новых ракетных угроз, глобальной системе контроля за нераспространением ракетных технологий и «политико-дипломатической работе» с пороговыми странами. Предложения эти, по словам министра, «приняты к рассмотрению».
Своей крупной дипломатической победой Иванов, судя по всему, считает также отповедь, которую он дал инициаторам резолюции женевской Комиссии ООН по правам человека. Документ, осуждающий действия федеральных сил, озаглавлен «О положении в Чеченской Республике Российской Федерации» и принят 26 апреля 25 голосами при семи против, 19 воздержавшихся и двух не голосовавших делегациях. С точки зрения Иванова, резолюция «фактически оправдывает террористов», поскольку называет их «стороной конфликта». Следует ли в таком случае считать «стороной конфликта» ирландских или баскских сепаратистов, задал риторический вопрос Иванов, коль скоро и Лондон, и Мадрид одобрили резолюцию? Эта полемическая фигура, как видно, была особенно дорога министру, и он повторил ее дважды.
На итоговой пресс-конференции Иванову потому и не задавали чеченских вопросов, что он исчерпал тему накануне, выступая в Национальном пресс-клубе. Он нарисовал зловещую картину беззакония и бандитизма, которые царили в республике последние шесть лет при полном попустительстве мирового сообщества. Федеральные власти, объяснил он, «столкнулись не с борьбой народа за свои интересы, а с международным терроризмом».
С точки зрения Иванова, события в Чечне отнюдь не закрыты от мирового сообщества. Министр перечислил решения, принятые Москвой в целях расширения доступа в Чечню международных наблюдателей и гуманитарных организаций. Сегодня на всей территории республики работает Международный комитет Красного Креста, отделения своей группы содействия открывает ОБСЕ, эксперты Совета Европы будут работать в представительстве президента РФ в ЧР, работает комиссия СБ по пыткам. «Под международным наблюдением, - сообщил министр, - идет процесс возвращения беженцев и налаживания мирной жизни». За последнее время, по сведениям Иванова, Чечню посетили 23 официальные делегации, включая представителей Европейского Союза, комиссию Совета Европы по правам человека, Верховного комиссара ООН по правам человека, Исламской Конференции и другие. Относительно военных преступлений, сказал он, существует заявление президента России от 13 апреля, которое гласит, что все факты такого рода будут расследованы, и виновные наказаны независимо от занимаемого положения.
Наконец, в актив себе Игорь Иванов может записать и встречу с Бушем-младшим, которого он охарактеризовал как человека, прекрасно владеющего международной проблематикой. По словам министра, республиканский кандидат в президенты отдает себе отчет в том, что от российско-американских отношений «во многом зависит положение дел в мире» и что «в интересах США, чтобы Россия была сильной и играла достойную роль на международной арене». Вместе с тем Буш-младший, как можно было понять из комментариев его окружения и его собственных, занимает в вопросе об НПРО еще более жесткую позицию, нежели нынешняя администрация. Если команда Клинтона клянется и божится в своем пиетете к Договору о ПРО, то техасский губернатор полагает, что США вправе выйти из Договора. Советник же Буша по внешней политике профессор Кондолизза Райс заявила после встречи, что Договор может остаться в силе лишь при условии внесения в него необходимых для развертывания НПРО поправок.