Cегодня в "Новой опере" состоится премьера одной из самых знаменитых опер эпохи бельканто - "Нормы" Винченцо Беллини. Постановщики из Германии Йосси Вилер и Серджо Морабито воспроизвели на сцене московского театра свой спектакль, впервые осуществленный в 2002 году в Штутгартской опере.
Этот режиссерский тандем - любопытное явление современной немецкой оперной сцены. Он возник в середине 90-х, когда драматург (или, по-нашему, завлит) Штутгартского театра Серджо Морабито и работавший до этого преимущественно в драме режиссер Йосси Вилер встретились в совместной работе над постановкой оперы Моцарта "Милосердие Тита". Здесь следует сделать одно пояснение: переводить термин "драматург" как "завлит" будет все же некоторой натяжкой. В Германии этот литературный сотрудник традиционно принимает участие в разработке концепции спектакля, чего русским завлитам никто не предлагает. И все-таки случай Вилера и Морабито стоит особняком даже в немецком театре. Их союз со временем перерос в такой прочный симбиоз, что вот уже несколько лет они подписывают афишу своих спектаклей как два равноправных режиссера-соавтора.
Свои идеи Вилер и Морабито реализуют на сцене Штутгартской оперы - учреждения, не претендующего на столичную пышность Мюнхена или Берлина, но слывущего законодателем интеллектуальной моды оперной Германии. Во всяком случае, XXI век театр начал с того, что несколько раз подряд провозглашался ведущим немецкоязычным оперным журналом Opernwelt "Оперным театром года", хотя в Штутгарт не приезжают мировые оперные звезды и дирижеры первой величины. Здесь господствует режиссура, звезды Штутгарта - это режиссеры Петер Конвичный, Мартин Кушей, Ханс Нойенфельс, чьи оригинальные, порой экстравагантные спектакли создали Штутгартской опере мировую славу.
Вилер и Морабито принадлежат к левому флангу штутгартской режиссерской школы. Их постановочные решения зачастую вступают в сознательный спор с авторской драматургией. "Норма" помещена ими в XX век, с соответственным изменением характеров и мотивировок. Друиды оказываются подпольной сектой, собирающейся в молельне, в руках у воинов появляются автоматы, а сигнал тревоги подается нажатием на замаскированную на стене алтаря потайную кнопку.
Вторжение радикальной немецкой режиссуры на сцену "Новой оперы", рожденной и росшей усилиями дирижера Евгения Колобова, может показаться неожиданным. Колобов неохотно сотрудничал с ведущими российскими постановщиками, многие спектакли его театра были теми самыми костюмированными концертами, которых принято чураться еще со времен Станиславского. Но когда в "Марии Стюарт" под его руководством пели Елена Зеленская и Виктория Лукьянец, или когда маэстро выносил на суд публики свое концертное прочтение "Силы судьбы", слушатели забывали обо всем на свете, и в особенности о проблемах высоколобой оперной режиссуры. Наоборот, попытки Колобова обновить сценический язык своего театра кончались, как правило, неудачами - такими, как "Борис Годунов" или "О Моцарт! Моцарт+". Но, странное дело, именно этими крайне спорными спектаклями он, судя по всему, особенно дорожил и продолжал дирижировать ими, хотя зачастую быстро передавал новые постановки своим ассистентам.
Два года, прошедшие после внезапной смерти Колобова, театр жил как бы по инерции: выпустил дивертисментный трибьют Марии Каллас и завершил только-только начатую дирижером работу над "Царской невестой". Далеко не всеми одобренная идея пригласить на эту постановку Юрия Грымова принадлежала также Колобову. Получается, что "Норма", открывающая 15-й сезон "Новой оперы", станет первой страницей нового акта театральных хроник. Судя по всему, курс на германскую "Норму" взят достаточно сознательно. На март анонсирована премьера "Волшебной флейты" Моцарта в постановке известного немецкого режиссера и художника Ахима Фрайера.
На фото - "Норма" в постановке Stuttgart Staatsoper