Антрополог Александра Архипова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС, руководительница группы «Мониторинг актуального фольклора» и соавтор первого антропологического исследования, посвященного страхам советского человека «Опасные советские вещи: Городские легенды и страхи в СССР» рассказала коррепондентке Полит.Ру Ане Гольдман.
Роман Дмитрия Захарова «Средняя Эдда», который вышел в серии «Актуальный роман» редакции Елены Шубиной, это гротескное изображение нашей повседневности — черные политтехнологи, махинации на выборах, циники, которые все решают за кандидатов в депутаты, уличные протесты — автор хорошо знаком с изнанкой политического процесса, поскольку работал в мэрии.
В Москве появляется уличный художник, известный под псевдонимом Хиропрактик, он рисует муралы и граффити, на которых изображает представителей политической элиты. Люди, которых рисует Хиропрактик, гибнут при странных обстоятельствах. Начинается охота на художника, все хотят узнать, кто скрывается за псевдонимом Хиропрактик, а некоторые люди хотят попасть на его картины ради саморекламы.
Захаров описывает действительность, в которой мы живем. Кто-то заметил, что писателю особенно хорошо удалось описание летних протестов в Москве — но роман был закончен за полгода до этих событий. В книге даже нашла причудливое отражение история с шаманом, который идет на Москву, хотя, когда автор работал над текстом, ни о каком шамане еще никто не знал.
«Средняя Эдда» напоминает лучшие ранние вещи Виктора Пелевина — «Generation "П"» и «Чапаева и пустоту» — в книге мы узнаем циничных себя. В романе описано, как неплохие в общем-то ребята провоцируют молодых людей подписать заявление о создании тайной организации, а потом сдают их правоохранителям. Как они это мотивируют? Ну как же, у них же ипотека, жена, дети... Очень узнаваемая ситуация.