будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Апрель 4, 2024
Кино

Байопик о Сэмюэле Беккете «Гении»: Let’s Dance

Байопик о Сэмюэле Беккете «Гении»: Let’s Dance
photo_2024-04-04_11-40-40

4 апреля в российский прокат выходит фильм Dance First, удивительным образом превратившийся на афишах кинотеатров в «Гениев». Это биографическая драма о лауреате Нобелевской премии по литературе, авторе пьесы «В ожидании Годо» Сэмюэле Беккете. Кирилл Сафронов рассказывает, почему такой странный перевод названия не отменяет необходимости смотреть фильм.  


Если бы режиссер Dance First Джеймс Марш («Вселенная Стивена Хокинга», «Однажды ночью», «Человек на проволоке») знал и любил современную русскую поэзию, то, думаю, он бы смело мог бы взять эпиграфом к своему новому фильму полушуточное стихотворение Тимура Кибирова (его ответ напыщенному Брюсову): 

Юноша бледный, в печать выходящий!
Дать я хочу тебе два-три совета:
первое дело – живи настоящим,
ты не пророк, заруби себе это!
И поклоняться Искусству не надо!
Это и вовсе последнее дело.
Экзюпери и Батая с де Садом
перечитав, можешь выбросить смело.

Речь в Dance First пойдет о пути Беккета от ирландского мальчика, страдающего от абьюза строгой матери, которая решила, что он – ее собственность, до получения Нобелевской премии (с его реакцией – «это катастрофа!»). Разговаривать Беккет будет сам с собой. В пещере, в которую он сбежит после получения премии. Беккет-человек вместе с Бекетом-писателем будет вспоминать всех, перед кем ему в жизни стыдно. Чтобы решить, как распорядиться миллионом долларов (примерно столько дают лауреату Нобелевки) – может, в больницу какую пожертвовать, чтобы вину загладить?

Кстати, это не выглядит слишком уж абсурдно (чего с опаской можно было бы ожидать от фильма об одном из основоположников театра абсурда) – вполне себе понятный киношный прием для предъявления на экране внутреннего диалога человека пишущего с его бесконечно рефлексирующим внутренним потоком сознания. Благодаря этому диалогу и поиску героя, перед которым Беккету больше всего стыдно, биографию удается уместить в два часа, разбив повествование на главы «Mother», «Lucia», «Suzanne», и проч. Но к мелодраме история не сводится. Есть сюжет и про ученичество Беккета у Джеймса Джойса, и про его участие во французском Сопротивлении во время Второй Мировой войны, и про жизнь в затворничестве. 

У любого байопика есть две главных проблемы. Первая – как бы не превратить историю «в конфликт хорошего с лучшим», избежав острых углов биографии главного героя из-за желания выставить его в лучшем свете (обычно, этого требуют наследники человека, о котором кино снимают). Вторая – как сделать так, чтобы не просто рассказать о главном герое, что он – глыба, гений и большой молодец, но и передать на экране его способ жизни и действия, благодаря которому (с точки зрения авторов фильма) главный герой и стал глыбой. В Dance First эти проблемы решены. Сэмюэль Беккет показан живым и беззащитным, местами обиженным, местами даже чуть трусоватым. И это не отталкивает, а притягивает, очеловечивает, делает другом. А способ действия зашифрован в оригинальном названии: «Сперва танцевать, думать потом». И он задан не только в словах, но и в действии (тут надо смотреть, промолчу, чтоб не спойлерить), и в образе воздушного змея, которого оживляет неистовство и свобода до тех пор, пока он улавливает сопротивление ветра. 

И – да, мне кажется, что Dance First – хороший фильм. Хотя бы потому, что после него хочется перечитать Беккета. Перечитать Беккета и переслушать Боуи. Ну и потанцевать!

читайте также
Кино
Фильмы на майские
Май 10, 2024
Кино
Ты снимешь мою казнь? Колонка по мотивам спецпоказа «Падения империи»
Апрель 9, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).