4 апреля 1903 года родился митрополит Филарет, третий Первоиерарх Русской православной церкви заграницей
Личное дело
Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский, 1903-1985) родился в Курске в благочестивой православной семье. Его отец, протоиерей о. Николай Вознесенский, принявший впоследствии монашество и ставший архиепископом Хайларским, был, по воспоминаниям современников, одним из лучших священнослужителей дальневосточной Маньчжурской епархии. В Благовещенск-на-Амуре семья переехала в 1909 году. Там Георгий прожил до 1920 года, там же окончил восьмиклассную гимназию.
С раннего детства мальчика тянуло к церкви. «Я малым ребенком шести-семи лет по-детски наивно любил “играть в службу” – делал себе подобие церковного облачения и “служил”. А когда родители стали мне это запрещать, то Владыка Евгений, епископ Благовещенский, наблюдавший дома эту мою “службу”, к их изумлению, твердо их остановил: “Оставьте, пусть мальчик «служит» по-своему. Хорошо, что он любит Божию службу”», - вспоминал Филарет.
После поражения Белого движения, семья перебралась в Харбин. Построенный русскими на китайской территории, он оставался типичным русским провинциальным городом в течение еще почти четверти века после революции. Здесь было 26 православных церквей и 6 высших учебных заведений, но вот богословского учебного заведения не было.
Георгий, очень любивший математику, поступил в Политехнический институт, который окончил в 1927 году, получив диплом инженера-электромеханика. После института занялся преподавательской деятельностью.
В конце концов его отцу, Николаю Вознесенскому, удалось добиться открытия в Харбине Пастырско-богословских курсов, которые Архиерейским Синодом были сразу признаны, как полноправное духовное высшее учебное заведение. На эти курсы и поступил Георгий.
18 мая 1930 года он был рукоположён в сан диакона целибатом, то есть не женясь и не становясь монахом. А уже в следующем году стал священником.
Епископ Камчатский Нестор создал в Харбине так называемый Дом Милосердия - приют для детей-сирот и убежище для престарелых. При Доме была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», в которую потребовались священники. Георгий, приезжавший в Дом Милосердия к своему другу, принявшему монашество, 4 января 1931 года был рукоположен Нестором в сан иерея. Он был причислен к храму при Доме Милосердия и должен был совершать ранние Литургии в новом приделе.
Через некоторое время Георгий решился принять монашество и поселиться с уже живущим тут другом-иеромонахом. При пострижении он получил имя Филарет и в том же году был рукоположен во иеромонаха. Так было положено начало монашеской общине при Доме Милосердия. Вскоре она пополнилась еще двумя монахами, бежавшими из советской России, из Шмаковского монастыря. Они ввели в маленькую иноческую общину Дома Милосердия устав своего монастыря, созданный по образцу Валаамского устава.
Монахи вставали в 4 часа 30 минут утра. В 5 часов читали полунощницу. Потом была Литургия, которую служили по очереди. В понедельник и вторник служил о. Филарет. В среду и четверг - его друг иеромонах, в пятницу и субботу - о. Василий Быстров. По воскресеньям служил епископ Нестор со всем духовенством Дома Милосердия.
После ужина монахи совершали повечерие. На повечерии читался канон, на каноне акафист. После повечерия и до конца полунощницы совершенно запрещались всякие разговоры.
В 1933 году о. Филарет был возведен в сан игумена, а в 1937 году – в сан архимандрита. Один из современников вспоминал: «Молящиеся стремились в тот храм, где он служил. Его любили все слои православного населения Харбина. Имя архимандрита Филарета было широко известно и за пределами Харбинской епархии. Он был добрым, доступным для всех кто к нему обращался. А обращавшихся к нему было очень много. Идя к нему, знали, что получат правильный совет, будут иметь утешение и помощь».
После оккупации советскими войсками Манчжурии в 1945 году, обманутый сведениями о наконец-то свободном положении Церкви в СССР престарелый митрополит Харбинский Мелетий признал над собою и своим клиром власть Московской патриархии. Как клирик Харбинской епархии о. Филарет невольно оказался в юрисдикции МП. Однако он категорически отказался принять советское гражданство и поминать за богослужением атеистическую власть.
Филарет так и не принял предложения вернуться в Советский Союз, даже несмотря на то, что его собственный отец, архиепископ Хайларский, вместе с несколькими другими преосвященными репатриировались в СССР.
Архиерейский Синод Зарубежной Церкви долго хлопотал о том, чтобы получить для Филарета выездную визу. Только к 1962 году удалось добиться его вызда в Гонконг. К тому времени почти вся его паства уже уехала из Харбина.
Вырвавшись из красного Китая, Филарет первым делом обратился к Первосвятителю Русской Зарубежной Церкви митрополиту Анастасию с просьбой считать его снова в юрисдикции РПЦЗ.
Из Гонконга Филарет вскоре переехал в Австралию, в Брисбен, куда к тому времени перебралась значительная часть его паствы. В 1963 году он был хиротонисан во епископа Брисбенского, викария Австралийской епархии.
Всего через год, в 1964 году, первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий по состоянию здоровья и по возрасту подал Архиерейскому Собору прошение об уходе на покой. Встал вопрос, кто будет новым Первосвятителем. Среди иерархов РПЦЗ единства по этому вопросу не было – одни желали видеть своим главой архиепископа Иоанна (Максимовича), другие же противились этому. Во избежание дальнейшего обострения обстановки и возможного раскола, Иоанн снял свою кандидатуру и предложил сделать Первосвятителем самого младшего архиерея – епископа Филарета. Этот выбор поддержал и митрополит Анастасий, поскольку Филарет, будучи викарием и самым младшим по хиротонии из иерархов РПЦЗ, мало вращался в церковных кругах Зарубежья и не успел примкнуть к какой-либо «партии».
В итоге Филарет был избран Архиерейским Собором РПЦЗ на Первосвятительский престол. 31 мая 1964 года в Знаменском соборном храме состоялось его настолование.
В том же году произошла первая в истории РПЦЗ канонизация — был прославлен в лике святых Иоанн Кронштадтский. В 1970 году Русской Зарубежной Церковью был канонизирован преподобный Герман Аляскинский, в 1978 году — блаженная Ксения Петербургская.
С самого начала своего первосвятительского служения Филарет взял курс на борьбу с экуменизмом, полагая, что из всех ветвей христианства только православие является религией, «которую не люди изобрели в своих домыслах о Боге и о вере, а которую принес с неба на землю Господь Иисус Христос». При этом он до конца дней крайне отрицательно относился к воссозданной советскими властями в 1943 году Московской патриархии, отказываясь от контактов с ней. На протяжении всего своего Первосвятительского служения владыка признавал в СССР истинной только Катакомбную Церковь.
В 1965 году Константинопольский Патриарх Афинагор и Папа Римский Павел VI взаимно сняли анафемы, наложенные друг на друга православными и католиками в 1054 году. Афинагор признал католиков «братьями во Христе». В связи с этим Филарет направил Афинагору скорбное послание, осуждавшее сближение с католиками.
«Акт этот ставит знак равенства между заблуждением и истиной. В течение столетий вся Православная Церковь справедливо веровала, что Она ни в чем не отступила от учения Святых Вселенских Соборов, в то время, как Римская Церковь приняла ряд несогласных с Православием новшеств в своем догматическом учении», – писал Филарет, подчеркивая, что «никакое соединение с нами Римской Церкви невозможно, пока она не откажется от своих новых догматов».
В июле 1969 года митрополит Филарет обратился со скорбным посланием к епископам всей Православной Церкви, в котором выражал свою озабоченность тем, что православные, участвующие в работе Всемирного Совета Церквей, перестали заявлять о миссионерском назначении своей работы. Говоря о проходившей в Упсале в 1968 году ассамблее ВСЦ, он выразил сожаление, что никто не упомянул о миллионах христиан, мучимых в СССР.
В 1974 году владыкой Филаретом был созван III Всезарубежный Собор, на котором были приняты важные для Русской Церкви решения, в частности снятие клятв на старые обряды и призыв к старообрядцам о прощении старых обид и воссоединении в единой Русской Церкви.
В 1981 году были канонизированы новомученики и исповедники Российские, однако поимённого списка канонизированных составлено не было.
Митрополит Филарет скончался 21 ноября 1985 года в Нью-Йорке. Был похоронен в усыпальнице кладбищенского Успенского храма при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США).
В 1998 году останки первоиерарха были перенесены в новую усыпальницу собора Святой Троицы того же монастыря. Когда вскрыли гробницу, обнаружилось, что мощи митрополита Филарета не подверглись тлению: полностью сохранились кожа, борода и волосы. Облачение владыки, Евангелие, грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух, покрывавший его лицо, были в совершенной сохранности.
Чем знаменит
Митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский Филарет стал третьим Первоиерархом Русской православной церкви заграницей и занимал этот пост в течение 21 года.
При нем были прославлены многие угодники Божии: праведный Иоанн Кронштадтский (в 1964 году), преподобный Герман Аляскинский (1971), блаженная Ксения Петербургская (1978) и, наконец, в 1981 году – Собор Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Царственными Мучениками и Патриархом Тихоном.
Примечательно, что до Первоиерарха Филарета в РПЦЗ не было ни одного прославления новых святых.
Крайне отрицательно относился к экуменизму, написал три «Скорбных послания» иерархам православных церквей, в которых призывал отказаться от него.
После смерти митрополит Филарет был канонизирован многими неканоническими православными церквями: Российской Православной Автономной Церковью (апрель 2001); «Святой Православной Церковью Северной Америки» (май 2001); Русской Православной Церкви Заграницей под омофором митрополита Агафангела (Пашковского) (ноябрь 2008); Русской Зарубежной Церковью под омофором архиепископа Владимира (Целишева) (октябрь 2009).
14 декабря 2012 года по благословению Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Илариона (Капрала) была создана епархиальная комиссия Восточно-Американской епархии по канонизации, в задачу которой входит сбор информации и повышение осведомлённости о праведной жизни митрополита Филарета.
О чем надо знать
За время, которое отец Филарет провел в красном Китае, его много раз вызывали на допросы, на одном из которых даже избили. В конце концов неуступчивого архимандрита попытались убить: подожгли дом, в котором он жил, предварительно заколотив двери и окна нижнего этажа. Филарет с трудом смог спастись: он выпрыгнул из окна второго этажа, при этом сильно обгорев. Вследствие пережитых допросов и ожогов у него на всю жизнь остался небольшой наклон головы набок и некоторое искривление нижней части лица; также пострадали голосовые связки.
Есть мнение, что смерть Филарета наступила не от естественных причин, а он был отравлен сотрудниками КГБ радиоактивным таллием.
Прямая речь
О православной вере: «В Православии то и ценно, что оно исповедует свою веру, ту богооткровенную истину, которую не люди изобрели в своих домыслах о Боге и о вере, а которую принес с неба на землю Господь Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, Божий разум, Божия сила, Божия премудрость. Потому-то этим и определяется вечность, стойкость и постоянство верной себе нашей православной религии, нашей православной веры, этого настоящего подлинного христианства <…> Поэтому если раскрывается перед вами истина по-новому, то для того, чтобы принять это разъяснение, христианин должен, прежде всего, заботиться о полном соответствии с той истиной, которая уже имеется в нашей Православной Церкви. Это не должно быть каким-то новшеством, а только выводом из того, что Церковь предлагает, раскрытием того, что уже дано. И вот в этом-то, повторяю, постоянство, верность, сила и стойкость нашего Православия».
Об экуменизме: «Экуменисты говорят: мы призываем к тому, чтобы объединились, воедино слились все вероисповедования христианские. У каждого из них есть доля истины, они по-разному учат, по-разному говорят. И вот если они сольются, поделятся истиной, а заблуждения свои отбросят, тогда получится новая Церковь, истинная христианская в полном единении.
Как будто, опять-таки, довольно привлекательная перспектива. Но смотрите, какой ценой нам ее предлагают? Нам, как и всем другим вероисповеданиям, говорят: у вас есть доля истины. Доля! Это значит, что в нашем вероисповедовании, в нашей святой спасающей вере мы должны признать только долю, а остальное объявить заблуждением. Вот я и спрашиваю: какая совесть православная, какое сердце, душа русского православного человека согласится на подобную вещь?».
Протоиерей Алексий Котар, настоятель Николаевского кафедрального собора в Сиэтле о Филарете: «Митрополит Филарет очень строго относился к церковным канонам, был ревнителем церковного порядка, очень переживал из-за нового стиля, из-за экуменизма. Но одно дело – его переживания, а другое – позиция первоиерарха. В личном разговоре он как-то мне сказал: “Я не знаю, осталась ли благодать в России”. Но Синод никогда такого от него не слышал, это не становилось официальной точкой зрения. То же самое и по поводу календаря. Он говорил, что новый календарь неблагодатный. Но я сам был свидетелем тому, как однажды к нам на праздник Благовещения пришел молодой греческий священник. У них, в греческой церкви, всенощной не служили, и он шел к нам, тихонько становился в храме и молился. Отец сказал владыке, что в храме греческий священник-новостильник, и тот сразу попросил пригласить его в алтарь, кратко с ним поговорил и велел принести фелонь. И вот этот новостильный священник вышел с нами на полиелей. Владыка любил всех, был очень терпелив, болел за правду и единство».
5 фактов о митрополите Филарете:
Материалы о митрополите Филарете:
Архиепископ Нафанаил (Львов). «Очерк ранних лет жизни нашего Первосвятителя, митрополита Филарета»
Татьяна Сенина. «Ангел Филадельфийской Церкви»
Святитель Филарет Вознесенский
Митрополит Филарет (Вознесенский): «Православие истину не ищет, оно ею обладает»