18 апреля 2024, четверг, 19:04
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 марта 2011, 11:32

Дело Кучмы - 3

На Украине дело Кумчы тут же стало сериалом, поэтому можно не придумывать всякий раз новые заголовки, а просто нумеровать очередной эпизод. Теперь будет о ситуации на конец недели и главных героях, которые себя уже обозначили.

Общее отношение

История весьма важна для Украины, потому что она связывает собой множество самых разных историй. И вот то, как именно они свяжутся-развяжутся, и есть ее главный смысл, а даже и не судьба лично Кучмы. Уже возникло много версий, возникнут новые. Большую часть из них проще всего назвать абсурдными —  они не только противоречат друг другу, но и не всегда дружат со здравым смыслом. Но все меняется, если смотреть на такие высказывания не как на версии, а как на линии развития событий. Скажем, тема давления на Пинчука (из прошлого выпуска) сейчас может выглядеть неадекватной. Однако, почему бы по ходу дела кому-нибудь бы и в самом деле не сообразить: а что, там, кстати, с Никопольским ферросплавным? Каждая из версий - это не объяснение, а сценарий, вполне реальный при наличии желающих  его реализовать. Вот такая это непростая история, которую стали раскручивать какие-то… достаточно странные люди.

Кумча на первом допросе, 23 марта

Предыдущая серия закончилась тем, что Л.Кучма не сделал еще никаких комментариев, но уже был вызван в Генпрокуратуру. В среду он туда пришел, и сразу началась драматургия. Сначала — почти трагедия, потом — безусловно, фарс.

Прежде всего, обнаружив у входа в ГПУ журналистов, Кучма им пояснил, что мог бы заехать в здание с другой стороны, но считает, что "не имеет оснований прятаться от них". Дальше он сообщил, что вполне спокоен, потому что привык: "Вы прекрасно знаете, что 10 лет я жил в условиях более жесткого психологического прессинга: он то поднимался, то опускался, в зависимости от того, какие события происходили в Украине, – то выборы, или какая-то другая экономическая ситуация, то кому-то не угодил. Это действительно так было".

Против возбуждения против него дела он не протестовал, даже напротив – считает, что появилась возможность эту историю закрыть, ну а он, соответственно, готов "пройти через все муки ада", чтобы доказать, что не виновен. "Я хочу, чтобы в истории Украины осталась только правда, что я сделал для страны и что я не делал".

Технические детали: Кучма узнал о возбуждении дела из СМИ. Что, понятно, не повысило его доверия к следствию, но когда ему задали вопрос именно об этом, ответил, что никаких особых ожиданий от следователя у него нет. По сути дела сказал, что кроме пленок Мельниченко не может быть доказательств, "тем более так, как кому-то хочется что-то интерпретировать". При этом он не понимает, на каких основаниях эти пленки вдруг оказались признаны доказательствами по уголовному делу об убийстве Гонгадзе, и это разумный вопрос.

Затем ему задали самый хитрый вопрос: есть ли в его ситуации политическая составляющая? То есть, кто именно решил завести на него дело. Кучма уклончиво ответил, что ему не хочется верить и думать о том, что "Генеральная прокуратура по чьей-то указке что-то делает". После допроса в ГПУ с журналистами он не говорил. Других комментариев по делу как таковому у него не было. Да и не будет, скорее всего: он ощущает свое место в истории и будет его отстаивать. Ну, он в самом деле так ощущает.

А в это самое время к зданию ГПУ приближался экс-майор Мельниченко, которого туда вызвали простым телефонным звонком, даже без повестки.

Вот он, герой

Итак, через некоторое время после Кучмы к ГПУ прибыл экс-майор Николай Мельниченко, автор знаменитых пленок, протеже А.Мороза и Б.Березовского. Поскольку возле ГПУ сейчас всегда журналисты, он тут же оповестил их, что пришел "по официальному приглашению", уточнив, что  ему "сказали сегодня быть в 11 часов". Но, если на 10 утра вызывается Кучма, а на 11 Мельниченко, то ведь это предполагает их встречу?  О чем его тут же и спросили.

Но Мельниченко еще только шел туда, деталей не знал. Ответил так: "Я требовал очной ставки, она должна была произойти еще в 2007 году. Требую ее и сейчас". Стало интересно, кем в этот момент уже видел себя Мельниченко и как он узнал, что имеет право уже что-то требовать от следствия.

Тут была интрига: о возможности очной ставки с Мельниченко перед допросом спросили и Кучму. Тот сказал, что лично с экс-охранником говорить не станет: "Не потому что я не готов, а потому, что я не хочу и не буду. Вы же представляете себе, по каким причинам. Все, больше я об этом говорить не буду".

А когда журналисты перед ГПУ пересказали эти слова Мельниченко,  тот взвился: "Что значит не хочет? В наручники и фейсом об тейбл". Нет, в самом деле, ГПУ поступила неосмотрительно, выбрав в качестве главного героя обвинения экс-майора Мельниченко. Он тут же начнет учить жить саму Генпрокуратуру.

Тема была продолжена, когда экс-майор покидал ГПУ. На выходе он предъявил журналистам сценку из жизни следствия: "В 13:10 я вошел в кабинет следователя Грищенко, где на тот момент уже сидел Леонид Кучма. Увидев меня, он стал нервничать и сказал, что не будет давать никаких показаний и участвовать в следственных действиях". Далее: "В этот момент следователь Грищенко напомнил ему, что он нарушает нормы Уголовно-процессуального кодекса и что он должен присутствовать на очной ставке. В ответ на это Леонид Кучма бросил бумаги на стол и сказал следователю: "Тогда задерживайте меня". В конце концов, Кучма и его адвокат покинули здание Генпрокуратуры через черный ход".

Откуда Мельниченко знает, как именно Кучма покинул здание? Но, так или иначе, Кучма на своем настоял. Кроме того, есть сомнения насчет слова "нервничать" - Кучма был готов к такому повороту, ну а фраза "сказал, что не будет давать никаких показаний и участвовать в следственных действиях" уж точно прозвучала совсем иначе.

Зато очевиден вывод: если сначала по делу вызывается Л.Кучма, а сразу после него - Мельниченко, то именно его следствие и объявляет – по крайней мере, для СМИ и общества - главным свидетелем обвинения. Составить представление о том,  как выглядит главная надежда первого зам.генпрокурора Украины Р.Кузьмина, можно по фотографии, сделанной  во время вышеописанных речей Мельниченко у Генпрокуратуры. Эта прекрасная фотография - "Украинской правды" (автора они почему-то не указывают).  

Похоже, Мельниченко снова словил звездочку и теперь начнет делать заявления общегосударственного характера. Уже начал, ближе к вечеру среды в интервью "5-му каналу" он сообщил: "Если уголовное дело Кучмы не будет доведено до логического завершения, то автоматически оно бумерангом ударит по Януковичу, по его рейтингу, люди отвернутся от него".

Основные содержательные события произошло в четверг, 24-го. В смысле, предоставившие некоторую определенность относительно оснований дела.

Кучма все понял

Главную определенность внес сам Кучма. Перед очередным допросом он сказал, что обвинение против него базируется исключительно на показаниях экс-председателя Верховной Рады А.Мороза и на пленках Н.Мельниченко. Поскольку первым свидетелем со стороны обвинения стал Мельниченко, то по его кандидатуре вопросов нет. Что касается Мороза, то и в этом случае версия Кучмы выглядит достоверной. По крайней мере, последние полгода Мороза в СМИ не было, а теперь он снова в заголовках новостей. Причем, оказавшись в эфире "5-го канала" Мороз заявил, что вопрос "аутентичности пленок Мельниченко не имеет большого значения". Объяснение выглядит чрезвычайно глупо: "Подтверждение всего того, что на пленках записано, есть и на практике. И смерти, как я уже говорил, и судебные дела прошли, поэтому здесь нет никаких сомнений. Вопрос об аутентичности пленок даже не будет иметь значения, есть записи в журналах. Кто заходил к президенту, какие вопросы решали...". То есть, задним числом он все может объяснить на свой лад, а журнала посещений президента достаточно, чтобы вынести вердикт о его виновности.

Но тут же Мороз снова зачем-то стал утверждать, что американская экспертиза подлинность "пленок Мельниченко" подтвердила. Тут, во-первых, американская экспертиза не может быть указом для украинских правоохранителей (никакая Рада эту экспертизу не сертифицировала) и, во-вторых, он приукрасил ситуацию. Таких экспертиз была куча, с разными результатами. А еще Мороз не стал вспоминать эпизод из собственной жизни: после того, как он обнародовал часть пленок Мельниченко, тогдашние депутаты Ю.Иоффе и И.Шаров продемонстрировали Раде намеренно сфальсифицированную запись самого Мороза — и никто не смог найти отличий. Даже он сам не мог разобраться – говорил это или нет.

Да, Кучма еще может понять смысл участия в обвинении Мельниченко, но появление там Мороза его сильно удивило. Сказав, что по делу каким-то непонятным образом в качестве свидетеля появился еще и Мороз  он добавил – "не знаю, каким образом". В самом деле. нынешние выступления Мороза не предъявили никаких оснований для его участия, да и в истории с пленками он был лишь посредником. При таком развитии событий следующим свидетелем обвинения станет Б.Березовский — как-никак, некоторое время он материально обеспечивал возню Мельниченко с пленками. Странно, что о нем до сих пор еще никто вспомнил.

Очные ставки получаются не всегда

Перед допросом в четверг Кучма сказал, что согласен на очную ставку с Н.Мельниченко. Учитывая, что накануне он был категоричен в отказе, возник вопрос - на него так насели, что он решил сменить тактику?

Вроде нет: "Я и сегодня отказываюсь. Я не понимаю, как с этим, извините меня, существом вообще можно находиться в одном помещении. И не потому, что он за 10 лет вылил на меня кучу грязи, я просто считаю его предателем". Но в конце общения с журналистами добавил: "Все-таки я готов пройти через это, чтобы доказать, что я не виноват. И если сегодня будут настаивать, если сегодня власть решит меня унизить, я соглашусь на очную ставку с Мельниченко". Может быть и так, что обнаружив, что дело строится на Мельниченко и Морозе, Кумча только что не развеселился и теперь просто отыгрывает сценарий следствия.

На последовавший вопрос с подковыркой, в самом ли деле он считает это унижением со стороны власти, а не следствия (это снова про Януковича), Кучма ответил: "Я считаю это унижением со стороны органов, которые возбудили дело. Генеральная прокуратура - это власть".

Но на допросе от очной ставки с Мельниченко он все-таки отказался: "Я действительно отказался от очной ставки. Следователь имеет право или сделать очную ставку или нет. Я написал официальное заявление с просьбой, где объяснил свои мотивы, почему не хочу встречаться с Мельниченко, с этим деятелем международного масштаба, и следователь со мной согласился. И вообще, о чем мне с ним говорить? Я бы просидел по ту сторону стола молча, у меня есть такое право. А он бы нес околесицу".

Заодно – чтобы было меньше слухов – на вопрос о том, не отменили ли очную ставку потому, что ему нездоровится, ответил: "Я что, похож на больного?"

Похож - не был. Тем более, состоялась другая очная ставка, с Пукачем. Против этого у Кучмы возражений не было, но вышло так, что Пукач стал свидетелем того, как Л.Кучме было предъявлено обвинение. Выйдя с допроса про обвинение Кучма не сказал ничего, он его еще не читал, а про Пукача высказался: "Пукач, мне кажется, действует по правилу: нет человека - нет проблемы. Нет Кравченко - можно на него все сваливать".

Литвин тоже понял, но не рад

В это время Н.Мельниченко продолжил делать заявления судьбоносного характера. В эфире ТВі он сообщил, что за убийство Г.Гонгадзе должен отвечать В.Литвин: "Я абсолютно убежден, что это не конец. И в деле Гонгадзе Кучма не является главным злодеем. По моему личному убеждению, главный человек, который это все организовал и сделал убийство, и потом делал кутерьму, это - глава Верховной Рады, Литвин Владимир Михайлович".

Затем повторил: "Кучму использовали в деле Гонгадзе. Это была интрига, и Кучму в убийстве подставили. Подставил Литвин. Литвин планировал сделать государственный переворот, чтобы самому быть при власти, самому возглавить государство Украина". Он даже обосновал свои мысли, сообщив, что Литвин – "профессиональный человек по проведению спецопераций, у него звание - полковник СБУ".

До этого момента нынешний спикер Верховной Рады Украины Владимир Литвин (а тогда - человек из Администрации Кучмы) еще довольно спокойно относился к заведению этого дела. Но вот тут-то он сообразил, что оно может иметь отношение и к нему. На вопрос о причинах, по которым Л.Кучму начали вызывать в прокуратуру, он ответил на пресс-конференции: "Я вижу, что начинается очередная кампания травли Литвина", - почему-то упомянув себя в третьем лице. Нюансы этой темы пересказывать неохота, интересующиеся могут набрать в Гугле "Литвин, Притула".

Янукович простужен, он улетает в Бруней

По прежнему молчит президент В.Янукович. Мало того, он простудился, отчего даже не пришел на Национальное собрание депутатов советов всех уровней от Партии Регионов. Его мессидж там зачитывал Сергей Левочкин. А теперь решил все таки улететь:  25-31 марта он "осуществит государственные визиты в страны Юго-Восточной Азии: Вьетнам, Сингапур и Бруней".

Тем не менее, реакция на дело Кучмы со стороны АП все-таки возникла. А.Герман достаточно неожиданно заявила, что ей "больно" за Кучму. Какой вопрос тут следует мысленно задать? Конечно, такой: следует ли расценивать слова Герман как желание окружения президента дистанцироваться от этого процесса?

В принципе, ее слова выглядят слишком личным, чтобы видеть за ним какой-то расчет президентского окружения. Тем более, что это было сказано в блоге на "Украинской правде". Да и сами слова, все же, совсем не официальны: "Я все жду, что вот-вот найдется человек из бывших соратников Леонида Даниловича, который выйдет и скажет публично: Опомнитесь, люди. Зачем вы унижаете достоинство старшего мужчины, который 10 лет и, кстати, лет не худших, был президентом Украины?"

Герман сочла нужным уточнить, что "Кучма - не мой кумир и не герой моего романа, но он - часть истории Украины. Я тоже когда-то ходила на акцию "Украина без Кучмы", и я совершенно не против того, чтобы правоохранительные органы объективно расследовали все, что положено по закону". Тем не менее, "Но когда "один в стране майор" позволяет себе пренебрежительное и хамское "фейсом об тейбл его" по отношению к президенту Украины, и когда при этом никто не продемонстрирует майору презрения и осуждения за такое хамское поведение, то становится стыдно за всех нас".

Так что защищать Кучму надо не от правоохранительных органов, а от поведения одного человека - пусть даже этот человек и выставляется следствием в качестве главного свидетеля обвинения. Но вот дальше у Герман фраза: "Неужели только потому, что сегодня команда "фас" дана на Кучму, не найдутся люди, которые вступятся за его достоинство?"

Дело серьезное, так что приведу фразу в оригинале, чтобы перевод не вызвал недоразумений: "Невже лише тому, що сьогодні команду "фас!" дано на Кучму, не знайдуться люди, які вступляться за його гідність?"

Вопрос: а кто, собственно, дал команду "фас"? И вот тут действительно получается, что Герман вполне конкретно отделяет действия Генпрокуратуры от себя и от окружения президента. Ну, это государственное заявление: лучшего доказательства независимости ГПУ от президента придумать сложно. Частные слова могут иметь даже государственный смысл. Но редко. У Герман получилось. А президент Янукович молча улетает в Бруней.

Что будет на выходных?

Поскольку пленки Мельниченко реанимированы и возвращены в текущий политический и медийный оборот, то украинские журналисты примутся их перечитывать и много думать. Собственно, уже начали, обнаруживая там забытые веселые сценки, актуальные и по сей день. Типа:

АЗАРОВ: Тєпєрь, Леонід Даніловіч, по Донєцку. Значіт, (Роман ?) вчєра мнє звоніл. Ну там всьо ж такі надо то, что ми с вамі согласовалі, дєлать. Ну нахєра ідті на поводу у Януковіча по Богатирьовой етой.
КУЧМА: ... она ж бєзработная.
АЗАРОВ: Ну і хєр с нєй.
КУЧМА: Я же ...
АЗАРОВ: Ми же тогда, когда с вамі пєрєговорілі, я ж Рибаку сказал об етом, ми ж рєшилі єго двігать - сєрьйозний чєловєк.
КУЧМА: (перебиває) Я ж дал на нєйо согласіє, когда нє било твоєй кандідатури.
АЗАРОВ: Ну когда нашлі, как сказать ... шо ж ми ... всє остальниє партіі раскручівалісь, а ету похєрілі ... поетому ж прінялі, (Шорохан?) ідьот, я с вамі посовєтовался, і прінялі. Он бивший главний інженєр Точмаша - сєрьйозноє прєдпріятіє, я єго знаю 15 лєт, больше скажу, порядочний чєловєк, дєйствітєльно порядочний.
КУЧМА: Ну прєкрасно, а главноє ... ну ладно, занімайтєсь, я нє думаю, что ...
АЗАРОВ: Етот же давіт єго, вот етот наш вєлікій.
КУЧМА: Януковіч?
АЗАРОВ: Да, бу-бу-бу. А Рибак дєйствітєльно ... (сміх)

Ранее по этой теме:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.