"На сегодняшний день российская высшая школа взяла от Болонской системы отдельные элементы, упорно отстаивая неизменность других частей старой модели образования. В результате сформировалась модель высшего образования «враскорячку», когда университеты живут и работают при непомерной нагрузке преподавателей, нерешенными вопросами содержания образования и, как следствие, постепенно снижающимся его уровнем", – отмечает в своей статье об аспирантурах доктор исторических наук, зав. кафедрой кафедрой международных отношений, регионоведения и политологии Волгоградского государственного университета Иван Курилла.
Его размышления продолжают дискуссию о будущем аспирантур в России, начатую проректором РГГУ по науке Дмитрием Баком, деканом факультета политических наук и социологии Европейского университета в СПб Владимиром Гельманом (см. "Обучающая аспирантура: pro и contra") и главным научным сотрудником Института языкознания РАН Ревеккой Фрумкиной (см. "Институты и институты").
И. Курилла считает, что "основной проблемой реформы высшего образования является непонимание сути не аспирантуры, а бакалавриата". При изменении государственных стандартов основное содержание пятилетней программы специалиста, по сути, втиснули в четырехлетнее обучение бакалавра. "Разница рассматривалась как чисто количественная. При этом набор направлений подготовки бакалавров почти совпадает с набором старых специальностей".
Он полагает, что "ранняя специализация студентов вкупе с многоуровневой системой рано или поздно приведут к выводу о бессмысленности бакалавриата". И. Курилла уверен, что решение проблемы заключается в отказе от ранней специализации, это бы стало "благом для системы высшего образования и для общества в целом". Подробнее см. "Проблемы аспирантуры решаются реформированием бакалавриата".
См. также:
- Обучающая аспирантура: pro и contra. Интервью с профессором и деканом факультета политических наук и социологии ЕУСПб Владимиром Гельманом и профессором, проректором по науке РГГУ Дмитрием Баком.
- Р.М. Фрумкина. Институты и «институты»