Вторую часть своей пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс», состоявшейся 16 июля 2009 г., руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова посвятила развенчанию мифов вокруг ЕГЭ (рассказ о первой части см. здесь).
«Самое главное, что есть в ЕГЭ – это мифы. Когда пройдет время, то будет написана такая сага о ЕГЭ!», – заявила она. Л. Глебова напомнила журналистам, какие мифы о едином экзамене весной будоражили всю страну: что после сдачи ЕГЭ будет большое число суицидов, что на улицу будет выкинуто много ребят без аттестатов, которые попадут в криминальную среду. Проходила информация о том, что результаты ЕГЭ можно купить, что КИМы не соответствуют образовательным госстандартам и др.
По мнению главы Рособрнадзора, главным итогом прошедшей кампании по сдаче ЕГЭ является то, что «ни один из мифов … не подтвердился». Она признала, что во время сдачи ЕГЭ были случаи списывания, подтасовок, других нарушений, но, по мнению Л. Глебовой, все эти факты – единичные, не ставшие массовым явлением и не подрывающие основ ЕГЭ.
«Сейчас начинается вторая волна мифов, будоражащих общественное сознание», – подчеркнула Л. Глебова. Среди них – беспокойство, что вузы не справятся с большим числом абитуриентов, подающих заявления в десятки вузов одновременно, что лучшие вузы страны атакуют сотни абитуриентов из северо-кавказских регионов со стобалльными оценками по ЕГЭ.
«Миф о том, что кавказские регионы получили какие-то необыкновенно высокие результаты по ЕГЭ, не подтверждается», – заявила Л. Глебова.
Она, в частности, рассказала, что в Чечне нет ни одного выпускника со 100 баллами по ЕГЭ ни по одному предмету. Напротив, «картинка проведения ЕГЭ в Чеченской республике должна стать примером для других субъектов РФ – то, насколько там были обеспечены все процедуры, и получены реальные результаты. Да, картина плохая с точки зрения качества знаний, но республика хочет точно понимать, какой уровень образования может дать республика на сегодняшний день».
В настоящее время федеральное министерство и министерства в регионах анализируют результаты ЕГЭ с разных сторон. А. Фурсенко принял решение оказать помощь, в т.ч. материально-техническую тем регионам, которые показали плохие результаты по ЕГЭ, для того, чтобы подтянуть их уровень до необходимого. «Натягивать результат должно становиться невыгодно», – такой тезис должен, по мнению Л. Глебовой, стать основным при подготовке и сдаче ЕГЭ.
Вместе с тем, она рассказала, что в тех регионах, где есть случаи, которые, с точки зрения Рособрнадзора, являются неадекватными, результаты ЕГЭ проходят перепроверку. Так, в Адыгее оказалось слишком много 100-балльные работ по истории и биологии. Все эти работы были взяты на перепроверку и их них 50% работ не были признаны 100-балльными.
Л. Глебова отметила, что в СМИ единичные случаи объявляются системными, в то время как это не так. По ее словам, любые неадекватности, всплески 100 балльников и др., четко видны на общей картине и по каждому из таких случаев предпринимаются адекватные меры, аннулируются результаты и т.д.
Она подчеркнула, что меры по отношению к нарушителям предпринимают органы образования в субъектах РФ, а не федеральная служба. «А если не предпринимают», – здесь голос главы Рособрнадзора приобрел железную тональность, – «то проверяются нами уже с другой точки зрения – соблюдения законодательства об образования и эффективности их работы. …Я не исключаю, что по итогам такого анализа, некоторые субъекты РФ примут, в том числе, и какие-то кадровые решения».
Еще одним мифом, развенчанию которого уделила внимание глава Федеральной службы, стала информация о том, что варианты ЕГЭ и правильные решения были опубликованы в Интернете в день экзамена. Л. Глебова рассказала, что эти случаи были единичными, а, благодаря тому, что все варианты КИМов являются уникальными, источники утечки информации были быстро обнаружены. «Организаторы, работавшие в этих пунктах сдачи ЕГЭ, были отстранены от своих должностей...».
Она уверена, что прошло время приписок и затирок, что все регионы заинтересованы в объективной информации о качестве знаний выпускников школ. «Для меня главным является следующее: не пытаться зарегистрировать все нарушения, а убедить субъекты РФ, что это – дело их контроля, им выгодно, чтобы у них была объективная картинка знаний».
Л. Глебова также рассказала о том, что Рособрнадзор с удовольствием поддержал инициативу вузов провести в течение следующего учебного года мониторинг успеваемости всех первокурсников – насколько их показатели коррелируют с оценками по ЕГЭ. Такой же мониторинг будет проведен и по отношению победителям олимпиад.
«Результаты ЕГЭ – это очень богатый с разных сторон материал. Вопрос только в том, кто и как хочет его использовать. Если берутся разовые факты, и на них строятся системные мифы, то это безответственное отношение тех, кто это делает, связанные с непонятными целями. Другое дело, если это системная оценка по анализу результатов, прежде всего, в регионах. Я очень рассчитываю, что на традиционных августовских конференциях в субъектах РФ именно результаты ЕГЭ станут предметом исследования и принятия решений», – заявила Л. Глебова в завершение вводной части своего выступления на пресс-конференции.