29 марта 2024, пятница, 18:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 декабря 2008, 12:12

«Наука – это очень радостное занятие»

20 декабря 2008 г. исполняется 80 лет доктору физико-математических наук, сотруднику Санкт-Петербургского Института высокомолекулярных соединений РАН (ИВС), профессору физического факультета СПбГУ, лауреату премии РАН имени академика В.А. Каргина 2008 г., Татьяне Максимовне Бирштейн

Несмотря на свой возраст, она по-прежнему увлечена научными исследованиями: «Занимаясь наукой, постоянно думаешь над проблемой, которую надо решить, но решение всегда приходит неожиданно. И этот момент доставляет мне огромное удовольствие. Моя мечта – сохранить возможность творить, продолжать формулировать научные проблемы, определяемые развитием науки – и решить их вместе с моими студентами», – говорит она.

В 2007 г. Т.М. Бирштейн стала первой россиянкой, удостоенной международной научной премии L’Oreal – ЮНЕСКО. На церемонии награждения, на вопрос западных журналистов: «Почему же в науке по-прежнему мало женщин?» она ответила, что «женщине всегда было трудно совмещать исследования с заботой по дому, уходом за детьми и мужем. В России, где я живу, в науке работает много женщин, но большая их часть никогда не достигает ведущих позиций». Она призывает молодых девушек идти в науку, но хочет, чтобы они знали, какой путь им предстоит: «Наука обладает особой притягательностью, это очень радостное занятие. Но решение заняться исследованиями будет связано со многими трудностями, которые вы должны стремиться преодолеть».

Как ей удавалось совмещать в жизни научную карьеру и заботу о семье? Ее ответ и прост, и сложен: «Знаете, я всю жизнь говорила, что я не только профессор, но я и жена профессора, у меня как у жены профессора была куча обязанностей,  справлялась. Няня, потом детские сады. Если хочешь работать в науке, значит, зарабатывай деньги, чтобы платить няне, а что делать? Конечно, трудно, конечно все это нелегко. В России на женщин ложатся громадные нагрузки».

В канун её юбилея коллеги-ученые всего мира обращаются к ней с самыми добрыми пожеланиями.

* * *

Курт Биндер (Kurt Binder), профессор Института Физики Университета им. Йогана Гутенберга, г. Майнц (Германия)

Прежде всего, я хотел бы поздравить профессора Татьяну Бирштейн с ее 80-летием и пожелать ей оставаться еще долгое время в добром здравии, чтобы ее научная продуктивность не уменьшалась, что приносило бы радость и удовлетворение от достигнутого результата. 

Я всегда был восхищен той страстной и важной ролью, которую она играла в поддержании области теоретической физики полимеров в Санкт-Петербурге среди ведущих научных групп мира в течение многих десятилетий и в наши дни! В трудное время, в период перехода от Советского Союза к сегодняшней России, часто при отсутствии достаточного финансирования – а все это было сильной помехой на пути – она, тем не менее, смогла сохранить своей институт в качестве международно признанной ведущей исследовательской организации.

Татьяна была и по-прежнему остается нескончаемым источником вдохновения для своих студентов и молодых коллег-исследователей. В то же самое время, она – очень хороший человек, и мне всегда интересно услышать ее мнение по научным проблемам.

Ей также принадлежит очень большая роль в организации питерских симпозиумов по полимерным системам, вместе с другими коллегами из Санкт-Петербурга. Эти конференции с успехом собирают вместе исследователей в области полимеров со всего мира, и вносят большой вклад в дальнейшее плодотворное развитие этой области.

В заключение, я бы  хотел пожелать, чтобы ее день рождения прошел радостно и весело.

* * *

Александр Гросберг, доктор физико-математических наук, профессор физики и математики Физического факультета и Центра исследований жидкого состояния вещества Нью-Йоркского университета  

Наука – дело, по природе своей, радостное.  Трудно с чем-нибудь сравнить чувство, которое испытываешь всякий раз, когда поймешь что-нибудь новое, чего раньше не понимал. Это чувство детское, в самом теплом и хорошем смысле, его отсвет можно иногда увидеть в улыбке смышленого ребенка.  Увы, как и во всяком не детском деле, в научной работе много скучной рутины. С годами у ученого растут обязанности и обязательства – отзывы, гранты, рецензии, лекции, не (всегда самые) лучшие студенты, и т.д. без конца, а тем временем производство научных результатов и статей входит в привычку, приедается, перестает возбуждать. Редко встретишь детскую улыбку озарения на лице маститого профессора.  К счастью, из этого правила есть исключения, и Татьяна Максимовна Бирштейн – одно из ярчайших.

Ребенком, Татьяна Максимовна пережила блокаду Ленинграда.  Студенткой она была в политически ужасные, душные годы.  Можно сказать, что через несколько лет после окончания университета ей повезло и она попала в академический институт – Институт высокомолекулярных соединений.  Сказать так можно, но правильнее и честнее будет понять, что Татьяна Максимовна проявила незаурядную твердость духа и волю, делая свои первые научные работы в буквальном смысле слова в свободное от работы время, и добилась того, что попала в науку, куда и должна была попасть по справедливости и по всем законам. 

Повезло ей в том, что ее научная молодость пришлась на годы политической оттепели и расцвета лаборатории теории полимеров М.В. Волькенштейна. А нам, всем работающим в области полимеров, особенно теоретикам, повезло в том, что одним из международно признанных столпов нашей науки стала Татьяна Максимовна – человек с безупречным научным вкусом и чувством юмора, доброжелательный и вместе с тем остро критичный, не терпящий заумности, приветствующий понимание и неустанно стремящийся к нему.

Татьяна  Максимовна находится в замечательной «интеллектуальной форме». Как и 38 лет назад, когда я встретил её впервые, она страшно радуется всему новому, всем на свете интересуется, о каждом остром вопросе науки или окружающей жизни старается выработать свое независимое мнение, не терпит лизоблюдства перед начальством, от самого маленького до самого большого, а мне в любой момент по-прежнему готова сказать с неповторимой улыбкой: «Шура, почему Вы задаете такой глупый вопрос, неужели Вы не понимаете, что ...» – и следует простое понятное объяснение.

Дорогая Татьяна Максимовна!  Поздравляя (от корня «здрав») Вас с примечательным юбилеем, горячо желаю Вам крепкого здоровья (от того же корня), новых красивых решенных задач – и новых детских улыбок научного понимания, на которое Вы такая мастерица.

* * *

Матиас Баллауф (Matthias Ballauff), профессор факультета физической химии Университета г. Байрейт (Германия)

Без сомнения Татьяна Бирштейн является одним из наиболее ведущих исследователей в области физики полимеров последнего столетия. Она проделала великолепную работу в теории макромолекул, и ее книга «Конформации макромолекул» (М.: Наука, 1964), написанная совместно с О.Б. Птицыным является по-настоящему классическим трудом в этой области.

Я встречался с ней лично лишь раз и должен сказать, что до сих пор впечатлен силой ее личности. Для меня Т. Бирштейн, М. Готлиб, О. Птицын и ушедший профессор М. Волькенштейн  являются российскими учеными, внесшими наиболее важный вклад в науку полимеров последней половины 20-го века.

См. также:

«Коня на скаку остановит, в науку работать пойдет»

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.