29 марта 2024, пятница, 12:44
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Слово о Теодоре Шанине

А. Даллин и Т. Шанин
А. Даллин и Т. Шанин

5 декабря 2008 г. в  Европейском университете Санкт-Петербурга в рамках конференции «Выставка достижений научного хозяйства» состоялась церемония награждения медалью имени Александра Даллина (1924-2000) известного британского социолога, профессора Манчестерского университета, президента Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Теодора Шанина.  В связи с вручением награды он выступил с лекцией «1968 в мировой истории» (см. видеозапись в ГУ-ВШЭ).

Декан факультета социологии и политологии ЕУ Владимир Гельман в комментарии «Полит.ру» отметил, что новая медаль учреждена Европейским университетом (СПб) и Стэнфордским университетом (США) за заслуги в области изучения российской и советской истории, политики и общества. После непростых дебатов жюри решило присудить ее Т. Шанину.

Первого лауреата новой премии представил известный российский социолог, д.философ.н., почетный ректор ЕУ Борис Фирсов. Публикуем текст его выступления перед участниками торжественной церемонии, а также послесловие профессора, д.философ.н., ассоциированного сотрудника  Социологического института РАН Бориса Докторова. На фото  (слева направо): А. Даллин (фото Stanford News Service) и Т. Шанин (фото А. Артамонова, МВШСЭН).

Избрание в российские академии давно перестало быть фактором, однозначно определяющим место ученого в «академической табели о рангах». Это закрепилось в современном российском языке. Выражение «встреча ученых с академиками» - далеко не безобидная шутка. Оно отомрет, если фактическое лидерство будет определяться действительными научными заслугами, профессиональной и человеческой репутацией ученых. Решение ученого совета ЕУСПб об учреждении награды в честь Александра Даллина – важный шаг в верном направлении. Ведь эта награда является символом морального вознаграждения научной среды за авторитетность и порядочность ученого и исследователя, в нашем случае - профессора Теодора Шанина.

Биография Т. Шанина

Теодор Шанин родился в 1930 году в Вильно. В марте 1948 г. прибыл семнадцатилетним добровольцем в Палестину, участвовать в составе подразделения командос в войне за создание Израиля. Затем, окончив в 1951 году Иерусалимский колледж социальной работы, занимался профессиональной деятельностью по этой специальности. В 1959 году вернулся к учебе на отделении социологии и экономики Иерусалимского университета. В 1963-м – аспирант Бирмингемского университета, с 1965-го – преподаватель Шеффилдского университета. Защитил докторскую диссертацию (PhD) по социологии в Бирмингемском университете по теме «Циклическая мобильность и политическое сознание русского крестьянства: 1910 - 1925 гг.». С 1973 года – член Колледжа Святого Антония Оксфордского университета. С 1974 года – профессор, заведующий кафедрой социологии Манчестерского университета. В 1990 году избран академиком ВАСХНИЛ. С 1995 г. – Ректор МВШСЭН, в настоящее время Президент этой школы. За заслуги в создании этого британско-российского учреждения постдипломного образования указом Королевы Елизаветы II награжден Орденом Британской империи (OBE).

Теодор Шанин ученый с громадным охватом проблем ХХ века

Он один из основателей западного крестьяноведения, составленная им антология «Крестьяне и крестьянские общества» стала базовым учебником по этой теме. Шанин сыграл важную роль в развитии исследований «Третьего мира» в 1960–1970-х гг. и связанной с этим глубокой реконструкции мировоззрения западных общественных наук. Работая на стыке социологии с историей, философией, экономикой и политической наукой, он проводил исследования, в том числе и полевые, в Иране, Индии, Мексике, Танзании, Венгрии, США. Другие направления его научной работы – теория познания, методология социальных наук, историческая социология, социальная экономика и политология.

Шанин и Россия – неисчерпаемая тема

СССР и России отданы едва ли не полвека упорного научного труда. Это было нелегким делом, если принять во внимание, что первый визит Шанина в нашу страну состоялся в 1961 г., когда иностранцев с трудом впускали в научные институты, не говоря уже о слежке, целью которой было установление «враждебных замыслов» в отношении первого в мире социалистического государства. И все-таки Теодор настойчиво преодолевал все трудности. Уже в те годы его коллегами, а затем и пожизненными друзьями стали социолог Владимир Ядов, экономист Татьяна Заславская, географ и историк Лев Гумилев, историк Виктор Данилов.

С Виктором Даниловым их прочно спаяла неизбывная страсть к познанию Великого Незнакомца – русского и советского крестьянина. Сейчас в это трудно поверить, но с Даниловым они общались, придумывая уловки. Разновременно выходили из Ленинки (где британец сидел вместе с академиками, а советский историк Данилов - в общем зале), но затем встречались в условленном месте и ходили по улицам и говорили. Позднее Шанин «стал приезжать к нему домой, но никогда не предлагал этого первым, ибо лишь Богу было известно, к чему это приведет».

А со Львом Гумилевым они встречались в курилке, обязательно в присутствии третьих лиц. Цитирую: «чтобы не оставаться одними, чтобы потом кто-то не сказал, что он передавал мне какие-то секреты, или не брал от меня какие-нибудь деньги. Была девушка, которая сидела рядом и видела, что он мне ничего не передавал. И я ему ничего не передавал. Так вот это и работало». Теодор, как мог, помогал своим советским коллегам, привозил книги сам, отправлял книги и письма с оказиями. За это бескорыстие, дружбу с советскими учеными и бесстрашную любовь к правде о нашей стране он был наказан советскими властями, несколько лет ему не выдавали визу на въезд в СССР.

С конца восьмидесятых годов Шанин принимает активное участие в перестройке общественных наук в России, начинает выступать в российской печати и перед различными аудиториями по вопросам развития сельского хозяйства, а также общей историографии России. В 1988 году на заседании ВАСХНИЛ Шанин разорвал могильную тишину вокруг имени профессора Александра Васильевича Чаянова, который погиб в тюрьме в 1937 году, вместо того, чтобы уже в те годы быть вознесенным на гребень мировой научной славы. Теодор прочел первый после шестидесятилетнего молчания доклад об огромном значении наследия Чаянова и традиции российской аграрной науки доколлективизационного периода не только для истории, но и для современности. Вместе с академиком Александром Никоновым Шанин проводит первый международный съезд ученых-аграрников в Москве.

Особая тема – его историко-социологические проекты 1990-х гг., целью которых стала реконструкция судеб российского (советского) крестьянства. На их основе Шанин сотоварищи создал новую исследовательскую традицию – рефлексивное крестьяноведение. В семнадцати регионах бывшего СССР группы исследователей-социологов по 8 месяцев проживали в крестьянских семьях, деля с ними кров и хлеб. В ответ крестьяне заплатили прямотой, честностью, открытостью, искренностью. Читатель получает возможность прикоснуться к миру насилия и смерти, страданий и лишений, предательства и ненависти, бесчеловечности и коррупции, разбитых семей и потерянных поколений. Так вошли в национальную память воспоминания обо всем – юности, мечтах, надеждах, страхах, радостях, страданиях, учебе, работе, отношениями с людьми. Так стали известными их жизненные концепции, взгляды на политику и религию и многое другое, остался сохраненным аромат народной речи. Как сказал один из шанинских помошников-интервьюеров: "Они говорят с нами, как будто бы ждали нас пятьдесят лет: тридцать лет боялись говорить, а далее двадцать лет их никто не слушает".

Реформатор социальных наук

Шанин отдал много сил созданию и руководству программой «Обновление гуманитарного образования в России» международного фонда «Культурная инициатива». Реальная отдача – более 400 новых, оригинальных книг и учебников для учащихся (от дошкольников до студентов), написанных преимущественно российскими авторами в период глубочайшего спада научной работы. Его главное детище в России – российско-английский постдипломный университет, Московская высшая школа социальных и экономических наук. Первым начинанием в этом направлении стала организация совместно с академиком Заславской трех школ по переподготовке молодых советских социологов в Манчестере и Кенте (1989 – 1991 гг.). «Шанинка» росла быстро. Начав с трех факультетов в 1995 г., Школа уже к 2002 г. выросла до семи факультетов, которые в своей работе используют принцип интеграции британской и российской академических традиций. При ней существует Междисциплинарный академический центр социальных наук («Интерцентр»). За это время Интерцентр поддержал серию перспективных научных проектов и публикаций, провел 15 международных годичных симпозиумов под названием «Куда идет Россия?» (с 2004 г. – «Пути России»), которые стали важным форумом российских общественных наук. Созданы также Центр крестьяноведения и Центр изучения образовательной политики.

Подводя итог содеянному профессором Теодором Шаниным, выделю главную черту его неустанных трудов на научном поприще – едва ли не врожденное стремление преодолевать упрощенчество всеобщих теорий прогресса и рифы «окончательных» быстрых решений. Проиллюстрирую это ссылкой на первую статью Шанина, напечатанную в России в журнале «Коммунист» (1990, №1) с легкой руки Отто Лациса и отредактированную тогда молодым сотрудником журнала по имени Егор Гайдар. Главная беда страны, писал Теодор Шанин, – поиски единственно верной программы действий. Поиск безошибочного плана - это «сталинизм наоборот», сталинизм, оказавшийся на вооружении врагов сталинизма, поскольку они пытаются осмыслить новое с помощью старых категорий. Успехи Европы не столько результат безупречной верности первоначальному плану действий, сколько понимание того, что в плане развития общественных социальных систем изначально заложена непредсказуемость многих направлений и видов этого развития. Непредсказуемость тем выше, чем больше горизонт планирования, масштабы охвата планом. К тому же действуют и влияют выбор и ошибки субъектов развития. В итоге не столько точность принятых планов и стихия свободного развития приводят к успеху, сколько механизм исправления ошибок и реагирования на непредсказуемость самого развития.

Таким механизмом управляют два фактора. Первый (идейный) фактор, Шанин связал с подготовкой людей к жизни в непредсказуемых условиях и поиску адекватных реакций на эту непредсказуемость. Главное здесь – не доверять простым и быстрым решениям. Нужны не волшебные фокусы власти (скажу от себя, трюки с быстрым изменением текста конституции – Б.Ф.), а оздоровление социальной системы руководства, воспитание терпимости к тому, что представляется излишне сложным или неправильным. Априорная враждебность к неожиданному и даже неприятному, к незапланированному уничтожает ростки будущего, тогда как терпимость помогает развитию быстроменяющихся обществ.

Второй фактор – структурный, это – демократизм политических систем. Нужна не борьба за уничтожение бюрократии, нужна бюрократия, которая умеет работать, открыта общественному контролю, ограничена законами, нетяжела на подъем (поворотлива). Она тоже должна быть подсистемой самоисправления, являющейся обшей частью более широкой самоисправляющейся политической системы. Сказано в 1990-м, но остается созвучным сегодняшнему дню.

Невозможного нет. Есть только трудное! (Т.Шанин)

* * *

Послесловие Бориса Докторова

Александр Даллин: американец, всю жизнь изучавший Россию

Видимо, каждый испытывает сложные чувства, узнав, что имя человека, которого он знал, становится не только именем собственным, но элементом культуры и частью истории. Такие чувства испытал и я, прочитав несколько дней назад об учреждении Европейским университетом в Санкт-Петербурге и Стэнфордским университетом США медали имени Александра Даллина за заслуги в области изучения российской и советской истории, политики и общества. Биография человека вплелась в его судьбу.

В присуждении профессору Теодору Шанину медали имени Александра Даллина я вижу отражение многих драматических событий в истории России XX века, определивших жизненные пути этих двух крупных ученых, двух незаурядных личностей. Я встречался с Даллиным, знаю Шанина и считаю случившееся редким торжеством закономерного. Так и должно было произойти. Этим актом настоящее отчасти соединило то, что, казалось было разорвано прошлым навсегда.

О жизненном пути Теодора Шанина и его вкладе в развитие российской социологии и культуры обществоведения в целом можно прочесть на сайте "Полит.Ру" и на других страницах Рунета. Поэтому ограничусь лишь кратким рассказом о жизни Даллина и сделанном им.

Я познакомился с Даллиным и его женой профессором Гэйл Лапидус, специалистом по России, в период расцвета Перестройки, в начале сентября 1989 года.  В Ленинграде небольшая группа социологов города встречалась с «командой мечты» – ведущими американскими социологами и политологами. Среди них также были крупнейший американский специалист по Китаю и сравнительным политическим исследованиям Лючиан Пай и один из классиков современной социологии Сеймур Липсет. Во второй половине 90-х я несколько раз бывал в доме Даллина и Лапидус на одной из тихих улиц кампуса Стэнфордского университета, на семинарах, которые они организовывали, и на пати, где собиралось множество их коллег и учеников. Я тогда делал первые шаги по американской земле, мое прошлое никого не интересовало, мое настоящее было нулевым, а будущее – абсолютно неопределенным. Если бы тогда я хотя бы на миг предположил, что через несколько лет займусь историей современной российской социологии, то о многом бы распросил Алекса. Его русский был совершенным, и он всегда был весьма доброжелателен.   

Даллин тогда выглядел несколько грузным, ходил медленно, говорил мало. Он отличался от американских коллег, которые тогда активно обсуждали реформы Ельцина, конфликты  Центра с руководством Татарстана и других регионов страны, начало войны в Чечне, политику прикаспийских государств и многое другое, какой-то отрешенностью, погруженностью в себя. Он видел все происходившее в России на фоне ее долгой истории, пытался связать настоящее с теми событиями в прошлом, о которых многие, думаю, и не догадывались. Его уникальный жизненный путь и огромный научный опыт были базой его выводов и суждений, возможно, многим казавшимися странными, не актуальными.   

Александр Даллин (1924-2000) родился в Берлине, в семье Давида Далина, высланного из Советской России в 1921 году вместе с группой меньшевиков, которая по приезде в Германию сплотилась вокруг Юлия Мартова. С приходом к власти нацистов вместе с тысячами евреев семья Даллина покинула Германию и перебралась сначала во Францию, а 1940 году, после оккупации страны фашистами, – в США. Еще живя во Франции, Александр Даллин участвовал в антифашистском движении, а в годы войны он работал в военной разведке. В 1947 году Алекс закончил известный нью-йоркский City College со степенью бакалавра по социальным наукам, а через год – получил степень магистра по истории в Колумбийском Университете. В 1953 году там же ему была присуждена степень доктора по истории.

Свои научные исследования Даллин начал в известном Гарвардском проекте (Harvard Interview Project), интервьюируя беженцев и эмигрантов из Советского Союза с целью изучения советской политической системы. Итоги этой огромной работы и ознакомления с немецкими архивами стали основой его фундаментальной работы о фашистской оккупационной политике. Книга  German Rule in Russia, 1941-1945 увидела свет в 1957 году и была переиздана в 1981 году. Позже им были опубликована книга (1985) о трагической истории, когда советскими летчиками был сбит корейский пассажирский самолет Боинг 747. Под его и Кондолизы Райс редакцией вышла книга об эпохе Горбачева (1986), он – руководитель и автор большого числа крупных научных проектов по российской тематике.  

Даллин преподавал в известнейших университетах: Гарварде, Колумбийском и Беркли, а в 1971 году стал профессором Стэнфорда.  Он возглавлял Русский институт Колумбийского университета и позже Центр  по изучению России и Восточной Европы в Стэнфорде. В 1984-85 годах он был президентом Американской ассоциации по развитию исследований в области славистики. Главной заслугой Даллина считается то, что ему удалось перебросить мосты между историей и политическими науками, тем самым принципиально повысив интеллектуальный уровень изучения современных общественных процессов.   

После распада Советского Союза Даллиным было многое сделано для развития социологии и политологии в России и многих постсоветских странах. Он принимал самое активное участие в создании Европейского университета в Петербурге. Был членом недавно созданного Попечительского совета ЕУ.

На рубеже 50-х - 60-х годов в СССР произошло второе рождение социологии, и уже в постперестрочное время начался процесс, называемый сегодня возрождением российской социологии. Он включает в себя изучение наследия дореволюционных социологов и ученых, работавших в 20-х – 30-х годах. Мне представляется, что формируемая новая концепция российской социологии должна в какой-то мере охватить и исследования социологов, родившихся в первые послереволюционные годы в семьях, эмигрировавших на Запад. Ведь для большинства из них русский язык был первым родным, а русская культура – базой формирования их личности и системы ценностей. Получив профессиональную подготовку на Западе, они многие годы своей научной деятельности посвятили изучению СССР/России, и при первой возможности стали помогать становлению современного российского обществоведения. Александр Даллин и первый лауреат медали его имени Теодор Шанин – ярчайшие примеры таких ученых.

Литература к послесловию Б. Докторова:

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.