29 марта 2024, пятница, 01:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 июня 2008, 08:43

Как создать научно-образовательное экспертное сообщество России

Cтатья Симона Кордонского «Служение истине и инновационное развитие» вызвала оживленную реакцию и многочисленные отклики. Вслед за статьей нашего постоянного автора и эксперта Р.М. Фрумкиной мы публикуем текст профессора факультета биомедицинской инженерии, Университет Вашингтона (Сент Луис, штат Миссури, США) Игоря Ефимова.

Введение

Трансформация российского общества и государства, произошедшая за последние два десятилетия, затронула практически все стороны жизни страны – её политику, экономику, финансы, оборону, демографию. Во многих областях профессиональной деятельности произошла кардинальная смена методов управления и полная смена поколений. В экономике и политике к управлению пришло нынешнее поколение 40-летних, не имевшее отношения к номенклатуре СССР, выросшее и образованное в новых условиях, и поэтому способное на инновации в своей деятельности. Парадоксально, но научно-образовательное сообщество, которое явилось одним из инициаторов реформ, трансформировавших дряхлеющий СССР в новую энергичную Россию, оказалось нереформированным, во власти 70-летней в своём большинстве советской бюрократии. Отказ этой бюрократии от реформ в науке и образовании мешает дальнейшему развитию страны, висит тяжёлым грузом на шее поднимающейся России. Недавние выборы президента Российской Академии Наук ещё раз подтвердили, что академическая бюрократия неспособна поставить интересы страны выше своих личных интересов. Практически все профессиональные сообщества страны понимают, что без конкурентоспособной науки и образования у России нет будущего. Поэтому реформы научно-образовательного экспертного сообщества неизбежны в самом ближайшем будущем.

Организованные экспертные сообщества – хранители знаний общества. 

Организованные экспертные сообщества (далее – ОЭС) возникают в процессе эволюции и усложнения общества, ведущего к дивергенции областей знаний и профессиональной экспертизы. Разнообразные ОЭС эволюционирует в результате углубляющейся специализации из ранних форм институтов, отвечающих за производство, практическое применение и передачу новым поколениям знаний и экспертизы в той или иной области деятельности. Ранние формы таких институтов включают производственные гильдии, военные ордена, монастыри, госпитали, и пр. ОЭС формируется как доминантный представитель данной профессиональной области в рамках социального договора между обществом в целом и профессиональными сообществами. Примеры областей, где действуют такие ОЭС, включают в себя политику, экономику, медицину, юриспруденцию, оборону, разные разделы инженерного дела, науку и образование, религию, искусство, информацию и пр. Каждое ОЭС возникает в ответ на нужды общества в определённой области профессиональной экспертизы и из-за невозможности охвата новых областей знания в рамках всего общества, государства или в рамках уже существующих ОЭС.

Эволюция успешных ОЭС приводит к формированию социального договора между обществом и данной профессией, в результате которого общество получает необходимые качественные профессиональные услуги на взаимоприемлемых условиях, а ОЭС - свободу автономного саморегулирования, ресурсы и привилегированное положение в обществе. И наоборот, ОЭС, нарушившее социальный договор с обществом, теряет автономность и подпадает под управление государством руками других ОЭС, ради реорганизации или замены нарушителя на новое ОЭС. Политическое ОЭС обеспечивает устойчивую политическую стабильность страны и баланс всех ресурсов, включая все ОЭС. Несоблюдение договора Коммунистической партии Советского Союза (монопольное политическое ОЭС в СССР) с Россией привело к смене данного ОЭС в 1990-е годы.

Многочисленные экономические ОЭС обеспечивает устойчивый экономический рост и ресурсы для жизнедеятельности остальных ОЭС. Медицинские ОЭС отвечают за улучшения качества жизни и её продолжительность. Юридические ОЭС – в ответе за законотворчество и соблюдение законов. Оборонное ОЭС обеспечивает безопасность страны. И так далее. Все жизнеспособные ОЭС развивают разнообразные институты производства, сохранения, применения и передачи новым поколениям экспертизы в своей области. И все ОЭС формируют свою политику для взаимодействия с другими ОЭС в рамках многообразия социальных договоров каждого из них с обществом в целом.

Каждое ОЭС, достигшее статуса социального договора с обществом, берёт на себя обязательства поддерживать высокий и постоянно улучшающийся профессиональный уровень своих членов; проявлять должную понимание нужд общества и права других ОЭС; обеспечивать экономическую приемлемость своих услуг для общества. Если эти необходимые условия выполняются ОЭС, общество предоставляет данной профессии привилегию на саморегулирование, постепенно устраняя рычаги внешнего регулирования. Нарушение же социального договора по любому из пунктов – непрофессионализм, пренебрежение нуждами общества, корпоративный эгоизм и коррупция, неэффективное управление ресурсами и собственной структурой – ведут к расторжению договора, потере престижа и привилегий членами данной ОЭС и к потере экономической свободы. В конечном итоге, общество вынуждено отозвать свой договор с нарушителем и заменить его саморегуляцию на жёсткое регулирование данного ОЭС со стороны общества в целом с помощью других работоспособных ОЭС – политического, юридического, военного и пр.

Научно-образовательное организованное экспертное сообщество

Научно-образовательное организованное экспертное сообщество (далее – НОЭС) является одним из древнейших в истории человечества. Только религиозные ОЭС, от которых собственно и ответвилось НОЭС тысячелетия назад, могут соревноваться с ним по продолжительности жизни своих профессиональных институтов. Есть примеры ныне действующих европейских университетов, история которых приближается к тысячелетней отметке. Такое долгожительство можно объяснить уникальной способностью научного сообщества к эволюции, его способностью соблюдать социальный договор с постоянно эволюционирующим обществом и его многочисленными ОЭС, возникающими в процессе дивергенции. Являясь одним из древнейших ОЭС наряду с политическим, оборонным и религиозным, НОЭС представляет собой ствол, от которого ответвляются всё новые и новые ОЭС.

Однако ответственное поведение НОЭС является императивом для соблюдения условий договора. В ответ на ответственное соблюдение договора многие развитые страны мира предоставили НОЭС разнообразные широкие права на саморегулирование с разной степенью независимости на разных уровнях его научных, образовательных, кадровых, информационных, издательских, финансовых и многих других институтов.

Социальный договор российского НОЭС с Россией

История институтов НОЭС России насчитывает многие века и берёт своё начало ещё в Киевской Руси. Однако наиболее чётко социальный договор между НОЭС и обществом в целом был выражен при создании одного из наиболее известных и древних институтов российской НОЭС – Российской Академии Наук. Пётр I использовал опыт немецких научно-образовательных институтов и сформулировал условия договора: Академия наук должна была обеспечивать образовательные и экспертные услуги бурно развивающемуся Российскому государству в области политики, обороны и экономики. Со своей стороны общество обязалось предоставить право на почти полное саморегулирование Академии, престижное место в общественной иерархии и щедрое финансовое обеспечение членов Академии и их институтов, позволяющее им располагать достаточным временем и ресурсами для свободного поиска нового знания и привилегированный образ жизни.

Отражая свою институциональную историю, РАН сохранила многие архаические элементы, накопившиеся за века, включая пожизненную пирамидальную иерархию, непотизм, пожизненные титулы и пожизненное содержание, сродни феодальным. В настоящее время Академия является единственным институтом России, который после всех революций и веков истории сохранил право выдавать чрезвычайно престижные пожизненные титулы, сопряжённые с неотторжимыми привилегиями и денежным содержанием за счёт налогоплательщиков, не связанным и не зависящим от качества их профессиональной деятельности.

Трёхсотлетняя история Академии наук показывает многочисленные примеры колебаний в условиях социального договора, а также в качестве и количестве экспертных услуг, предоставляемых эволюционирующему обществу и его старым и новым ОЭС. Эти колебания сопровождались соответствующими изменениями в правах на саморегулирование, престиж членов Академии и предоставляемые ресурсы. Однако в целом эти колебания происходят на фоне непрерывно возрастающей роли фундаментальных научных знаний в подготовке кадров, всё более широком применении новейших технологий во всех областях жизнедеятельности общества и необходимости всё более и более широкого спектра углубляющейся и специализирующейся профессиональной экспертизы. Рост спроса на экспертизу ведёт к неуклонному увеличению важности НОЭС как в жизни развитых стран в целом, так и для функционирования остальных ОЭС, нуждающихся в услугах НОЭС.

Как говорилось выше, основной задачей НОЭС является производство, применение и сохранение (передача будущим поколениям) знания. С точки зрения общества эти три задачи не являются равнозначными с точки зрения их важности для социального организма. Подготовка квалифицированных кадров, то есть передача знаний будущим поколениям, представляется наиболее важной задачей для любого общества, так как без квалифицированных кадров невозможна работа государства. При прекращении или ухудшении качества подготовки кадров многие ОЭС почувствуют ущемление своих интересов в очень короткий срок: оборона, экономика, здравоохранение не смогут функционировать без образованных людей. Качество кадров влияет на все стороны жизни в короткой перспективе. Применение знаний в основном происходит через экспертную оценку проектов, планируемых или осуществляемых обществом или другими ОЭС. Важность этой задачи второстепенна, так как эффект низкого или высокого качества её исполнения имеет более длинную временную шкалу и становится виден только в среднесрочной перспективе. И, наконец, производство знания имеет более долгосрочное стратегическое значение. Спад в производстве знаний может никак не отразиться на уровне жизни в течение двух-трёх поколений данного общества, при условии возможности импорта интеллектуальной собственности из стран-производителей знаний.

Подготовка высококвалифицированных кадров

НОЭС обладает ключом ко всем остальным ОЭС посредством контроля над отбором молодых талантов и подготовки их будущих кадров. Каждое ОЭС в конечном итоге вынуждено создавать собственную систему отбора молодого таланта и профессиональной подготовки кадров высочайшей квалификации, так как все ОЭС конкурируют за ограниченное количество молодых талантов, рождающихся в обществе (особенно в условиях демографического кризиса). Тем не менее, именно новые фундаментальные открытия и новейшие технологии, производимые НОЭС, являются первым стимулом, пробуждающим аналитический или творческий талант у детей в школе и молодых людей на начальных стадиях высшего образования. Поэтому работоспособный и соблюдающий социальный договор НОЭС имеет первый доступ к талантам и контролирует начальные стадии подготовки кадров, имея возможность отбирать лучших из лучших.

Сохранение знаний и передача его новым поколениям является наиболее древним и основным пунктом социального договора между НОПС и обществом. В этом состоит основной принцип либерального образования, при котором студенты получают полную свободу выбора своей будущей профессии из полного набора областей знаний, доступного в рамках одного и того же университета. Во многих развитых странах мира профессиональные медицинские, юридические, инженерные, религиозные, музыкальные, артистические и экономические образовательные институты являются интегральными частями университетов, управляемых НОЭС. Поэтому наиболее дерзким нарушением социального договора являются ухудшение качества подготовки кадров и низкое качество управления ресурсами, предоставляемыми обществом и другими ОЭС на подготовку кадров. 

На мой взгляд, Российская Академия Наук нарушила этот пункт социального договора, заложенного ещё Петром I, уже очень давно. Ещё Дмитрий Иванович Менделеев, в своей статье «Какая же Академия нужна России?» [1], указывал на непростительность нарушения той части договора, на которой настаивал её устроитель. Менделеев писал:

«Высшая педагогическая деятельность, бывшая в уме Петра первою обязанностью академика, составлявшая долгое время действительно крупную сторону деятельности академиков, прекратилась совершенно по той причине, что делу, можно сказать, поневоле из его первоначального положения придали новое, до тех пор не бывшее положение...

Всякий ведь знает, что русское дворянство есть служилое придворное учреждение, что всякого дворянина обязывали первоначально службой, и через это, так сказать, приобретало свое значение и государственное положение. Затем дворянство было освобождено от службы и осталось дворянством с теми поместьями, которые ему за службу даны.

Так, можно сказать, произошло и с Академией. Призванная к делу педагогическому, к несению обязанностей, она получила права, так сказать, в вознаграждение за обязанности, которые она должна была исполнять. Обязанности кончились, а привилегии остались и даже увеличены».

Эгоизм Академии, отрицающей обязанность участия её членов в образовательном процессе из ложно понятого приоритета производства знаний над его сохранением, привёл к расколу научно-образовательного сообщества, являющегося единым во многих развитых странах мира. Именно университеты США и Англии, являются ведущими научными институтами этих основных и наиболее эффективных производителей знаний в мире. Отрицание Академией своих обязанностей по подготовке кадров при сохранении привилегий данных Петром I уже долгое время ведёт к постепенному размыванию толерантности общества к нарушению Академией неписанного социального договора.

Вслед за Академией российские институты высшего образования также всё больше и больше отстают от требований профессиональных сообществ в деле подготовки адекватно обученных кадров. Происходит катастрофическая девальвация дипломов разных степеней из-за неспособности НОЭС к саморегулированию. В результате многие работоспособные ОЭС вынуждены заниматься вопросами образования и подготовки кадров своими силами, дублируя друг друга и отвлекая значительные ресурсы общества. Многочисленные ведомственные институты вынуждены начинать обучение с самого фундаментального элементарного уровня, так как НОЭС не справляется с этой обязанностью. Такое невыполнение обязательств по важнейшему пункту договора грозит отзывом права на саморегулирование и установлением жёсткого контроля со стороны государства руками других ОЭС.

Экспертная оценка

Вторым по важности пунктом социального договора НОЭС с обществом является профессиональная экспертиза по вопросам эффективного политического и экономического управления, технологии обороны, научной базы медицины, развития высоких технологий, и пр. Со времён Петра I НОЭС обязался обеспечить общество высочайшим качеством экспертизы по широкому кругу вопросов естественных и гуманитарных наук, без которой остальные ОЭС неспособны нормально работать.

Политическое профессиональное сообщество нуждается в улучшении технологий управления, методов прогнозирования, научных методов отбора и подготовки молодых кадров в быстро эволюционирующем обществе и глобализующемся мире. Экономические ОЭС нуждаются в экспертной оценке прикладных разработок, идущих в развитие новых высокотехнологических областей промышленности и услуг. Медицинское сообщество требует улучшения научной и технологической базы здравоохранения. Оборонное сообщество беспомощно без экспертной оценки в деле новейших оборонных технологий, вырастающих из фундаментальной физики, химии, биологии, информатики. И т.д.

К сожалению, почти все перечисленные сообщества частично или полностью отказались от экспертных услуг НОЭС, найдя их профессионально несостоятельными. Налицо явные признаки нарушения этой части социального договора с обществом со стороны российской научного и образовательного сообществ (НОЭС). В результате многие ОЭС России вынуждены строить свои собственные, часто дублирующие друг друга экспертные институты в рамках своих ОЭС, либо обращаться к работающим НОЭС других стран. Кроме того, многие ОЭС делегируют своих профессиональных представителей в институты НОЭС в попытках исправить положение. Но результата пока нет. Архаичная система управления НОЭС позволяет ей игнорировать требования общества по улучшению качества экспертной оценки, путём мимикрии сохраняя видимость авторитетности в глазах непрофессионалов, составляющих большинство любого общества.

Производство знания

Третьим по важности для общества пунктом социального договора с национальным НОЭС является производство новых знаний, которые закладывают фундамент для производства интеллектуальной собственности и необходимы для прогресса в области подготовки кадров и экспертной оценки в долгосрочной перспективе. Российский НОЭС в целом и Академия в частности и здесь нарушили социальный договор с обществом. Уровень научных разработок российского НОЭС всё больше и больше отстаёт от мирового уровня, лишая будущего высокотехнологические секторы российской экономики и подрывая оборону и безопасность страны. По всем количественным оценкам научной производительности национальных НОЭС, Россия всё больше и больше скатывается на последние позиции по количеству, качеству и эффективности производства знаний. Это, в свою очередь, негативно отражается на уровне экспертизы и подготовки кадров, всё ещё осуществляемыми НОЭС России. Более того, выборы в РАН показывают, что надежд на изменения в будущем не предвидится. Научная производительность кандидатов в члены академии никак не отражается на их шансах быть избранными, так как РАН отказывается от реальной количественной оценки качества кандидатов, предпочитая мимикрию под научные публикации и результаты.

Последствия нарушения социального договора НОЭС с Россией

В настоящее время Россия через свои политическое, юридическое и экономическое ОЭС готова предоставить значительные ресурсы национальному НОЭС. За последние 20 лет, ушедшие на реформы всех ОЭС, предоставляемые НОЭС ресурсы были явно неадекватны. Однако НОЭС всё же имела большие кадровые, движимые и недвижимые ресурсы и обладала широкими правами на саморегулирование в вопросах подготовки кадров, управления, и обеспечения уровня профессиональной экспертизы. В ответ на эти права Россия и её ОЭС ожидают от НОЭС соблюдения договора, то есть: (1) качественной подготовки конкурентоспособных кадров высокой квалификации, (2) качественной экспертной оценки по широкому спектру вопросов, (3) производства знаний на мировом уровне. Способно ли российское НОЭС на соблюдение договора?

Приходится признать, что эволюции российского НОЭС практически прекратилась. В отличие от многих других ОЭС России, НОЭС сохранил архаичную структуру и неадекватные методы саморегулирования, совершенно не отвечающие обновлённому и ушедшему далеко вперёд обществу.

Во многих ОЭС произошла полная смена поколений. В политической и экономической ОЭС управление находится в руках 40- и 50-летних, прошедших обучение в современных образовательных программах по всему миру и закалённых в острой конкурентной борьбе.

В НОЭС по-прежнему управляют 70-летние, защищённые архаикой отжившей феодальной системы пожизненных выборов, никак не связанных со способностями делать дело. Это поколение бюрократии РАН не обладает ни энергией, ни квалификацией, ни современными знаниями, ни адекватными методами управления для соблюдения социального договора с Россией. Более того, сохранение архаичных методов кадрового обновления не оставляет никаких надежд на положительные перемены в будущем.

В результате нарушения социального договора со стороны НОЭС по всем пунктам, общество вправе отозвать договор и начать процесс формирования институтов обновлённого НОЭС и нового договора с ним. Примут ли старые институты НОЭС участие в этом процессе или их мнение становится всё более и более неадекватным? На период выработки нового социального договора общество должно отозвать права на саморегулирование НОЭС и взять эти обязательства на себя, передав их представителям работающих ОЭС и отдельных функционирующих институтов НОЭС.

Политические и экономические ОЭС России, прошедшие полное обновление и смену поколений, стали конкурентоспособны на мировой арене. Они нуждаются в услугах адекватной национальной НОЭС. Поэтому они вынуждены требовать такого же энергичного обновления от существующего дряхлеющего НОЭС или создания принципиально нового НОЭС России. Без этого обновления все остальные профессиональные сообщества обречены в долгосрочной перспективе на неконкурентоспособность на мировой политической и экономической арене.

Мечты о будущем НОЭС России

Успех многих российских учёных и инноваторов, работающих по всему миру, показывает, что страна продолжает генерировать энергичную талантливую молодёжь, способную изменить мир. Эта молодёжь отторгается дряхлеющими архаичными институтами НОЭС, унаследованными от СССР и более древних эпох с минимальными изменениями. Коррупция, эгоизм, непотизм и нежелание осознать всю неприглядность своего состояния всё больше и больше убеждают в невозможности реформирования Российской Академии Наук.

Мимикрия стала её символом: Российская академия наук имеет все внешние признаки научного учреждения, но практически не производит знаний. Образовательные институты НОЭС России выдают увеличивающееся количество дипломов всех степеней, но коррупция и неэффективный контроль за качеством образования ведут к девальвации российских дипломов. Бизнес-сообщество пыталось обращаться к НОЭС России за экспертной оценкой и с предложениями поддержки прикладных разработок в области высоких технологий. Но, увы, эти попытки закончились полной потерей доверия к НОЭС со стороны экономических ОЭС, которые теперь предпочитают обращаться к зарубежным НОЭС.

Так дальше жить нельзя. Что же делать? Нужно создать национальную программу по строительству принципиально новых независимых институтов НОЭС, которые будут ответственно относиться как к своим обязанностям, так и к своим правам. Для выработки такой программы следует привлечь российских учёных с мировой репутацией, ведущих экспертов мира, и представителей российской научной диаспоры.

Отталкиваясь от так называемой «Программы Белановского» [2], я бы предложил следующее:

  • Провести оценку размера и качества управления движимыми и недвижимыми ресурсами, предоставляемыми Россией в распоряжение существующих институтов НОЭС. Международные аудиторские компании должны провести финансовый и имущественный аудит.
  • Создать новую форму эффективного и прозрачного управления ресурсами НОЭС. Это можно осуществить, следуя примеру английских и американских университетов и научных институтов, передав все движимые и недвижимые ресурсы в эндаументы институтов НОЭС с правом его реструктуризации под контролем международных аудиторов.
  • Создать эффективные прозрачные национальные фонды, финансирующих науку и образование, с привлечением международных экспертов. Следует также стать участником международных научных фондов с условием привлечения российских ученых и специалистов в области образовательной политики к экспертизе проектов и в качестве грантополучателей.
  • Создать инновационные структуры, специализирующихся на коммерциализации результатов научных исследований. Нужно использовать модели инкубаторов, технопарков, венчурных фондов и привлекать к их управлению успешных учёных-инноваторов. 
  • Разработать механизмы конкурсного отбора и оценки деятельности эффективных управленцев институтами НОЭС не на основе их положения в архаичной иерархии РАН, а на основе их международной научно-образовательной и управленческой репутации.
  • Разработать механизм стимуляции работы учёных и профессоров, основанных на их сегодняшнем результате, а не на прошлых заслугах. Для этого следует отменить архаичную систему пожизненных титулов и привилегий, не связанных с производительностью в науке и образование.

 См. также:

Полезные ссылки и примечания:

1. Менделеев Д.И. Какая же Академия наук нужна России? // «Новый мир». 1966. №12. <http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/MENDAC.HTM> 

2. Белановский С. «План Белановского»: версия автора // «Троицкий вариант». 2008. №4N(812), 27 мая 2008 г. С. 2.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.