29 марта 2024, пятница, 13:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 мая 2008, 09:21

Курчатовский институт как полигон для инноваций

Одним из последних указов Владимира Путина в качестве президента России стал указ «О пилотном проекте по созданию национального исследовательского центра «Курчатовский институт», предназначенного для «ускоренного внедрения в производство научных разработок, проведения полного инновационного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая создание промышленных образцов, по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: «Индустрия наносистем и материалов» и «Энергетика и энергосбережение», осуществления координации научной деятельности по реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии», выработки принципов построения и функционирования национальных исследовательских центров». Так была закреплена роль Курчатовского института как одного из бастионов инновационной экономики – одного из коньков нового российского президента Дмитрия Медведева. О том, что такое инновационная экономика и какова в ней роль Курчатовского института, мы побеседовали с доктором физико-математических наук, директором Института информационных систем РНЦ "Курачатовский Институт", деканом факультета нанотехнологий и информатики МФТИ Алексеем Анатольевичем Солдатовым.

Сейчас много говорится об инновационной экономике. Что это такое? Как бы вы могли охарактеризовать это понятие?

Инновационная экономика – на мой взгляд, это экономика, основанная на новых видах товаров и услуг. Ближе всего мне пример Интернета. Не было этой услуги 20 лет тому назад, и промышленности такой не было. Сейчас есть услуга, есть промышленность, есть рабочие места. Одни люди платят за это деньги, другие люди их получают – вот и образовалась сфера инновационной экономики, в которой уже крутятся миллиарды.

То есть придумали новое, и, не вытесняя ничего, не меняя и не отнимая у кого-то, просто сделали новую группу услуг. То есть инновационная экономика - это экономика, основывающаяся на использовании того, что еще вчера не было известно, новых научных разработках или новых изобретениях.

Как вы видите роль научных центров в построении такой экономики?

Чем мы отличаемся от X века или от XV? Тогда тоже выращивали рожь, пшеницу и т.д. Их как рожала земля, так и рожает. Ну, может быть, чуть-чуть лучше, но не сильно, не в 10 раз. Отличается мы тем, что мы знаем больше о природе, о себе. На получение этих новых знаний и работает наука. А вслед за наукой идет технология, которая эти знания использует и доносит до нас уже в потребляемом виде.

В свое время от ламповых приемников перешли на транзисторные. А что это такое? Это физика твердого тела в чистом виде.

Но наука (особенно - экспериментальная) для того, чтобы производить знания, выдвигает самые высокие требования к технологии. И сама же, выдвигая эти требования, их удовлетворяет, тем самым, двигая технологию вперед. Все ускорители, сверхточные приборы и т.д. сначала были разработаны для внутренних нужд науки. Интернет тоже был сделан для науки, для себя, а потом уже оказалось, что это нужно всем.

То есть наука для производства знаний ставит перед технологией «рекордные» задачи, решает их, а потом «подтягиваются» все остальные. А научные центры, с одной стороны, формируют некий национальный заказ на инновацию, с другой стороны, разрабатывают способы его осуществления, то есть инновационную технологию.

Вы работаете в знаменитом Курчатовском центре. Но знаменит он был в первую очередь своими ядерными исследованиями. А в последние десятилетия он приобретает статус ведущего центра и в других сферах, в частности, в сфере информационных технологий. Как и почему это происходит?

Курчатовский институт был действительно создан в свое время для решения вполне определенных проблем - атомных проблем. И назывался он «Институт атомной энергии им. И.В.Курчатова». Но вокруг этой проблемы находилось много других, которые приходилось решать по ходу.

В результате Курчатовский институт сформировался как организация, которая находится на передовых рубежах в разных сферах, при этом продолжая решать вполне конкретные задачи. Курчатовский институт отличается тем, что здесь работают люди, в результате деятельности которых получается изделие, конечный результат. Если нужно, организуется целая отрасль промышленности, как было с атомным флотом или с атомными электростанциями и т.д.

Оказалось, что задачи, которые были возложены на институт, охватывают очень широкий спектр дисциплин. В результате в нашем институте оказались специалисты, проводящие исследования самым по разным направлениям. За проблемами атомной энергетики сразу подтягивается материаловедение, ядерная физика, физика твердого тела и т.д. Из проблем атомной энергетики выросло осознание роли термоядерной энергетики, список можно продолжать долго.

В качестве значимого инструмента нашей работы появился вычислительный центр. А раз он наш инструмент, значит, он должен хорошо работать. Так оказалось, что у нас очень грамотные специалисты в области информационных технологий. В этом направлении, как и всегда, разработки были нацелены на получение конечного результата, в даном случае – наращивание ресурса для физиков, удобство и эффективность использования этого ресурса.

В результате в вычислительном центре (он уже правда называется иначе) делались и делаются многие интереснейшие вещи в этой сфере. Разрабатывали необходимые устройства, участвовали в разработке операционных систем, систему «Юникс» поставили на все отечественные ЭВМ. Привели Интернет в нашу страну.

Руководители нашего Института, на моей памяти - Анатолий Петрович Александров и Евгений Павлович Велихов - всегда активно участвовали в развитии этих направлений работы.

Ваш учитель Евгений Павлович Велихов, с одной стороны, возглавляет Курчатовский институт, с другой стороны, руководит отделением Академии Наук, с третьей стороны,  возглавляет Общественную палату. Как вы можете объяснить такую универсальность? Как это все вообще можно успеть?

Евгений Павлович – очень интересующийся человек. Круг его интересов чрезвычайно широк. А если ему интересно, то он начинает вгрызаться, разбираться в этом, и доводить дело до результата. Информационные технологии – одно из таких направлений.

Если бы не академик Е.П.Велихов, Курчатовский институт не занялся бы Интернетом, да и в России он развивался бы куда медленнее. Именно Велихов активно и однозначно поддержал это направление, он его активно двигал, был своего рода мотором российского Интернета.

Когда появился ГРИД, он тут же ухватился за эту идею и тут же стал его пропагандировать, требовать от нас, чтобы мы сделали все необходимое для его развития и т.д.

То же самое с научной сетью «Глориад» - это и сеть для науки, в виде кольца через весь мир (Россия, США, Китай, Корея, Нидерланды, Канада, сообщество северных стран). ГРИД - одно из приложений. У него все это очень четко выстроилось. Если бы не академик Е.П.Велихов, не было бы вообще никакого «Глориада». Я помню, как он в США, в Китае, в Корее на самых высоких уровнях это объяснял, рассказывал, пропагандировал, убеждал. И добился – проект пошел. В общем, он просто работает очень активно.

Параллельно Евгений Павлович возглавляет Общественную палату. Какую вообще роль в развитии инновационной экономики, инноваций вообще могло бы играть общество, общественные структуры, а какую – государство?

Все мы живем в обществе. Если то, что мы делаем, никому не будет интересно, то и делать это будет как-то сложно. Дело даже не только в деньгах на исследования. Просто если ты чем-то занимаешься, а окружающие думают, что это никому не нужно, бывает очень обидно. Хочется полезным быть, и чтобы это признавалось окружением. Поэтому отношение общества к работе очень важно. Ну, а если общество относится к твоей работе правильно, то и государство начинает относиться правильно. Эти все вещи связаны. То есть нужно объяснять, что мы делаем и почему именно это, как и куда движемся.

Для инноваций налаженные отношения науки и общестенных институтов крайне важно. Восприятие нового – дело не простое, надо постоянно подтверждать доверие науке со стороны общества.

Я ни в коем случае не пытаюсь свести роль академика Е.П.Велихова в Общественной палате к пропаганде науки, техники и т.д. Это всего лишь одна из граней. А есть еще и забота о том, что вокруг нас – об обществе, о стране.

Вы возглавляете факультет нанотехнологии и информатики знаменитого Физтеха. Там соединяются усилия и Курчатовского института, и самого Физтеха. Какой это дает эффект? Что вообще можно сказать о том, что получилось и насколько это соответствует замыслу?

Здесь я пришел в некотором смысле на готовое. В свое время наш Курчатовский институт учредил для себя маленький учебный институт. И возглавлял его академик С.Т.Беляев и А.В.Трефилов. Зачем этот институт был нужен? Потому что люди молодые Курчатовскому институту нужны всегда, но в какой-то момент стало ощущаться, что вузовское преподавание у нас в стране как-то просело, поэтому мы и создали свою структуру, чтобы готовить кадры для себя.

Два года назад было принято решение о том, чтобы этот институт перевести в качестве факультета на Физтех. Почему так? Фактически все наши преподаватели - одновременно и преподаватели Физтеха. Мы вообще как-то жизнь все время сверяем с Физтехом. Поэтому решение это было вполне естественное.

Кроме того, Физтех по определению - это интеграция образования и науки. У Физтеха базовые кафедры – принципиальная часть образовательной структуры. Студенты Физтеха выпускаются, как правило, на базовых кафедрах, расположенных в действующих научно-исследовательских институтах. То есть, как минимум, с четвертого курса все студенты уже занимаются в научных институтах, вливаются в коллективы: слушают лекции у работающих ученых, занимаются на рабочих установках, в рабочих лабораториях, пишут там свои курсовые работы и дипломы и т.д. Поэтому Курчатовский институт просто стал базовым для этого факультета.

Все у нас получилось, стали даже набирать больше студентов. Если в нашем институте мы брали обычно человек 15, то сейчас у нас уже 30. Изменились и задачи: теперь это подготовка не только для Курчатовского института, 30 человек для одной организации - это уже много.

А кто еще мог бы стать своего рода заказчиком для этого образования, кроме Курчатовского института?

Мы учим хорошей физике и хорошей математике. По информатике – разбираться во всех новейших явлениях и технологиях: сетях, GRID, вычисления на суперЭВМ и т.д. В качестве экспериментальной базы используются уникальные действующие установки, хороший вычислительный центр и все, что при этом прилагается. Поэтому после окончания нашего факультета в любом приличном институте наши люди оказываются востребованы и нормально работают.

Сейчас сфера инновации становится одним из приоритетов государственной политики. Как вы видите в этой ситуации дальнейшую судьбу Курчатовского института?

Как я уже говорил, Курчатовский институт отличается тем, что мы пытаемся довести дело до изделия, то есть до технологии, которую уже можно внедрять, а также широтой научных интересов. И это абсолютно соответствует тому понятию инновации, о котором мы говорили – новому взгляду на вещи, доведенному до технологии, когда уже можно изготавливать продукцию. Поэтому, на мой взгляд, Курчатовский институт - очень даже правильное место, где можно устроить полигон для инноваций. Полигоном он был всю свою историю, полигоном будет и дальше.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.