28 марта 2024, четверг, 21:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 апреля 2008, 12:47

Альтернативность и индивидуальность

Новая глава Рособрнадзора Любовь Глебова на пресс-конференции о подготовке к ЕГЭ 2008 года продемонстрировала открытость к диалогу чиновников, профессионального сообщества и общества в лице СМИ.

С 19 числа начинает прием ЕГЭ в школах, отметила Глебова. 2008 год она называла «переходным» - от «законченного эксперимента к готовности работать в штатном режиме».

В 2008 году ЕГЭ проводится для всех выпускников общеобразовательных школ 84 субъектов Российской федерации. Впервые  - в Чеченской республике, Приморском крае и Нижегородской области. Почти все «старые» регионы расширили свое участие в ЕГЭ: 64 региона будут проводить ЕГЭ практически по всем общеобразовательным предметам, четыре региона – по двум предметам, в Нижегородской области и Приморском крае – по одному предмету.

Любовь Глебова отметила основные особенности ЕГЭ-2008:

1. Новая система индивидуальных экзаменационных пакетов, т.е. все тесты, которые получат дети, будут разными, а каждый тест будет иметь индивидуальный номер;

2. Свидетельства о сдаче ЕГЭ будут действовать при поступлении в ссузы и вузы на протяжении двух лет. Лица, проходившие военную службу по призыву и уволенные с военной службы, имеют право использовать результаты ЕГЭ, полученные в 2008 году до призыва на военную службу, также в течение года после увольнения с военной службы.

Кроме того, глава Рособрнадзора сообщила о решении создать совет по качеству образования. Координатором проекта назначен Александр Адамский, ректор автономной некоммерческой образовательной организации «Институт проблем образовательной политики «Эврика».

На вопрос о возможности привлечения внешних экспертов для разработки контрольно-измерительных материалов, глава Рособрнадзора ответила: «Мы, безусловно, за альтернативную разработку КИМов и за консультации среди представителей научного мира. Мы уже предпринимаем в этом направлении первые шаги».

Ранее Любовь Глебова высказывалась за то, чтобы «разработка контрольно-измерительных материалов принадлежала разным группам, чтобы она не исходила из одного источника, чтобы у одной группы разработчиков не было монопольного права устанавливать» ту модель КИМа, которую они считают нужной. «Я думаю, что мне будет очень сложно, потому что это не самое популярное решение, но я - за альтернативность возможных вариантов и за то, чтобы выбор был, а не за то, что мы упорно и настойчиво продвигали только ту модель, которую видим мы».

Напомним, что сейчас всей технологией ЕГЭ занимаются Рособрнадзор, Федеральный центр тестирования (ФЦТ) и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), выигравший конкурс на подготовку КИМов. ФЦТ и ФИПИ – два федеральных государственных учреждения, подведомственных Рособрнадзору. Рособрнадзор устанавливает форму, сроки и продолжительность проведения ЕГЭ, утверждает структуру и содержание контрольно-измерительных материалов (КИМов) и процедуру проведения ЕГЭ. ФИПИ разрабатывает КИМы для ЕГЭ, а Федеральный центр тестирования обеспечивает субъекты РФ экзаменационными материалами и проводит централизованную проверку результатов.

Много вопросов вызвали отдельные предметы – русский язык и литература.

Напомним, что в 2008 году обязательный ЕГЭ по литературе был отменен. Председатель федеральной предметной комиссии разработчиков КИМов по литература Сергей Зинин отметил, что часть «А» материалов (часть с выбором) не зарекомендовали себя на протяжении эксперимента. Зинин отметил важность литературы как обязательного выпускного экзамена и предложил оптимальный, по его мнению, вариант проведения работы: обязательный выпускной экзамен по литературе и ЕГЭ – по выбору как профильный для поступающих на филологические специальности.

Любовь Глебова, в свою очередь, отметила, что сомнения, которые высказывались профильными сообществами по поводу отмены обязательного экзамена по литературе в виде ЕГЭ, можно развеять -  ведь текущую отчетность никто не отменял, учет знаний идет. Но в этом году никто из регионов и не выбирал ЕГЭ по литературе в качестве основного экзамена.

Согласно отчетности по результатам ЕГЭ в 2006-2007 году, в 2006 году ЕГЭ по русскому языку сдавали 680 100 человек, среди них 238 человек набрали 100 баллов. Общее количество сдававших ЕГЭ по русскому языку в 2007 году увеличилось всего 1,3 раза, при этом количество «100-балльников» - в четыре раза, до 951 человека. Однако общий процент сдавших на «5» или «4» почти не изменился. На вопрос, с чем может быть связан такое резкое увеличение набравших по 100 баллов на экзамене по русскому языку, председатель федеральной предметной комиссии разработчиков КИМов по русскому Ирина Цыбулько отметила, что «говорить о качественном скачке можно было бы лишь только в том случае, если говорить о повышении среднего уровня. Но вы можете заметить, что количество четверок, пятерок и троек не очень выросло. Зато появилось много 100-балльников. Мы за каждого из них отвечаем -  все их работы проверяются очень тщательно». Такой резкий скачок количества отличников можно было бы отчасти объяснить тем, что в 2007 году к обязательному ЕГЭ по русскому языку присоединилась Москва с большим количеством профильных школ; однако известно, что в 2006 году лишь один московский выпускник набрал 100 баллов по результатам ЕГЭ.

Там же отчетность демонстрирует в целом по предметам любопытную динамику: при практически неизменном количестве «отличников» и «хорошистов» по результатам ЕГЭ по различным предметам – несоразмерное увеличение количества «100-балльников». Так, 100 баллов по химии в 2007 году получило 73 выпускника против 39 человек в 2006 году (при общем уменьшении количества сдававших ЕГЭ по химии). 36 против 7 «100-балльников» по биологии, 18 против трех «100-балльников» по обществознанию. В целом, и средний балл с 2006 по 2007 год незначительно снизился – до 53,3 с 53,8.

По словам Глебовой, в первые дни проведения ЕГЭ 19 апреля можно будет заметить «проблемные», «тонкие» места в техническом плане – порядок проведения, учета и контроля работ. С тем, чтобы в дальнейшем можно было «обезопасить ЕГЭ от неожиданностей».

Директор школы №2 Псковской области Игорь Крепков, в свою очередь, отметил, что на этапе проведения экзамена проблем с организацией пока не возникало. Главная техническая проблема, по его словам – это то, что при получении сертификата ЕГЭ выпускник часто еще не знает, принимает ли в этом году тот вуз, в который он собрался, ЕГЭ. Родители же требуют, чтобы в открытом доступе им предоставлялись сравнительные результаты школ.

Следует отметить, что многие участники брифинга предпочли в целом высказываться о преимуществах ЕГЭ перед обычными формами итоговых отчетностей.

Так, Креслов заметил, что ему ЕГЭ дает возможность смотреть, по каким темам сильнее, а по каким – слабее учителя преподают те или иные предметы. Любовь Глебова назвала ЕГЭ «инструментом оценки качества образования», позволяющим вести серьезный мониторинг и отслеживать деятельность педагога.

Начальник департамента образования и науки Тверской области Алексей Каспржак рассказал, что с момента введения ЕГЭ количество сельских школьников, которые начали поступать в вузы, стало соизмеримо с общим количеством поступивших в вузы в регионе. «Больше половины поступивших в вузы в области - сельские школьники», - подчеркнул Каспржак.

 См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.