28 марта 2024, четверг, 22:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 декабря 2007, 09:19

Обогащенное общественное мнение

К социологическим опросам у нас в России относятся двойственно: им верят и не верят одновременно. Результаты опросов общественного мнения по самым разным проблемам ежедневно появляются на страницах СМИ, сменяясь обвинениями в политической ангажированности, непрофессионализме, а порой и продажности того или иного опросного центра. Однако публикация данных о резком падении или росте рейтинга крупной политической фигуры, политической партии, высказываниях людей по ключевым проблемам бытия, сразу же становится событием, попадая на страницы газет, журналов, в новостные программы на радио и ТВ.

Кризис доверия к данным, публикуемым центрами опросов общественного мнения, является результатом не только политического противостояния, недемократичности и непрозрачности политического режима, идеологического контроля государства за ведущими теле- и радиокомпаниями, неразвитости грантодающих фондов, и как следствие, неизбежной ангажированности социологов, но и того, что люди часто не знают ответов на задаваемые социологами вопросы. В повседневной суете, респонденты о многих проблемах просто не размышляют и отвечают, часто не имея собственного мнения. "Полит.ру" публикует статью профессора, доктора философских наук, ассоциированного сотрудника Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН Бориса Докторова, посвященную новому методу проведения опросов общественного мнения, в ходе которого социологи дают респондентам возможность сначала сформировать свое мнение, обогатить его информацией и дискуссией со специалистами, а потом уже ответить на поставленные вопросы.

Непосредственной причиной написания этой статьи стала публикация в Интернете первой информации о результатах социологического опроса нового типа, состоявшемся 12-14 октября 2007 года в Брюсселе по программе «Завтра Европы». Об этом сообщили многие крупнейшие европейские издания, и обозреватели сходятся во мнениях, отмечая, что это не только новое слово в науке, но и крупное достижение в области европейской демократии, значимая точка в долгой истории исследований общественного мнения.

Из прошлого в настоящее

В 1630 году на корабле «Mary and John» из Англии в Америку прибыл Роджер Ладлоу (1590–1666), юрист и убежденный пуританин. В эпопею освоения Нового Света он вошел как один из руководителей Массачусетской колонии и как человек, заложивший базис политической и правовой системы США. 8 октября 1633 года Ладлоу основал в городе Дорчестере ту форму самоуправления, которая стала называться городским собранием Новой Англии, или Массачусетским городским собранием. Собранию принадлежало право решения всех вопросов жизни общины, не входивших в компетенцию руководства Содружества штатов. В 1638 году эта форма управления была официально признана элементом организации власти в колониях. В XVII и XVIII веках городское собрание Новой Англии являлось властным институтом, каналом формирования общественного мнения и исследовательской лабораторией, в которой участники дискуссий выявляли всю гамму мнений по обсуждавшимся вопросам, анализировали их и обобщали в виде рекомендаций для принятия решений. Сохранившееся в ряде мест США до настоящего времени городское собрание классифицируется как «самая чистая форма демократии».

В конце XIX века выдающийся английский историк и юрист, государственный и политический деятель лорд Джеймс Брайс (1838–1922), изучая развитие демократии в Европе и наблюдая за политической и социальной жизнью США — одно время он был послом Англии в этой стране — пришел к двум принципиальным выводам. Во-первых, он обнаружил наличие в стране общественного мнения: развитость прессы, стремление людей обсуждать общественно важные проблемы и их многолетний опыт участия в избирательных кампаниях. Во-вторых, он говорил о жизненности идей городского собрания Новой Англии. При этом, восхищаясь швейцарской моделью демократии с её референдумами, Брайс понимал невозможность их регулярного проведения в огромной Америке с её быстро увеличивающимся населением. Но он не знал о выборочных методах опроса и потому не смог предложить решение проблемы непрерывного анализа общественного мнения.

История так распорядилась, что на одном корабле с Ладлоу к берегам Америки прибыл Джон Галлоп (1590–1650), оставивший заметный след в истории Массачусетской общины и активно участвовавший в работе первого городского собрания. Его прямым наследником является Джордж Гэллап (1901–1984), за столетия написание фамилии немного изменилось, признаваемый «отцом» современной научной технологии изучения общественного мнения. Дорогу в эту сторону ему указал Брайс. Свои первые опросы Гэллап называл выборочными референдумами населения, и писал: «Через сто пятьдесят лет мы возвращаемся к городскому собранию. Теперь вся нация — внутри помещения для обсуждений». Круг замкнулся. Потомок того, кто в первой половине XVII века участвовал в становлении городского собрания Новой Англии, предложил новую схему организации общенационального демократического форума.

Обогащенное общественное мнение

Многолетняя критика современных опросов общественного мнения включает утверждение о том, что зачастую от респондентов требуют мнение по проблемам, с которыми они плохо знакомы или о которых вообще ничего не знают.

Различают два вида эмпирической информации, оказывающейся в распоряжении исследователей общественного мнения. Один вид — это совокупность суждений, заявлений, оценок людей, слабо знакомых с проблематикой опроса и не задумывавшихся над тем, о чем их спрашивает интервьюер. Второй вид общественного мнения надстраивается над первым и возникает из него при опросе информированных респондентов. О втором типе общественного мнения говорят как о взвешенном, о несущем в себе итоги обсуждений и используются термины: развитое, опытное, рафинированное. Я буду называть его обогащенным.

Один из эффективных методов изучения обогащенного общественного мнения в 1988 году был предложен американским ученым Джеймсом Фишкиным (James S. Fishkin). Он — обладатель докторских степеней по политическим наукам (Йель, США) и философии (Кэмбридж, Англия). Долгие годы Фишкин работал в Университете Техаса, а сейчас является профессором всемирно известного Стэнфордского Университета и руководителем ряда исследовательских институтов. Предложенный им метод (Deliberative Polling

) позволят выявить то общественное мнение, которое было бы, если бы население было максимально информировано о волнующих их проблемах и формировало бы свое отношение к ним в дискуссиях со специалистами и представителями различных групп населения. Общая схема метода включает в себя три этапа.

Первый — проводится базовый зондаж общественного мнения по давно ставшей привычной для нас схеме: репрезентативная выборка численностью в 1000-3000 человек и личный или телефонный опрос.

Второй — из совокупности респондентов, участвовавших в базовом опросе, случайным образом формируется меньшая выборка, численностью в 300-500 человек. Этих людей собирают в едином месте, где они получают всю информацию по теме опроса и обсуждают проблемы между собою и на встречах с экспертами. Это и есть процесс обогащения мнений.

Третий этап — в этой уже хорошо информированной группе проводится повторный опрос. Его результаты и дают представление о состоянии обогащенного общественного мнения.

Впервые опрос обогащенного общественного мнения был проведен в 1994 году в Англии. В США такие опросы начались в 1996 году. Важной вехой в развитии рассматриваемого вида опросов стало исследование, проведенное в рамках работы Первого конвента по общенациональным проблемам. Тогда 466 избирателей, отобранных по случайной выборке и репрезентировавших электорат страны, были собраны в Филадельфии и имели возможность слушать и участвовать в дискуссиях с вице-президентом США Альбертом Гором и кандидатами от Демократической партии.

С использованием обсуждаемой технологии были проведены опросы в Австралии, Болгарии, Венгрии, Греции, Дании, Италии, Ирландии, Канаде, Китае, Японии и в других странах. Общее количество таких вопросов приближается к полусотне.

Из настоящего в будущее

Опрос по программе «Завтра Европы» касается отношения населения государств Европейского союза (ЕС) к проблемам, остро интересующим жителей всех этих стран. Сначала известной глобальной маркетинговой компанией TNS-Sofres было опрошено по репрезентативной выборке 3500 человек, и затем из них случайным образом было отобрано 362 человека. При этом, численность респондентов из каждой страны была пропорциональной числу ее представителей в Европейском парламенте. Все отобранные респонденты за счет организаторов исследования приехали в Брюссель, где в здании Европарламента

три дня (12-14 октября) на 22 языках проходили пленарные и групповые обсуждения. В них приняли ведущие политики Европы и эксперты по внутренней и внешней политике стран Союза.

Предварительно будущим дискутантам была роздана брошюра с информацией, необходимой для эффективного участия в обсуждениях. В ней рассказывалось о прошлом и настоящем ЕС, говорилось о его организации, бюджете, и об основных направлениях деятельности союза. Далее обстоятельно формулировались проблемы, выносившиеся на обсуждение. Это были: вопросы пенсионного обеспечения граждан и экономического развития стран, роль ЕС в мире. По поводу каждой из проблем формулировались основные точки зрения и аргументы, относительно сильных и слабых сторон предлагавшихся решений.

По завершении дискуссии всеми были снова заполнены анкеты, содержавшие те же вопросы, что и в первом, базовом опросе. Вот некоторые из результатов.

Результаты опроса

Дискуссия помогла её участникам лучше понять политику ЕС в области пенсионного обеспечения и шире смотреть на имеющиеся в этой области проблемы, люди поняли, что чем-то им придется жертвовать. Поэтому доля голосов в поддержку увеличения возраста перехода на пенсию повысилась с 26% до 40%, и одновременно активнее ими стала поддерживаться мысль о том, чтобы работать дольше до выхода на пенсию. До дискуссии эта точка зрения принималась половиной респондентов, после — 70%.

Отношение участников опроса к свободной торговле изменилось немного, но статистически значимо. Так, поддержка политики снижения торговых барьеров, увеличилась на 6% (от 54% до 60%), а доля не согласных с тем, что «более свободная торговля создаст неудобства для отечественной промышленности» увеличилась на 5% (от 37% до 42%).

Особое внимание участников дискуссии привлекла проблема расширения ЕС, в котором сейчас 27 государств, Турция, Хорватия и Македония — ожидают своей очереди, и еще ряд стран желало бы вступить в это объединение. Обсуждение привела к уменьшению (с 65% до 60%) поддержки варианта, при котором страна должна приниматься «автоматически», если она отвечает всем политическим и экономическим условиям для членства. И это не связано с тем, что одной из стран, наиболее близких к вступлению в ЕС, является мусульманская Турция. Исходно за допуск Турции высказалось 55% опрошенных, после обсуждений — до 45%. Однако при этом поддержка идеи членства Украины сократилась много заметнее: с 69% до 55%. Возросла доля согласных с двумя другими положениями: «увеличение числа стран ЕС еще более затруднит для ЕС принятие решений» (было 52%, стало — 62%); «ЕС добавляет слишком много стран и слишком быстро» (с 46% до 53%).

По итогам повторного опроса обнаружилась сильная и устойчивая поддержка разумного использования военной силы. Процент считающих необходимым использовать военную силу с целью защиты других стран ЕС против военного нападения изменился с 80% до 83%, а доля согласных с применением военной силы для предотвращения геноцида не изменилась (была 82% — стала 81%). Но поддержка использования вооруженных сил для устранения угрозы применения оружия массового поражения заметно упала: с 70% до 59%. Немного повысилось осознание респондентами важности факта зависимости Европы от российских поставок энергии с (с 81% до 83%) и заметно выросло их признание российского вмешательства в дела восточноевропейских и Центрально-азиатских стран: с 65% до 74%.

Если учесть, что среди 12 стран, принятых в ЕС в 2004 году, 11 — постсоветских или входивших в социалистическое содружество, то станет понятным различие в во мнениях представителей «новых» и «старых» членов ЕС.

Достаточно жестко против увеличения ЕС высказались респонденты из новых стран. На 15% (от 78% до 63%) уменьшилось их позитивное отношение к суждению «дополнительные страны, которые отвечают всем политическим и экономическим условиям, должны быть приняты в ЕС». В группе участников от старых государств-членов ЕС падение этого показателя составило лишь 2% (от 61% до 59%).

Дискуссия сблизила мнения представителей «старых» и «новых» государств ЕС. Например, доля первых, согласных с тем, что «сохранение существующего правила ухода на пенсию приведет к банкротству пенсионной системы» увеличилась с 45% до 64% (на 19 пунктов), в то время как во второй группе — этот показатель изменился с 52% до 59%. Таким образом, разрыв в представлениях между «новыми» и «старыми» заметно сократился.

Основываясь на ответах респондентов на серии вопросов, измеряющих знание ими фактов, можно утверждать, что в ходе насыщения информацией и участия в дискуссиях участники опроса узнали много нового. Стоит отметить, что респонденты из «старых» государств ЕС исходно (и по итогам дискуссии) обладали более высоким уровнем информированности. В среднем, «новички», отвечая на вопросы, в которых выявлялось знание, отвечали верно в 37% случаях, тогда как «старички» — в 53%. Различие — 16%. Вот некоторые данные о различии в информированности: знание бюджета ЕС — различие 22%, правила выбора членов Европарламента (23%), роль ЕС в определении пособий по безработице (17%), соотношение европейской и американской международной помощи (22%).

По результатам дискуссии участники Брюссельской встречи стали чаще признавать себя европейцами. Процент тех, кто думает о себе как «о европейце» увеличился с 77% до 85%, в то время как доля рассматривавших себя лишь представителями своей страны, снизилась с 89% до 83%.

В 1935 году Гэллап объявил о своем методе изучения общественного мнения и привел результаты первого общенационального опроса. Тогда, по его словам, Америка вернулась к городскому собранию, вся нация как будто оказалась внутри огромного зала для дискуссий и обсуждений. Прошло еще семь десятилетий, и Джеймс Фишкин собрал европейцев в одной большой комнате. Принимая во внимание рост скорости развития социальных процессов, можно допустить, что еще в первой половине XXI-го века точно так же в одной комнате можно будет собрать людей всего мира.

Опрос обогащенного общественного мнения — дорогой, сложный новый элемент демократии. К применению этой технологии, суммирующей в себе опыт и культуру почти двух сот лет изучения общественного мнения в США, обращаются в тех странах, там и тогда, где власть, бизнес и СМИ действительно хотят знать, что думает население, когда они хотят убедить общественное мнение страны в том, что все её граждане ответственны за политику.

Полезные ссылки:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.