28 марта 2024, четверг, 18:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 марта 2006, 09:00

Бизнес и образование: модель взаимодействия

21 марта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ состоялись парламентские слушания «Эффективное партнёрство высшей школы и бизнес-сообщества как условие качества и конкурентоспособности российского образования: законодательный аспект», организованные думским Комитетом по образованию и науке. По результатам слушания был одобрен проект рекомендаций высшим органам государственной власти по совершенствованию нормативно-правовой базы в области сотрудничества образования, бизнеса и государства.

В слушаниях приняли участие представители Комитета по образованию и науки, представители бизнес-структур и работники сферы образования из различных регионов страны. В докладах участников слушаний звучали тезисы, подтверждающие, что формирование системы мер по эффективному взаимодействию бизнеса и образования является необходимым условием для реализации национального проекта «Образование», который был назван президентом наиболее приоритетным.

Комитет образования и науки разработал законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования", призванный создать законодательные механизмы для совершенствования профессиональной подготовки кадров в соответствие с запросами реальной экономики.  

В роли модераторов слушания выступили заместитель Председателя ГД, член фракции «Единая Россия» Артур Николаевич Чилингаров и председатель комитета ГД по образованию и науке Николай Иванович Булаев.

Во вступительном слове Н.И. Булаев предложил участникам слушаний высказывать конкретные предложения, замечания, суждения, которые будут внесены в список рекомендаций комитета. Он отметил, что в Государственной Думе не раз обсуждались законопроекты по этой теме, но пока конкретных законодательных решений не было вынесено. Тем временем, проблема усугубляется: тенденции в экономике и образовании не отражают друг друга из-за трудности прогнозирования рынка труда и рынка образовательных услуг. В этой связи партнёрство между бизнесом и образованием должно привести к соответствию выпускаемых специалистов потребностям экономики. Таким образом, это взаимодействие нацелено не только на обеспечение финансирования образования, но и на решение более широкой стратегической задачи.

Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, член Совета Федерации Станков Николай Иванович. Он рассказал, что обсуждаемая тема была затронута на заседании бюро РСПП полтора года назад, и её актуальность сегодняшний день возрастает: бизнес не удовлетворён качеством образования и перечнем специальностей, по которым происходит подготовка кадров. Так,  проблематично найти узких специалистов в металлургии и машиностроении. Бизнес готов работать над решением этой проблемы: в РСПП была создана рабочая группа (её возглавляет президент группы компаний "Информационные бизнес-системы" Анатолий Караченский); к РСПП присоединяются и другие ассоциации предпринимателей. Владимир Путин на встрече с представителями бизнеса одобрил эту идею и сказал что власть заинтересована в том, чтобы работать над этой проблемой.

Подробнее о законопроекте рассказала Иванова Валентина Николаевна, заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке. Она напомнила о двух основных положениях национального проекта «Образование» - повышение качества образования и его конкурентоспособности. Несколько дней назад Владимир Путин, выступая в СФ, отметил необходимость формирования единого законодательного пространства для достижения этих целей. Перед законодателями встаёт необходимость определить, какова структура бизнеса, что представляет собой современный работодатель, и определить формы взаимодействия между вузами и каждой из категорий бизнеса, будь то частные или государственные предприятия. Среди наиболее важных форм можно отметить: формирование профессиональных стандартов, рейтингование, госзаказ, целевая подготовка на основе трёхсторонних (вуз-студент-предприятие) и двухсторонних (вуз-предприятие) договоров, соучредительство, образовательный кредит, прямая поддержка (формирование мест для производственной практики, создание совместных лабораторий, поддержка материальной базы, поддержка студенческих летних строительных отрядов). Многие формы взаимодействия уже отработаны в вузах, и Валентина Иванова призвала участников слушаний сообщать в своих выступлениях о проблемах и перспективах в этой области.

Также была затронута одна из базовых концепций предлагаемого законопроекта. Сейчас структуры отраслевого бизнеса, поддерживая образование, делают затраты из прибыли, и это является барьером, который не даёт развернуть поддержку в более серьёзном масштабе. Но вопросы кадрового обеспечения и подготовки персонала – это затраты, связанные с обеспечением выпуска продукции, объективно необходимые, а соответственно, они должны быть отнесены на себестоимость.

Заместитель министра образования и науки РФ Андрей Геннадьевич Свинаренко рассказал о работе правительства. Работа которая проводится министерством – регулярные встречи с бизнесом и образованием. Одна и ключ проблем – поиск адекватных  форм взаимодействия. Главным для преодоления разрыва между выпускаемыми специалистами и запросами экономики является привлечение работодателей к образовательной работе. Разработаны законопроекты, призванные создать соответствующие механизмы. Например, о предоставлении права представителям объединений работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечня направлений подготовки специалистов, разработке государственных образовательных стандартов, контролировании качества образования и др. Для работы в этой области созданы советы и рабочие группы.

Одна из проблем состоит в том, что бизнес часто не видит возможностей к самостоятельным действиям и ждёт предложений и указаний от министерства или от сообщества образования.

Ректор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Виталий Иванович Видяпин считает, что у государства нет достаточного количества средств для финансирования высшего образования, и без поддержки бизнеса разрешение существующих проблем невозможно. Его поддержал проректор СПбГУ В.Н. Троян, особо подчеркнувший важность разработки нормативно-правовой основы для кредитования ВУЗов и студентов. Представители образования говорили о важности налоговых льгот для предприятий, финансирующих высшее образование. В частности, эта позиция прозвучала в выступлении Николая Николаевича Гриценко, президента Академии труда и социальных отношений, который выступал с предложениями от лица Союза ректоров России.

На слушаниях значительное внимание было уделено вопросу финансирования инновационных технологии. Особое внимание к этой проблеме уделили представители региональных вузов. Ректор Саратовского Государственного Университета Л.Ю. Коссович рассказал о прошлогоднем семинаре в Зальцбурге, посвящённому проблеме создания инновационных цепочек. В СССР фундаментальная наука разрабатывалась в университетах и инновации претворялись в жизнь в отраслевых институтах и конструкторских бюро. Для того, чтобы разработки фундаментальной науки применялись не только за рубежом, но и в нашей стране важно воссоздать инновационную цепочку, что уже происходит благодаря созданию в вузах технопарков и бизнес-инкубаторов.

Проректор по инновационной деятельности Иркутского государственного технического университета Александр Иванович Федотов рассказал о правовых проблемах при создании инфраструктур для высокотехнологических разработок. Он отметил, что использование технопарков и бизнес-инкубаторов – серьёзный стимул и мощный рычаг в подготовке специалистов мир уровня. Вузы, которые пошли по этому пути, включая ИрГТУ, обрели ряд проблем, связанных с недостатком существующего законодательства, так как не разработана нормативно-правовая база по организацию малых предприятий, учредителем которых является вуз. А. Федотов выступил с конкретными предложениями по этому вопросу.

Во-первых, необходимо изменить статьи бюджетного кодекса, запрещающие вузам брать кредиты и производить залоги, необходимы законы, регулирующие правовой вопрос использования интеллектуальной собственности вузов на предприятиях наукоёмкого бизнеса, созданных при этом вузе. Во-вторых, необходимы налоговые льготы. Средства, полученные от предпринимательской деятельности, направленные на уставную деятельность в образовательном учреждении, реинвестированные в обучение, не должны облагаться налогом на прибыль (согласно ст. 45-46 ФЗ РФ «Об образовании»). В ст. 364 Налогового кодекса РФ («прочие расходы, связанные с производством и/или реализацией) первый абзац пункта 49 («другие расходы, связанные с производством и/или реализацией») дополнить новым абзацем: «расходы, осуществляемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензию в установленном порядке, направленные на нужды совершенствование и развитие образовательного процесса в данном образ учреждении». Также важно освободить образовательные учреждения от НДС на платные образ услуги, так как его планируемое введение ляжет дополнительным бременем на родителей учащихся.

Парламентские слушания завершились одобрением проекта рекомендаций Комитета ГД по образованию и науке высшим органам власти. Председатель комитета Н.И. Булаев пообещал включить высказанные в ходе слушаний предложения в окончательную версию рекомендаций.

Важно, что этот вопрос был поднят на уровне высшей законодательной власти страны, так как государственная инициатива в определении стратегии развития образования и науки является решающей. Взаимодействие бизнеса и образования невозможно без выработки конкретных механизмов, функционирование которых должно быть обеспечено нормативно-правовой базой.

Евгений Бузятов

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.