28 марта 2024, четверг, 17:46
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 июля 2004, 13:36

Второй выпуск

**Темы дня**

На федеральном уровне СМИ обратили внимание на субботнее заседание Госдумы, на котором депутаты накануне ухода на каникулы приняли ряд законопроектов, в том числе сразу в трех чтениях два закона, призванных обезопасить страну от развития банковского кризиса. Пресса обсуждает закон "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ", отмечая, что он гарантирует вкладчикам этих банков, что они в случае банкротства банка, не дожидаясь окончания процедуры банкротства, получат обратно до 100 тыс. руб. Остальное, вкладчик, как и обычно, получает после завершения процедуры банкротства. Принят также закон, вносящий изменения в Гражданский кодекс и закон о Центробанке. Суть поправок такая: ЦБ может понижать процентные ставки, установленные любым банком по вкладам граждан. Опускать ставку ЦБ может не ниже двух третей ставки рефинансирования по вкладам в рублях и не ниже Libor по вкладам в валюте. В расчет процентной ставки включаются и любые "непроцентные платежи", которые банк выплачивает вкладчикам.

Тем не менее, банковский кризис продолжает оставаться одной из наиболее актуальных тем, освещаемых центральными СМИ. Масс-медиа отмечают, что население продолжает штурмовать отделения российских банков, пытаясь спасти свои деньги: по неофициальным данным, россияне забрали уже несколько сот миллионов долларов и больше миллиарда рублей. В среднем по банкам ушло до 15% вкладчиков.
"Известия", комментируя принятый Госдумой закон, распространивший страхование вкладов физических лиц на те банки, которые в этой системе не участвуют, полагают, что в сложившихся условиях восстанавливать доверие вкладчиков к банкам и к национальной валюте придется Центробанку. Издание также отмечает, что особенности "текущей ситуации" серьезно усиливают власть Центробанка: по принятому закону выплаты вкладчикам можно производить лишь после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом. Поэтому можно смело предполагать, что в случае возникновения проблем с коммерческими банками "церемониться никто не собирается". Также вполне очевидно, что, превратившись в ответчика последней инстанции, Центробанк постарается не допустить развития кризисной ситуации. В результате, замечает издание, банковский сектор фактически повторяет судьбу других отраслей экономики - государство берет на себя огромные риски, пытаясь создать основу для "народного капитализма". И уже очень скоро будет видно, насколько эффективно оно этими рисками умеет управлять.
"Газета", рассматривая положение на финансовом рынке в условиях банковского кризиса, в частности, пишет, что по заявлению руководства Альфа-банка вкладчики в ближайшие дни заберут 700 млн. долларов. "Расстаются с деньгами вкладчиков и Гута-Банк, и банк "Первое О.В.К." - цепная реакция может затронуть до 200 кредитных организаций", - замечает газета. Издание приводит также мнение аналитиков, которые считают, что отток средств из банков в сектор недвижимости может привести к росту цен на жилье.
"Независимая" газета пишет, что в субботу В.Путин обсудил проблемы банковской сферы с М.Фрадковым, А.Кудриным и С.Игнатьевым. И хотя власти продолжают говорить, что кризиса в банковском секторе нет, сам факт того, что обсуждение этой темы у президента совпало с пиком банковской лихорадки в стране, говорит о многом. И пока операторам банков не приходится отдыхать даже в выходные. Например, в Альфа-банке даже банкоматы инкассировались круглосуточно. А банки, названия которых пока не замечены в новостях, стараются не привлекать к себе внимания и аккуратно обналичивают средства через банкоматы по "чужим" пластиковым картам, едва успевая за спросом.
"Время новостей" пишет, что власти предприняли радикальную попытку успокоить население, бросившееся забирать деньги из банков: в субботу Госдума срочно и сразу в трех чтениях приняла законопроект "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов". Срочно создавать "внеплановую" систему страхования, которая охватывала бы все банки, чиновников заставила паника, грозящая кризисом даже крупнейшим участникам рынка. Однако инвесторы относятся к принятому законопроекту с достаточной долей скепсиса. "Финансировать риски банков, в частности за счет золотовалютных резервов ЦБ, - довольно рискованный шаг, - говорит представитель одной из инвесткомпаний. - В мировой практике весьма распространенным инструментом являются стабилизационные кредиты".
Еженедельник "Коммерсантъ-Власть", обратившийся с вопросом "Кризис будет?" к ряду известных политиков и экономистов, пишет, что зампредправления РОСБАНКа М.Алексеев в ответ заявил: "Будет. Но когда, никто не знает".
Как отмечают "Новые Известия", понимание того, что с кризисом нужно бороться пришло к Центробанку поздно. Тем не менее, пока, несмотря на все принятые меры, никто из банкиров внятно не называет условий, при которых ситуация на "межбанке" стабилизируется. Видимо, потому, что таковых просто нет. Когда премьер М.Фрадков призывает банки укрупняться добровольно, пуганому банкиру чудится укрупнение принудительное. В связи с этим многие участники банковского рынка в кулуарах называют происходящее финансовым террором. С чьей стороны террор, не уточняют. По словам вице-президента "Мастер-Банка" А.Вульфа, кризис выгоден, прежде всего "крупным спекулянтам, которые облечены властью и которые работают, в том числе и в проверяющих органах". "Они создают проблемы за определенную сумму, а потом еще за большую сумму эти проблемы решают. Именно эти люди развили большую активность, и им этот банковский кризис на руку", - уверен банкир.

Первые страницы всех центральных газет сегодня отведены убийству главного редактора русской версии журнала Forbes П.Хлебникова. Пресса отмечает, что за 17 лет деятельности в СМИ американский журналист, специалист по российскому бизнесу, нажил немало недоброжелателей, но в последнее время не вел никаких самостоятельных расследований, занимаясь делами журнала.
"Известия" отмечают, что "после убийства все предположили, что оно связано с профессиональной деятельностью П.Хлебникова. Однако в вышедших в России номерах Forbes каких-то особенно громких разоблачительных скандалов не было. Тем более что сам П.Хлебников, возглавивший русскоязычный Forbes, за эти месяцы в России никаких расследований не вел", так как "на него свалилось слишком много административной работы". Более того, среди членов коллектива Forbes никто не мог вспомнить какой-либо из конфликтов, связанных с журналистской деятельностью их редактора.
Как пишут "Ведомости", по мнению гендиректора Центра политических технологий И.Бунина, П.Хлебникова убили, чтобы пресечь какое-либо его расследование. Так же считает и президент Института национальной стратегии С.Белковский. В то же время издание отмечает, что по другой версии причина происшедшего кроется "в чьих-то личных обидах, возможно, Хлебников "засветил" кого-то, кому это не понравилось". Эксперты также допускают, что содержание книги П.Хлебникова "Разговор с варваром", основанной на беседах с одним из лидеров чеченских сепаратистов в 1990-х гг. Хож-Ахмедом Нухаевым, могло разозлить "каких-нибудь чеченцев".
"Новые Известия" пишут: комментируя убийство П.Хлебникова, главный редактор журнала Newsweek А.Гордеев сказал, что он почти уверен, что убийство связано с профессиональной деятельностью Хлебникова, вопрос лишь в том, с какой ее частью. По мнению секретаря Союза журналистов М.Федотова, "убивали не журналиста Пола Хлебникова, убивали журнал Forbes".
"Независимая" газета пишет, что, по мнению члена комитета по безопасности Госдумы Г.Гудкова, журналистская деятельность Хлебникова "могла раздражать многих людей в России, в том числе из категории самых богатых". Президент инвестиционной группы "Спутник Холдинг" Б.Йордан заявил, что представить себе не может, кто бы это мог сделать: "Наверное, это очень серьезные люди, если они решились убить иностранного журналиста, американского гражданина. Наверняка они понимают, что этим делом активно займутся спецслужбы обеих стран. Какие цели преследовали эти люди, не могу даже догадываться и не хочу спекулировать на этой теме".
"Газета", выдвигая различные версии произошедшего, в частности, рассматривает в этом контексте связи П.Хлебникова и реакцию на его публикации Б.Березовского, А.Мордашова и Е.Батуриной.
"Время новостей" полагает, что если говорить непосредственно о журналистской деятельности П.Хлебникова, то, как в России, так и в США она давала повод многим по крайне мере "затаить обиду" на журналиста.

**Президент РФ и его администрация**

Президент РФ открывает совещание послов России за рубежом

Президент РФ Владимир Путин прибыл в понедельник днем в здание МИД РФ на Смоленской площади, где открывается совещание всех послов России за рубежом.
Ожидается, что президент выступит на совещании с докладом о задачах внешней политики России.
В.Путин принимает участие в подобном мероприятии уже во второй раз. Предыдущее совещание российских послов за рубежом прошло в Москве ровно два года назад - в июле 2002 года. До этого такого рода мероприятие не проводилось 16 лет, с 1986 года.
На нынешнем совещании в МИД России присутствуют 130 послов и постоянных представителей РФ при международных организациях. Кроме того, в зале - несколько сот приглашенных.
На совещании в президиуме присутствовали премьер-министр РФ Михаил Фрадков, спикер Совета Федерации Сергей Миронов, глава администрации президента Дмитрий Медведев, секретарь Совета Безопасности РФ Игорь Иванов, председатель Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, посол РФ в Украине Виктор Черномырдин.

**Правительство РФ**

Число федеральных служб и агентств будет сокращаться, - Дмитрий Козак

В рамках административной реформы планируется дальнейшее сокращение федеральных служб и агентств, сообщил руководитель аппарата российского правительства Дмитрий Козак.
"Ни одна структура власти не может быть застывшей, она должна следовать потребностям общества, а значит, трансформироваться в соответствии с задачами государства. По мере фактического упразднения избыточных контрольно-надзорных функций отпадет необходимость в содержании такого количества служб", - сказал Д.Козак в интервью, опубликованном в газете "Ведомости" в понедельник.
Он сообщил, что "по мере сокращения федеральных предприятий и учреждений необходимость в существовании множества федеральных агентств также отпадет".
При этом, как сказал Д.Козак, "эти процессы уже не повлекут такой масштабной, как сейчас, реорганизации органов власти".
Глава аппарата правительства сообщил, что в ходе административной реформы планируется сократить количество региональных чиновников.
"В соответствии с новой системой исполнительной власти приняты окончательные решения о реформировании территориальных органов и наделенных властными функциями учреждений общей численностью 179000 человек - в результате региональных чиновников станет меньше на 42000", - сказал Д.Козак.
Он сообщил также, что количество федеральных чиновников в центральном аппарате к настоящему времени сократилось с более чем 19-ти тысяч до 17 тысяч.
Д.Козак отметил, что более 700 тысяч человек работают в 45 видах территориальных органов различной отраслевой принадлежности. "В результате преобразований из 45 видов останется максимум 31", - сказал он.
Д.Козак сообщил, что до конца 2004 года появится перечень стратегических предприятий, приватизация которых запрещена.
Отвечая на вопрос о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) в казенные предприятия, Д.Козак сказал: "Если госпредприятие обеспечивает выполнение государственных функций, производит продукцию, которая изъята из гражданского оборота, а значит, не может быть конкурентна, его, видимо, следует преобразовать в казенное предприятие. Бюджет должен отвечать за его деятельность, а государство - стать ответственным собственником. Если же соответствующие услуги может предоставить рынок, а приватизация этого имущества будет способствовать развитию конкуренции, то понятно, что ФГУП надо акционировать или ликвидировать с продажей его имущества".
Говоря об итогах первого этапа судебной реформы, Д.Козак сказал: "Довольно много было политических компромиссов. Поэтому необходимо продолжить преобразования в этой сфере, сделать работу судейского сообщества более эффективной, уточнить пределы судейского иммунитета, совершенствовать систему сдержек и противовесов в уголовном процессе. Доверие граждан к правосудию - это ключевая проблема. Чтобы вызвать доверие, судебная система должна быть более прозрачной, понятной гражданам".
"Мы должны установить такой механизм взаимоотношений судебной власти с властью исполнительной, с гражданами и организациями, который исключает или, по крайней мере, минимизирует возможности давления на суд как через административные рычаги, так и посредством подкупа и угроз", - сказал Д.Козак.
Отвечая на вопрос о реформе прокуратуры, он сказал: "На досудебной стадии уголовного процесса необходимо совершенствовать систему сдержек и противовесов. Поэтому остается актуальным - и практика это подтверждает - предложение о необходимости создания самостоятельной федеральной службы расследований".

Минфин утвердил концепцию развития бухучета в России до 2010г.

Министр финансов РФ Алексей Кудрин подписал концепцию развития бухучета и отчетности в России на 2004-2010 годы, предполагающую постепенную активизацию применения в стране международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Как сообщила в понедельник пресс-служба Минфина РФ, концепция была разработана по решению правительства с участием Минэкономразвития, ФСФР, ЦБ РФ, Федеральной службы по статистике, Миннауки, МНС, обсуждена с профессиональным сообществом.
Реализация концепции позволит повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российского бизнеса, будет способствовать его выходу на международные рынки капитала. Кроме того, качественная бухгалтерская отчетность окажет положительное влияние на уровень капитализации российских организаций и состояние их корпоративного управления, подчеркивается в пресс-релизе.
Основными направлениями развития бухучета и отчетности в документе названы пять направлений: повышение качества информации, формируемой в бухучете и отчетности; создание инфраструктуры применения МСФО; изменение системы регулирования бухучета и отчетности; усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе с помощью аудита; повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухучета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Предполагается, что концепция будет реализовываться по специальным планам, охватывающим все направления развития учета и отчетности.
При этом изменения в бухучете и отчетности, в частности переход на МСФО, предполагается проводить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной общественности, а также органов государственной власти.
"Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям", - цитируются в сообщении слова А.Кудрина.
По словам директора департамента регулирования госфинконтроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина Леонида Шнейдмана, Минфин на основании концепции осуществит ряд мер, в результате чего система бухучета и отчетности в стране будет отвечать современным потребностям рыночной экономики.

Правительство РФ может сдвинуть сроки принятия многих постановлений по реформе электроэнергетики

Правительство РФ из-за реорганизации намерено сдвинуть сроки принятия многих нормативных документов по электроэнергетике, но не планирует менять основные принципы реформирования сектора и постарается подготовить правила работы оптового энергорынка в России в прежний срок - III квартал 2005 года.
Об этом свидетельствует проект нового плана мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2004-2005 годы, внесенный в правительство РФ и пока не утвержденный премьер-министром.
В проекте новой версии плана, внесение в правительство подавляющего числа нормативных документов переносится на срок от одного квартала до трех. В пояснительной записке к проекту говорится, что перенос сроков "вызван изменениями структуры федеральных органов исполнительной власти".
По этой же причине в проекте предлагается изменить состав исполнителей по подготовке нормативных документов. Причем основным исполнителем предлагается назначить Минпромэнерго, тогда как ранее им было Минэкономразвития. Ведомство Германа Грефа, в случае утверждения проекта плана, становится главным исполнителем по подготовке директив госпредставителям в совете директоров РАО "ЕЭС России" (ранее директивы готовило Минимущество, которое было реорганизовано в Федеральное агентство по управлению госимуществом, подведомственное Минэкономразвития).
Перечень вопросов, связанных с реформированием отрасли, по которым необходимо готовить директивы госпредставителям в совете директоров РАО, предлагается сохранить прежним. Однако периоды подготовки директив по части вопросов предлагается сдвинуть на год (с 2003-2004 года на 2004- 2005 годы). В частности, это вопросы передачи магистральных сетей АО-энерго межрегиональным магистральным сетевым компаниям и региональных диспетчерских управлений (РДУ) в ОАО "Системный оператор", а также выкуп "Системным оператором" активов РДУ и реорганизации АО-энерго.
Неизменными (2004-2005 годы) остаются сроки выдачи директив госпредставителям по вопросам формирования территориальных генерирующих компаний на базе региональных генерирующих компаний, которые будут выделяться из АО-энерго, и межрегиональных распределительных сетевых компаний, формируемых на базе региональных сетевых компаний.
Проект плана не предполагает подготовку директив госпредставителям в совете по вопросу формирования оптовых генерирующих компаний. Однако этих пунктов не было и в нынешней версии документа.
В пояснительной записке говорится, что Минэкономразвития и Минпромэнерго возражают против включения других федеральных органов исполнительной власти в состав исполнителей по пунктам, предполагающим подготовку директив, но считают необходимым включение в этот процесс Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам для "обеспечения учета требований антимонопольного законодательства и прогноза социально-экономических последствий принимаемых решений".
На III квартал 2004 года предлагается установить срок внесения в правительство РФ следующих документов:
- постановление, определяющее порядок предоставления межсистемных связей;
- постановление, определяющее порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
- правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках;
- поправки в закон "Об особенностях несостоятельности и банкротства субъектов естественных монополий ТЭК";
- правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, оперативно-диспетчерскому управлению и услугам Администратора торговой системы;
- постановление о лицензировании деятельности по продаже электроэнергии гражданам;
- правила функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период;
- поправки в закон об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период, касающиеся определения полномочий антимонопольного органа в вопросах принудительного разделения.
На IV квартал 2004 года предлагается установить срок внесения в правительство таких документов, как:
- постановление о порядке и критериях определения сфер купли-продажи электроэнергии, в которых ограничена или отсутствует конкуренция;
- постановление об особенностях деятельности хозяйствующих субъектов, не выполнивших требования, установленные статьей 6 закона об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период;
- постановление, определяющее источники возмещения расходов на выполнение обязанностей эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии;
- постановление, определяющее условия и порядок формирования перспективного технологического резерва мощностей, а также механизма гарантирования возврата инвестиций, направляемых на их создание;
- порядок антимонопольного контроля на оптовом и розничных рынках электроэнергии;
- концепция закона о теплоснабжении.
В I квартале 2005 года предлагается поручить внести в правительство РФ проект закона о теплоснабжении, проекты постановлений, определяющих условия и порядок поддержания резервов мощностей, а также строительства и финансирования объектов электроэнергетики. Во II квартале в правительство, согласно проекту плана, должны быть внесены проекты постановлений, определяющих условия и порядок вывода объектов энергетики в ремонт и из эксплуатации, условия договоров о порядке использования ФСК магистральных сетей, находящихся не в ее собственности.
На III квартал 2005 года намечены проекты постановлений, определяющих основные положения функционирования розничных и оптового рынков электроэнергии. На этот же квартал предлагается установить срок подготовки постановления об условиях долгосрочных договоров поставки электроэнергии гарантирующим поставщикам, а также правил оптового рынка электроэнергии.
Проект плана подготовлен Минэкономразвития, согласован с Минпромэнерго и доработан аппаратом правительства. Первоначально МЭРТ предлагал внести в план пункт, касающийся изменения "Основных направлений реформирования электроэнергетики РФ" (526-е постановление правительства РФ) и правил работы оптового рынка электроэнергии в переходный период, однако в ходе доработки в аппарате правительства эти пункты были исключены из проекта плана "в связи с отсутствием необходимых оснований".
Такая же судьба постигла и предложения МЭРТ об изменении "Основ ценообразования в отношении электро- и теплоэнергии в РФ", нормативно- правовых актов в связи с реорганизацией АО-энерго, а также постановления о ФОРЭМ (от 12 июля 1996 года). Пункт о разработке концепции поправок в налоговый кодекс РФ был исключен "в связи с отсутствием необходимых согласований с Минфином". Пункт, касающийся условий и порядка формирования перспективного технологического резерва мощностей, а также механизмов гарантирования возврата инвестиций, направляемых на их создание, "предлагается исключить ввиду отсутствия правовых основания в законодательстве".

По мнению "Коммерсанта", скорее всего, идея создания международного инвестиционного банка, предложенная М.Касьяновым, "будет похоронена"

"Коммерсантъ" пишет, что в распоряжение издания попала служебная записка М.Фрадкову, подписанная министром финансов А.Кудриным, в которой предлагается "проработать концепцию" создания международного инвестиционного банка, идею создания которого выдвинул экс-премьер М.Касьянов. Газета отмечает, что служебная записка, вышедшая из недр Минфина, датирована 25 июня и, несмотря на то, что после ее направления в Белый дом прошло более двух недель, предметом обсуждения в правительстве пока не стала. Ее даже мало кто видел из белодомовских чиновников. Между тем в президентском поручении стоит срок представления соответствующего доклада В.Путину - 15 июля. Это говорит о том, что, по крайней мере, идею М.Касьянова попытаются положить под сукно. На самом же деле, если судить по тексту записки, идея банка будет наверняка похоронена.
Вместе с тем, к отрицательному ответу Минфина бывший премьер должен был быть готов. Отношения Касьянова с Кудриным никогда не были безоблачными. Как предполагает "Ъ", предложив идею создания банка, по-видимому, экс-премьер все же преследует какую-то определенную цель. Президент должен видеть, что отправленный им неожиданно в отставку глава правительства готов продолжить госслужбу, но только не в госаппарате. М.Касьянов, выступив с таким грандиозным проектом, вероятно, лишний раз дает знать Кремлю (в администрации которого, кстати, идею банка отвергли напрочь), что он остается одним из реальных претендентов на серьезные выборные должности. Причем ждать 2007 года совершенно необязательно. В феврале 2006 года истекают полномочия С.Игнатьева на посту главы ЦБ.

**Федеральное собрание**

Совет Федерации

ОБСЕ является инструментом давления Запада на Россию, считает глава комитета по международным делам Совета Федерации

Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов считает, что ОБСЕ в настоящее время является инструментом давления Запада на Россию.
"Теперь ОБСЕ скорее орган давления Запада", - пишет М.Маргелов в статье, опубликованной в понедельник в "Российской газете".
По его словам, созданная как мост между западной и восточной частями Европы, ОБСЕ "давно превратилась в кипятильник, который подогревает недовольство Запада Востоком - чем горячее недовольство, тем лучше живется ОБСЕ. А Восток и последние годы сократился почти до одной России".
В результате, указывает М.Маргелов, "никто не удивляется, что ОБСЕ защищает Чечню от России, наказывает Приднестровье, заботится о выводе российских войск - местных жителей в русской униформе - из двух грузинских городков и одного молдавского".
Между тем, отмечает глава комитета Совфеда, "удивлению не было бы конца, если бы ОБСЕ провела серию резолюций, осуждающих расширение НАТО, или кампанию за роспуск НАТО, или саммит, призванный остановить размещение войск НАТО на территории новых членов альянса".
"Если наличие российских войск в Молдавии или Грузии - угроза для европейской безопасности, точно такая же угроза для европейской безопасности - наличие американских войск в Болгарии, английских баз на Кипре или датских перехватчиков в Латвии. А если европейской безопасности не угрожает второе, то ей не угрожает и первое", - подчеркивается в статье.
М.Маргелов напомнил, что изначально ОБСЕ задумывалась ради трех "корзин" - безопасности, экономики, гуманитарных вопросов. "Однако безопасность ушла к НАТО. Партнерству по имя мира, двадцатке Россия-НАТО и эмансипирующейся политике безопасности ЕС. В экономику ОБСЕ не пускает Евросоюз", - пишет глава комитета.
В этих условиях, по его мнению, "волей-неволей ОБСЕ уцепилась за гуманитарные вопросы. Но и оттуда ее вытесняет старый и уважаемый Совет Европы. Комиссия ООН по правам человека и множество НПО, чей голос слышнее, потому что в нем меньше политики".
Проблема ОБСЕ в том, считает М.Маргелов, что у организации не хватает ни смелости, ни подлинной самостоятельности, чтобы стать голосом общеевропейской безопасности. "В Страну Басков ее не пускает ЕС, в Прибалтику - НАТО. ОБСЕ бросается туда, где не боится получить по башке, - в слабую Югославию, в слабую Россию", - говорится в статье.
"Только Россия уже некоторое время далеко не так слаба, и в ОБСЕ назревает раздражение по поводу того, что еще одна сфера деятельности уходит, и все труднее доказать свою собственную нужность", - подчеркивает М.Маргелов.

Государственная Дума

Госдума поручила собрать информацию о причинах роста нарушений на АЭС

Госдума в субботу поддержала инициативу члена фракции КПРФ Алексея Кондаурова и поручила профильным комитетам запросить информацию о причинах роста нарушений на атомных электростанциях в России.
В поручении, подготовленном А.Кондауровым, отмечается, что в 2003 году по сравнению с 2002 годом количество нарушений на АЭС возросло более чем на треть - с 39 до 51.
Возросло количество нарушений и на предприятиях ядерного топливного цикла - с 13 до 24, утверждает депутат.

Вместо Центрального кредитного бюро при ЦБ будет создано подразделение под названием "Центральный каталог", где будет храниться информация о том, в каком кредитном бюро находится та или иная история ("Коммерсантъ")

"Коммерсантъ", комментируя принятие Госдумой во втором чтении закона "О кредитных историях", пишет, что если на планирующемся в августе рассмотрении этого закона в третьем чтении он будет принят без изменений, о Центральном кредитном бюро при Банке России можно будет забыть. Как сообщил "Ъ" зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам П.Медведев, при ЦБ будет создано подразделение под названием "Центральный каталог" (ЦК), где будет "храниться информация лишь о том, в каком кредитном бюро находится та или иная история". По словам П.Медведева, помимо хранения информации ЦК будет поручена и чрезвычайная миссия: если при ликвидации того или иного кредитного бюро накопленная им и выставленная на продажу информация не будет куплена сразу другим кредитным бюро, эта информация будет "складирована в ЦК до появления покупателя". По мнению президента Ассоциации российских банков Г.Тосуняна, отказ от создания Центрального кредитного бюро представляет собой "очень правильный шаг, поскольку это дело рынка. Достаточно иметь центральный реестр недобросовестных заемщиков. Кроме того, положительным моментом является снятие запрета на участие юрлиц в кредитных бюро до 2007 года". Такого же мнения придерживается и директор по развитию Национального кредитного бюро АРБ А.Волков, считающий, что "важным аспектом является законодательно ограниченная доля участия в кредитном бюро одной организации, которая отныне не может превышать 10%".
Тем не менее, пока, по мнению гендиректора Национального кредитного бюро при ТПП В.Малеева, закон содержит значительное число недоработок, в том числе и чисто логических.

**Региональные новости**

Губернаторы Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов подписали договор о разграничении полномочий между органами госвласти этих субъектов

"Ведомости" пишут, что Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам удалось отстоять свою независимость от Тюменской области. Издание напоминает, что с 1 января 2005 года вступает в силу новая редакция закона об организации госвласти в субъектах Федерации, по которому автономные округа лишаются большинства полномочий по предметам совместного ведения Федерации и регионов. Между тем, замечает газета, богатые нефтегазоносные Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа не захотели ни объединяться с Тюменской областью, ни отдавать ей свои полномочия, и в ночь с четверга на пятницу тюменский губернатор С.Собянин, а также А.Филипенко и Ю.Неелов (главы ХМАО и ЯНАО, соответственно) подписали договор об основах своих отношений с 2005 года.
Рассматривая историю вопроса, газета пишет, что округа перешли в наступление весной, когда Д.Козака перевели руководить аппаратом правительства. По словам нескольких кремлевских и ямальских чиновников, поддержку тому же Ю.Неелову оказали замруководителя администрации президента (АП) В.Сурков и советник президента А.Абрамов. И после апрельской поездки В.Путина в Салехард (столица Ямала) в Кремле было принято решение сохранить статус-кво в отношениях трех регионов, сообщил источник в АП. Издание отмечает, что окончательный вариант договора был составлен и согласован в течение последних полутора недель под нажимом АП. По нему до 2010 года округа будут осуществлять на своих территориях все полномочия по предметам совместного ведения без исключения, а область вправе только разрабатывать и реализовывать общие для всех трех регионов программы развития по вопросам социальной поддержки населения, дорожного строительства и т.д. При этом в областной бюджет будет зачисляться 100% поступлений от углеводородного НДПИ, а также 29,5% от положенных округам поступлений от налога на прибыль.
В продолжение темы "Время новостей" сообщает, что 9 июля в обстановке полной секретности и без привлечения журналистов губернаторы Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов подписали договор о разграничении полномочий между органами госвласти этих субъектов. Рассматривая подробности этого документа, издание отмечает, что округа - по крайней мере, на ближайшие шесть лет - сохранят свою независимость от Тюмени, но за это им придется отказаться в пользу областного бюджета от налога на добычу полезных ископаемых. По мнению полпредства президента в Уральском федеральном округе, договор сохраняет в ведении округов все полномочия, которые они выполняли до вступления в силу федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ". Кроме того, в бюджетах регионов остаются все доходы от налогов, которые собираются на территории Ямала и Югры. Вместе с тем в тюменский бюджет перейдет 29,5 процента налога на прибыль, собираемого в округах, и весь налог на добычу полезных ископаемых.
Комментируя принятый договор, тюменский губернатор С.Собянин отметил, что документ позволит "вывести субъекты на новый уровень качества исполнения региональных и областных программ", а глава ХМАО А.Филипенко считает, что именно такой вариант договора лучше всего учитывает интересы населения Югры, Ямала и юга Тюменской области. Что касается губернатора Ямала Ю.Неелова, то он заявил: "Суть договора в том, что, как и в предыдущие годы, он закрепляет принцип самостоятельности формирования бюджета каждого субъекта".

**Новости СМИ**

Савик Шустер согласился занять пост замгендиректора НТВ по документальному кино

Автор и ведущий программы "Свобода слова" на НТВ Савик Шустер принял предложение нового руководства канала занять пост заместителя генерального директора по документальному кино. Он подтвердил это в воскресенье в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
"Новое руководство считает документальное кино одним из приоритетов канала. И я буду выстраивать эфирную линейку документально кино, как в области производства, так и в области приобретения чужого производства и собственного участия в участие в каких-то проектах", - сказал он.
С.Шустер также отметил, что официально программа "Свобода слова" не закрыта.
"Все информационные программы, кроме новостей, приостановлены до объявления новой информационной сетки. Поэтому я не могу говорить, что программа закрыта", - пояснил журналист.
"Если в команду приходит другой тренер, и меняется роль игрока - это нормально. Я могу уйти из команды, но это непрофессионально, ведь человек, который занимается журналистикой, ради журналистики живет. Я остался в профессии и в корпорации, и это решение ответственного человека, - сказал он. - Если вдруг в других обстоятельствах, в стране, где демократия процветает, у меня бы спросили, хочу ли я заниматься ток-шоу, или документальным или игровым кино, я бы задумался".
Он также не стал комментировать новый курс телеканала НТВ: "Изменения в руководстве канала произошли меньше недели назад. А за такой короткий срок понять, куда движется канал, я не берусь".
Кроме того, по словам С.Шустера, ему ничего не известно о дальнейшей судьбе программ "Личный вклад", "Страна и мир", "Красная стрела".

**Скандалы и происшествия. Слухи**

Генпрокуратура России займется расследованием дела об убийстве журналиста Пола Хлебникова

Расследованием дела об убийстве журналиста Пола Хлебникова займется Генеральная прокуратура России.
"По указанию генпрокурора Владимира Устинова уголовное дело об убийстве П.Хлебникова принято к производству управлением по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры", - сообщил официальный представитель Генпрокуратуры в понедельник.
По данным прокуратуры, главный редактор российской версии журнала "Форбс" был расстрелян вечером 9 июля при выходе из здания редакции по адресу: улица Докукина, дом 16. Пострадавший получил несколько пулевых ранений и скончался в 20-й городской клинической больнице в 22:10 МСК.
Перед отправлением в больницу пострадавший успел сообщить свидетелю происшествия, что в него стрелял мужчина, которого он раньше не видел. В ходе опроса очевидцев происшествия было установлено, что вслед за П.Хлебниковым со стороны проспекта Мира ехала машина темного цвета.
Приблизившись на расстояние 10-15 метров водитель, открыв стекло левой передней двери, произвел несколько выстрелов в сторону жертвы.
По сообщению пресс-службы, следственная группа прокуратуры города, работавшая на месте происшествия изъяла с места происшествия 9 гильз калибра 9 мм, одну пулю того же калибра, другие вещи, возможно, имеющие отношение к убийству.
Также найдена машина, из которой стреляли в П.Хлебникова.

Как стало известно "Ведомостям", письмо председателя правления ЮКОСа С.Тиди о реструктуризации долгов компании было отправлено в правительство

"Ведомости" пишут, что им удалось ознакомиться с копией письма председателя правления ЮКОСа С.Тиди, направленного премьер-министру М.Фрадкову и министру финансов А.Кудрину 8 июля. Как отмечает издание, в этом документе предложен новый план реструктуризации налоговой задолженности ЮКОСа, которая, по заключению "налоговых консультантов" может составить $8 млрд. за 2000-2003 гг. По этому плану, продолжает газета, компания предлагает погасить $2,5 млрд. до конца июля 2004 года (при зачете невозмещенного компании НДС на $500 млн.), еще $3,5 млрд. - до конца июля 2005 года (в обеспечение этого платежа ЮКОС готов предоставить 35% "Сибнефти" стоимостью $4,3 млрд.), и, наконец, оставшиеся $2 млрд. компания предлагает погасить до конца июля 2006 года. Чтобы исполнить этот план, ЮКОС просит снять арест со счетов компании, ее активов и пакета акций, принадлежащего Group Menatep.
Сотрудник ЮКОСа подтвердил "Ведомостям", что такое письмо было отправлено в правительство. Однако, обращает внимание издание, адресаты письма не признаются, что получили его. По словам пресс-секретаря М.Фрадкова А.Жарова, в секретариат премьера письмо не поступало. Впрочем, как пояснил источник, близкий к М.Фрадкову, такой документ вряд ли быстро попал бы к премьеру. "Если руководитель аппарата сочтет, что письмо требует анализа, его отправят в профильное министерство, в данном случае Минфин", - сказал источник. В свою очередь, пресс-секретарь министра финансов Г.Ежов сказал, что "мы не получали письма от Тиди, а если и получим, наверное, сразу переправим в МНС, как и письмо двухнедельной давности".
По словам источника в правительстве, власти не собираются вести какие-либо переговоры с ЮКОСом. "В правительстве не видят в этом особого смысла, - добавил он. - К тому же, получив акции совладельцев ЮКОСа, у нас не будет гарантии, что мы получим все имущество компании".

"Газета" обращает внимание на то, что возможностей для торга у акционеров ЮКОСа с представителями власти не осталось

"Газета", рассматривая ситуации вокруг ЮКОСа в свете заявления главы Минфина А.Кудрина о том, у акционеров компании есть что продать, чтобы рассчитаться с бюджетом, пишет, что фактически власть поставила их перед выбором: или они быстро продают свои доли в компании, или ЮКОС распродадут по частям. При этом издание обращает внимание на то, что возможностей для торга у акционеров не осталось. Приводя также высказывание А.Кудрина о том, что "на период продажи активов, может быть, потребуется пауза, но она предоставляется законодательством", поскольку исполнение судебного решения "может осуществляться по мере продажи активов", издание отмечает, что, другими словами, если акционеры успеют продать свои доли в Group MENATEP раньше, чем приставы выставят на торги активы ЮКОСа, компания сможет рассчитаться с государством.
Газета приводит также мнения аналитиков, которые считают наиболее вероятным, что ЮКОС сохранит свои основные производственные активы. Впрочем, окончательно исключить вариант, при котором компании придется расстаться со своими производственными активами, инвесторы не берутся. При этом переговоры ЮКОСа с правительством сложно назвать успешными. Так, комментируя появление в штате переговорщиков бывшего замглавы Минэкономразвития М.Циканова на посту вице-президента управляющей компании ЮКОСа - "ЮКОС-Москва", в сферу ответственности которого входит связь с госструктурами, издание пишет, что он попал в компанию не по инициативе власти, а по приглашению нефтяников.

Одна из основных причин катастрофы бомбардировщика Ту-22М3 - техническая неисправность, считает Сергей Иванов

Министр обороны РФ Сергей Иванов полагает, что одной из основных причин катастрофы бомбардировщика Ту-22М3 является техническая неисправность.
"Скорее всего, там техническая причина", - сказал он в понедельник журналистам в Лондоне.
Вместе с тем С.Иванов отметил, что расследование этой авиакатастрофы только началось, и он располагает лишь предварительными данными.
С.Иванов считает, что увеличившееся в последнее время число авиапроисшествий в ВВС страны объясняется рядом причин. "Это и старый авиапарк, и недостаточное техническое обслуживание, и увеличение числа полетов летчиками, и "человеческий фактор", - сказал министр.
Бомбардировщик дальней (стратегической) авиации ВВС РФ Ту-22М3 разбился в Новгородской области в ночь на 9 июля. Все четыре члена экипажа погибли.

**Судебные разбирательства**

Мещанский суд возобновил слушание по делу Ходорковского-Лебедева

В Мещанском суде Москвы в понедельник возобновилось слушание уголовного дела экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского, главы МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева и бывшего руководителя АОЗТ "Волна" Андрея Крайнова.
М.Ходорковский и П.Лебедев, как обычно, были доставлены в суд в сопровождении большого количество сотрудников спецназа Минюста.
Около здания суда собралось большое количество журналистов с телекамерами. Попасть в зал удалось лишь некоторым корреспондентам, которые не осуществляют видеосъемку и аудиозапись.
Напротив здания суда группа "Совесть" организовала пикет в поддержку М.Ходорковского и П.Лебедева. Они держат плакаты "Переделим вашу собственность между собой. С гарантией", "Превращаем любой суд в Басманный. Цена договорная", "Банкротим компании. Быстро. Дорого".
Одетые в красные майки с надписями "Свободу МБХ (Михаил Борисович Ходорковский)" молодые люди периодически скандируют лозунги: "Свободу, свободу!", "Нет - басманному правосудию".

Суд по делу Ходорковского-Лебедева отказал журналистам в просьбе о радио- или телетрансляции процесса

Мещанский суд Москвы, рассматривающий уголовное дело Ходорковского-Лебедева-Крайнова, в понедельник отказался обеспечить радио- или телетрансляцию процесса для тех журналистов, которые не могут попасть в зал заседания.
С просьбой разрешить трансляцию судебного заседания к суду обратились президент фонда защиты гласности Алексей Симонов и один из журналистов Интернет-издания "Грани.ru".
Они предлагали взять на себя техническую сторону и установить всю необходимую аппаратуру.
Подсудимые Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, а также их адвокаты не возражали против трансляции, однако государственный обвинитель Дмитрий Шохин высказался категорически против этого предложения.
По его словам, эта просьба "не основана на нормах уголовно- процессуального кодекса". "Установка какой-либо техники и трансляция будут мешать участникам судопроизводства", - подчеркнул прокурор.
Суд отказался удовлетворить эту просьбу об обеспечении радио- или телетрансляции, сославшись на то, что у суда нет для этого технических возможностей, а воспользоваться помощью со стороны он не вправе, поскольку "суды финансируются только из федерального бюджета".
В ходе заседания в понедельник к материалам дела были приобщены медицинские справки о состоянии здоровья подсудимых, которые были переданы по запросу суда следственным изолятором "Матросская тишина". Защита П.Лебедева возражала против их приобщения. По словам адвоката П.Лебедева Евгения Бару, на справке нет даты, а, кроме того, непонятно, на каком основании состояние здоровья П.Лебедева признается удовлетворительным.
В настоящее время суд объявил небольшой перерыв, в ходе которого все участники процесса ознакомятся с жалобой адвоката П.Лебедева Елены Липцер, которая еще на стадии предварительного следствия ставила вопрос об изменении своему подзащитному меры пресечения в связи с незаконностью содержания его под стражей. Следствием на эту жалобу не было дано ответа, и сейчас она была передана в Мещанский суд из Басманного суда Москвы, куда Е.Липцер обратилась с жалобой на действия следствия.

**Экономические новости**

Герман Греф не видит стратегической возможности для увеличения налогов в ТЭК

Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф "стратегически" не видит возможности повышения налогообложения в сфере ТЭК и выступает за более активное стимулирование инвестиций в этом секторе экономики.
"Стратегически не вижу возможности изъятия дополнительных рентных платежей", - сказал министр журналистам в субботу в Санкт-Петербурге.
Исключением, по его словам, может быть ситуация, когда за счет того, что в ближайшем будущем уплату НДС по нефти и газу планируется начать осуществлять по стране назначения, произойдет "некоторое повышение рентных платежей".
В то же время, по его словам, в том, что касается стратегической перспективы, то за пределами трех лет может только быть введена дифференцированная ставка НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых).
По мнению министра, "в настоящий момент достигнуто оптимальное налогообложение". Г.Греф отметил, что "важно не перегнуть палку".
По его словам, необходимо переходить от фискальной функции при сборе налога на стимулирование инвестиций в сектор ТЭК. Он отметил, что доля инвестиций в секторе ТЭК в России невелика, по сравнению с развитыми странами.

Герман Греф предлагает оргмеры для увеличения перевалки нефти через Приморск

Объем перевалки нефти через порт Приморск (Ленинградская область) может быть увеличен на 4 млн. тонн в год, то есть более чем на 10%, за счет усовершенствования таможенных и пограничных процедур, считает глава Минэкономразвития РФ Герман Греф.
"Только за счет усовершенствования таможенных и пограничных процедур можем увеличить объем перевалки нефти через Приморск на 4 млн. тонн в год, не вкладывая в это никаких средств", - сказал министр журналистам в субботу.
По его словам, он дал задание таможенникам в течение двух недель рассмотреть и решить этот вопрос и, в случае необходимости, подготовить соответствующие нормативные акты.
Г.Греф отметил, что основными барьерами на пути развития портов остаются длительность и негибкость таможенных, а также пограничных процедур. Поэтому он указал на необходимость "детально исследовать и упростить таможенные процедуры".
По его словам, это может привести к значительному увеличению, как экспорта нефти, так и прибыли портов.
За шесть месяцев прошлого года через Приморск было прокачано 6,5 млн. тонн нефти, в этом году за январь-июнь порт перевалил почти 20 млн. тонн сырья.

Герман Греф называет реформу монополий приоритетом правительства

Министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что реформа естественных монополий и совершенствование конкурентной политики являются основой для удвоения ВВП России.
"И реформа естественных монополий, и развитие конкурентной политики - основа удвоения ВВП. Если не сделаем реформы, то не будет и удвоения", - сказал Г.Греф в беседе с журналистами в субботу в Санкт-Петербурге.
Он отметил, что отсутствие пунктов по реформе "Газпрома" в основных направлениях действий правительства, которые были рассмотрены на заседании кабинета министров 8 июля, не означает, что этой реформы в планах вообще нет. "В программе, рассмотренной на заседании правительства, много чего нет, но это не значит, что этого нет в планах правительства", - сказал министр, пояснив это тем, что в рамках 30- минутного доклада невозможно было затронуть все темы.
При этом он отметил, что реформы естественных монополий будут приоритетными направлениями в действиях правительства.
Кроме того, по словам министра, необходимо максимально либерализовать государственную собственность, "а именно: уйти из тех сегментов, которые генерируют прибыль".

Никто не будет навязывать бизнесу социальную ответственность, - Герман Греф

Российские власти не собираются навязывать бизнес-сообществу социальную ответственность, заявил в субботу глава Минэкономразвития Герман Греф в ходе заседания оргкомитета по восстановлению комплекса "Ораниенбаум".
"Социальная ответственность - это не навязывание ответственности. Мы не хотим никому навязывать и не будем никого заставлять", - сказал министр.
По его словам, власть должна своим примером, прозрачностью своих действий "убедить, что это необходимо".
В то же время министр подчеркнул, что это не значит, что к тому бизнесу, который не захочет заниматься благотворительностью, будут применены какие-либо санкции или отмена каких-либо льгот.
Наоборот, по его словам, именно к тому бизнесу, который является так называемым "социально ответственным", и к тому, кто участвует в благотворительности, будет сформировано особое отношение в обществе.
"Причем это особое отношение будет сформировано не у власти, а в обществе в целом", - сказал министр.

Сделка Германии с долгом РФ может отсрочить повышение российского рейтинга, - ВЭБ

Выпуск Германией кредитных нот на суверенный долг России перед ней может стать основанием для отсрочки повышения российского кредитного рейтинга, считает заместитель председателя Внешэкономбанка (ВЭБ) Сергей Сторчак.
"Неясность в отношении того, намерены ли другие члены Парижского клуба последовать примеру Германии, может стать основанием для отсрочки пересмотра в сторону повышения суверенного кредитного рейтинга России", - сказал он в интервью газете "Время новостей", опубликованном в понедельник.
Ранее сообщалось, что Германия 1 июля завершила беспрецедентную сделку по размещению среди частных инвесторов трех траншей кредитных нот со сроками обращения 3, 5 и 10 лет, обеспеченных платежами России по долгу перед ФРГ в рамках Парижского клуба. Общий объем выпуска нот составил около $6 млрд. вместо ранее ожидавшихся российской стороной $2 млрд., что вызвало продолжительное падение рынка евробондов РФ.
"Если и другие кредиторы клуба последуют примеру Германии, сумма будущих эмиссий может быть в принципе любой. Теоретически только одна Германия может секьюритизировать до $18,5 млрд., в то время как объем всего торгуемого российского долга составляет сегодня $42 млрд.", - сказал С.Сторчак.
Он пояснил, что вред секьюритизации может состоять в подрыве уже сформировавшегося рынка ценных бумаг страны-дебитора или в ухудшении для нее или ее корпоративных эмитентов условий эмиссии новых еврозаймов.
"Следствием рассматриваемых операций может стать значительное усиление конкуренции новым еврозаймам России, необходимость осуществления которых может возникнуть в будущем. При этом речь идет не только о суверенных заимствованиях, но и о привлечении средств российскими корпоративными заемщиками, действующими примерно в том же рыночном сегменте", - пояснил он.
Зампред ВЭБ отметил, что несколько лет назад, опасаясь чрезмерного давления на начавший только формироваться долговой рынок России, в ходе одной из сессий Парижского клуба российская сторона заявила, что предпочитает, чтобы ее партнеры по клубу воздержались от подобных сделок.
По словам С.Сторчака, у России практически нет возможности влиять на решения других страны - членов Парижского клуба в случае, если они захотят повторить проделанную Германией операцию и выпустить ценные бумаги на долг РФ для частных инвесторов. "Базовым принципом согласованных Парижским клубом правил является признание за кредитором права свободно распоряжаться своими долговыми активами и, соответственно, отсутствие у дебитора права препятствовать секьюритизации", - подчеркнул С.Сторчак.
При этом, по его словам, со страной-дебитором могут проводиться только предварительные консультации, где оговариваются объем и время выпуска, период обращения бумаг, финансовые и юридические параметры эмиссии. С.Сторчак допустил, что такие консультации проводились Германией с Минфином РФ, однако назвал "странным", что их не было с Внешэкономбанком, который ведет учет долга, реструктурированного в рамках Парижского клуба.
Замглавы ВЭБ также считает, что вряд ли можно рассчитывать, что выпущенные Германией ноты на долг РФ могут использоваться российскими властями для оптимизации структуры суверенного долга России, хотя теоретически такая возможность есть. "В данном случае рассчитывать на это не приходится. Германия предложила инвесторам очень выгодные условия, позволившие новым облигациям сразу получить котировки выше номинала", - пояснил он.
Кроме того, напомнил он, в результате сделки кредитор России не изменился - им осталась Германия. "Это означает, что с точки зрения обслуживания для нас ровным счетом ничего не должно измениться. Как мы осуществляли 20 февраля и 20 августа каждого года денежные переводы на счета банка KfW, так и дальше мы должны будем это делать вплоть до 2020 года", - пояснил замглавы ВЭБ.

Министр природных ресурсов Ю.Трутнев: "И по "Удокану", и по "Сухому Логу", и по всем остальным месторождениям стоит простая задача - должно быть подготовлено вразумительное технико-экономическое обоснование" (интервью "Профилю")

"Профиль" публикует интервью с министром природных ресурсов Ю.Трутневым, в котором тот рассказал о новом законе о недропользовании. В частности, говоря о разногласиях с руководством регионов, Ю.Трутнев заметил, что эти противоречия можно разделить на два блока. "Первый - когда регионы вообще не собираются выставлять месторождение на конкурс или аукцион... Второе противоречие касается формы предоставления прав на недра. Минприроды настаивает на открытых аукционах, регионы - на конкурсах с неопределенными условиями". При этом он подчеркнул, что "командовать выделением недр мы сами не собираемся. Но не хотим и оставлять это право кому бы то ни было".
Отвечая на вопрос о причинах переноса объявления сроков и условий тендеров на право освоения месторождения "Сухой Лог" и Удоканского месторождения меди, Ю.Трутнев заявил: "Получив предложения по условиям аукциона по "Сухому Логу", мы не сочли внятным технико-экономическое обоснование. Поэтому и по "Удокану", и по "Сухому Логу", и по всем остальным месторождениям стоит простая задача - должно быть подготовлено вразумительное технико-экономическое обоснование". "Раз уж государство чего-либо требует от компании, должно быть четко объяснено, на чем именно основываются эти требования. Поэтому по всем месторождениям, которые включены в перечень лицензирования, сейчас ведется подготовка таких обоснований", - подчеркнул он, сообщив при этом, что "выставление месторождений на аукционы планируется начать с сентября 2004 года".

Ограничивая доступ иностранцев к наиболее интересным месторождениям золота, в Минприроды склоняются к тому, чтобы выдать лицензию на месторождение золота Сухой Лог только российской компании ("Компания")

"Компания" отмечает, что иностранные фирмы все настойчивее интересуются российскими золотопромышленными активами. При этом для иностранцев, пожалуй, единственно возможным способом закрепиться в России остается приобретение не самых значительных активов - месторождений, на которых еще не начата добыча. "Другие дороги закрыты, поскольку все крупные работающие предприятия уже консолидированы в рамках золотобывающих компаний",- пишет журнал. Однако доступ иностранцев к наиболее интересным месторождениям также ограничен. Так, в Минприроды склоняются к тому, чтобы выдать лицензию на самое крупное в Евразии месторождение золота "Сухой Лог" только российской компании.

**Банковские новости**

Гута-банк объявил о начале приема заявлений вкладчиков в своих офисах с 10:00

Гута-банк объявил о начале приема заявлений вкладчиков о возврате своих средств в своих офисах с 10:00 понедельника.
"Клиенты, желающие получить свои денежные средства, могут оформить заявление на возврат денежных средств в офисе банка по месту обслуживания", - говорится в объявлении.
Вместе с тем представитель банка пояснил, что 12 июля Гута-банк не будет выдавать средства своим клиентам - физическим лицам. Он отметил, что выдача вкладов физлицам может быть осуществлена в четверг.
По словам сотрудника, в отделении банка заявления от вкладчиков будут принимать шесть операционистов с 10:00 до 16:00.
Вместе с тем, около отделения выстроилась очередь вкладчиков. Один из вкладчиков производит запись на очередность подачи заявления в отделение банка. На листе, который держал один из вкладчиков, в своих было уже записано около 75 человек.
Чуть позже один из вкладчиков сообщил, что в отделение Гута-банка было пропущено 6 вкладчиков с заявлениями.
Кроме того, на двери отделения Гута-банка на Долгоруковской улице было вывешено еще одно объявление. "Приобретение Внешторгбанком Гута- банка позволит в течение недели полностью восстановить работу Гута-банка, обеспечить осуществление всех видов банковских операций с физическими и юридическими лицами, в том числе кредитования", - указывается во втором объявлении.
Объявление информирует клиентов Гута-банка о том, что Внешторгбанк и Гута-банк "пришли к принципиальному соглашению о покупке Внешторгбанком 86% акций Гута-банка". При этом Банк России "готов разместить во Внешторгбанке депозиты в объеме $700 млн.".

В прошедшую пятницу Внешторгбанк и акционеры Гута-банка объявили о том, что "пришли к принципиальному соглашению" о покупке Внешторгбанком 86% акций Гута-банка ("Ведомости")

Как пишут "Ведомости", в прошедшую пятницу Внешторгбанк (ВТБ) и акционеры Гута-банка объявили о том, что "пришли к принципиальному соглашению" о покупке ВТБ 86% акций Гута-банка. При этом издание обращает внимание на то, что подробности сделки ее участники раскрыть отказались, пообещав сделать это сегодня на пресс-конференции. В пресс-службе ВТБ, ссылаясь на слова президента банка А.Костина, сообщили лишь, что покупают акции Гута-банка по номинальной стоимости. Издание пишет, что уставный капитал банка составляет 3,4 млрд. руб., т.е. 86% акций обойдутся ВТБ почти в $100 млн. при том, что "докризисная" стоимость Гута-банка, по оценке главного экономиста Альфа-банка Н.Орловой, составляла около $200 млн. В то же время совет директоров Центробанка рекомендовал главе ЦБ С.Игнатьеву в случае сделки разместить в ВТБ депозиты на гораздо большую сумму - $700 млн. По мнению члена наблюдательного совета ВТБ А.Данилова-Данильяна, различие в стоимости банка и размере обещанных ВТБ депозитов объясняется тем, что речь идет о покупке акций не только Гута-банка, но и всех промышленных активов группы "Гута". "Только в этом случае сделка становится по-настоящему выгодной ВТБ, хотя для банковской системы достаточно оздоровления Гута-банка", - заявил он. Однако, как рассказал источник в одном из министерств, знакомый с ходом переговоров, сопротивляться сделке на таких условиях стали уже акционеры "Гуты". По его словам, уговорить руководство промышленной группы "Гута" было очень трудно - "пришлось прибегать к давлению, напоминая, в частности, как формировались активы группы "Гута". При этом, сообщил источник, менеджерам "Гуты" обещано сохранение "некоторых управленческих позиций".

**Новости компаний**

Долгосрочная задолженность "Газпрома" за 2003 год по МСФО выросла на 20,4% до 468 млрд. 37 млн. рублей

Долгосрочная задолженность ОАО "Газпром" по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 2003 году составила 468 млрд. 37 млн. рублей, что выше показателя 2002 года на 20,36%, говорится в отчете компании.
При этом долгосрочные займы компании составили 303 млрд. 755 млн. рублей, а в 2002 году это показатель равнялся 248 млрд. 603 млн. руб.
Краткосрочная задолженность компании на 31 декабря 2003 года составила 426 млрд. 127 млн. рублей по сравнению с 428 млрд. 938 млн. рублей в 2002 году.
Величина краткосрочных займов с учетом текущей части обязательств по долгосрочным займам "Газпрома" по итогам 2003 года составила 170 млрд. 622 млн. руб. (в 2002 г. - 184 млрд. 823 млн. руб.). Кредиторская задолженность компании выросла с 95 млрд. 840 млн. руб. в 2002 году до 124 млрд. 273 млн. руб. в 2003 году.
Задолженность "Газпрома" по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами в 2003 году составила 103 млрд. 799 млн. руб. (в 2002 г. - 106 млрд. 891 млн. руб.)

"Газпром" планирует в ближайшее время выпустить евробонды

ОАО "Газпром" планирует в ближайшее время выпустить еврооблигации, обеспеченные экспортом, через специально созданную компанию Gazprom International SA, передает Bloomberg со ссылкой на заявление лид-менеджера выпуска Merrill Lynch & Co.
Как говорится в сообщении, облигации будут выпущены после встреч с инвесторами, которые начнутся позже на этой неделе.
Gazprom International SA зарегистрирована в Люксембурге.
Помимо Merrill Lynch андеррайтерами выпуска облигаций будут ABN Amro Holding NV и Morgan Stanley.
Как ожидается, агентства Standard & Poors и Fitch Ratings присвоят выпускаемым облигациям инвестиционный рейтинг ВВВ-.

Переговоры об обмене активами между АЛРОСА и владеющим золоторудными месторождениями в России и Казахстане ирландским Celtic Resources Holdings могут завершиться в ближайшие дни ("Время новостей")

"Время новостей" пишет, что затянувшиеся переговоры об обмене активами между компанией АЛРОСА и владеющим золоторудными месторождениями в России и Казахстане ирландским Celtic Resources Holdings могут завершиться в ближайшие дни. По имеющейся у издания информации, в результате "дочка" алмазной монополии - "Инвестгруппа АЛРОСА" - станет владельцем 30% ирландской компании. Взамен Celtic Resources, владеющая 50% акций Южно-Верхоянской горнодобывающей компании (ЮВГК), получит вторую половину акций, которая принадлежит АЛРОСА.
Издание напоминает, что в прошлом году представители ИГ АЛРОСА сообщили, что, согласно предварительному соглашению с Celtic в обмен на половину акций ЮВГК АЛРОСА получит 23% акций Celtic Resources и опцион еще на 12,5% акций. В ходе продолжившихся переговоров АЛРОСА предложила внести в Celtic Resources ряд дополнительных золотодобывающих активов, а в обмен получить контрольный пакет ирландской компании (ранее руководство ИГ АЛРОСА в качестве разменной монеты за контрольный пакет называло помимо Нежданинского еще Кючусское месторождение, а также Куранахское рудное поле). Однако нельзя исключать, что ирландцы хотят дождаться окончания судебной тяжбы за Куранахское рудное поле, пишет газета, полагая, что, видимо, этим и объясняются информация о том, что пока стороны ведут разговор лишь о 30-процентном пакете Celtic Resources.

**Курс доллара и евро**

Курс евро на ЕТС 12 июля вырос до 36,1618 руб./EUR1

Средневзвешенный курс евро на единой торговой сессии (ЕТС) ММВБ в понедельник вырос на 4,7 копейки по сравнению с результатом предыдущих утренних торгов и составил 36,1618 руб./EUR1.
Цена последней сделки составила 36,1675 руб./EUR1, в ходе торгов курс евро колебался в диапазоне 36,1-36,18 руб./EUR1.
Всего на ЕТС была заключена 181 сделка на сумму EUR 6,25 млн.

Официальный курс ЦБ РФ с 13 июля - 29,1332 руб./$1

Официальный курс доллара США по отношению к рублю, объявленный Банком России с 13 июля, составляет 29,1332 руб./$1, сообщает департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ. Таким образом, стоимость рубля, выраженная в долларах, по сравнению с предыдущим днем снизилась на 0,08%.

Официальный курс ЦБ РФ с 13 июля - 36,1339 руб./EUR1

Официальный курс евро по отношению к рублю, объявленный Банком России с 13 июля, составляет 36,1339 руб./ EUR1, сообщает департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ. Таким образом, стоимость рубля, выраженная в евро, по сравнению с предыдущим днем снизилась на 0,06%.

При подготовке этого выпуска "Монитора" были использованы материалы следующих изданий: "Ведомости", "Коммерсантъ", "Время новостей", "Газета", "Профиль", "Компания".

О дальнейшем развитии событий читайте в следующем выпуске Монитора в 16 часов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.