29 марта 2024, пятница, 15:35
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 сентября 2008, 00:58

Россияне о событиях на Украине, курсе доллара и самолечении

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

121552, Москва, ул. Островная, д. 2; тел.: (495) 745-87-65;
факс: (095) 745-89-03; e-mail: fom@fom.ru

 

События на Украине

За событиями, происходящими на Украине, следят, по их словам, 44% респондентов. Активнее других интересуются перипетиями украинской политики люди с высшим образованием (61%) и москвичи (63%). Более половины россиян (54%) не следят, как они сказали, за тем, что происходит сегодня в этой стране (среди респондентов в возрасте от 18 до 35 лет – 65%). Уровень интереса россиян к политическому процессу на Украине установился два-три года назад и с тех пор практически не меняется.

Свои представления о сегодняшних украинских событиях респонденты излагали, отвечая на открытый вопрос «Какие из событий, происходящих в последнее время на Украине, привлекли Ваше внимание, показались Вам наиболее важными или интересными?». Чаще всего говорилось о кризисе власти («у них в правительстве большие разногласия, как лебедь, рак и щука»; «грызня за власть идет»; «кризис правительственный»; «безобразие в политической жизни страны» — 9%) и разногласиях между главными политическими фигурами страны («они не могут найти общего языка – глава правительства и президент»; «как Тимошенко борется с Ющенко»; «Тимошенко объединилась с Януковичем, хотят Ющенко подвинуть, сделать парламентскую республику» — 8%). Скандалы, связанные с именем Тимошенко, отметили 5% опрошенных, ситуацию с Черноморским флотом России — 4%, прогрузинскую позицию Украины в южноосетинском конфликте — 3%, антироссийскую политику украинского руководства — 3%.

Оценивая сегодняшние отношения между Россией и Украиной, большинство респондентов охарактеризовали их как «плохие» (67%), 9% — как «хорошие», 24% затруднились дать им оценку. Те россияне, которые, по их словам, следят за событиями на Украине, почти единодушно оценивают наши отношения с этой страной как «плохие» (80%).

По сравнению с началом года, когда респонденты отвечали на аналогичный вопрос, восприятие российско-украинских отношений стало заметно более негативным: в январе о «плохих» отношениях говорили 47% из их числа, о «хороших» — 23% (и еще 30% не смогли их оценить).

По представлениям 37% респондентов, отношения между Россией и Украиной в последнее время ухудшаются (среди тех, кто отслеживает происходящее на Украине, так считают 53%), столько же (38%) считают, что никаких заметных перемен здесь не происходит, и лишь 4% оптимистично констатируют улучшение (21% не дали определенного ответа).

Отвечая на открытый вопрос о причинах ухудшения отношений между Россией и Украиной, респонденты чаще всего отмечали проамериканскую политику украинского руководства («они тянутся к Америке»; «пляшут под Америку»; «Украина покупается на американские заманухи»; «Украина стоит на коленях перед Америкой»; «хотят примкнуть к Америке, думают, она им будет помогать» — 6%) и стремление Украины вступить в НАТО («они очень сильно хотят в НАТО попасть потому что»; «они хотят в НАТО, а мы не хотим, чтобы они туда хотели» — 5%). Указывалось также на неправильную, по мнению респондентов, политическую линию украинских властей в целом («причина в политике, проводимой украинским правительством»; «сам народ ничего, а вся беда в правительстве»; «Украина – заложник действий правительства»; «Ющенко ведет неправильную политику» — 6%). 5% опрошенных считают, что наши отношения ухудшились «из-за того, что поддерживают Грузию в убийстве народа Южной Осетии». Отмечалась антироссийская политика украинского руководства («их президент прет на РФ»; «нечеловечные отношения к России»; «Украина не хочет жить дружно с Россией» — 4%). Другие обстоятельства, усиливающие напряжение в отношениях между нашими странами, упоминались реже.

Три четверти респондентов (74%) убеждены, что Украина больше стремится к сближению со странами Запада, нежели с Россией (в декабре 2006 г. такое представление было у 60% россиян). По мнению 8%, Украина ориентирована преимущественно на отношения с Россией (в декабре 2006 г. так думали 14%). Не дали определенного ответа на этот вопрос 17% респондентов.

Что касается оценки российской политики, то 56% опрошенных видят в ней стремление к налаживанию отношений с Украиной (среди респондентов, внимательно следящих за украинскими событиями, этого мнения придерживаются 67%). Значительно меньше доля тех, кто подобных стремлений в российской политике не усматривает, — 16% (и еще 28% затруднились ответить на вопрос). Отмеченная тенденция – видеть в российско-украинских отношениях «добрую волю» российской стороны – значительно усилилась за последние неполных два года: в декабре 2006 г. о том, что Россия стремится к сближению с Украиной, говорили 46%, о противоположной позиции нашей страны — 20% (33% — затруднились с ответом).

Характеризуя свое личное отношение к Украине, 41% опрошенных выбрали ответ «относился(-ась) хорошо прежде и сейчас отношусь так же», 37% — «относился(-ась) хорошо, сейчас отношусь хуже» (в группе респондентов, интересующихся происходящим на Украине, эту позицию выбрали 47%). Об улучшении прежде плохого отношения к украинскому соседу сказали единицы (1%), о плохом отношении к нему в прошлом и настоящем — 6% (15% затруднились с ответом). Если рассмотреть динамику этих показателей (подобный вопрос периодически задавался россиянам с 2002 года), то в целом можно констатировать заметное охлаждение симпатий российского населения к Украине. Так, еще в январе этого года о стабильно хорошем отношении к ней говорили 49% опрошенных, что на 8 п.п. больше, чем сегодня; о хорошем прежде и ухудшающемся сегодня отношении — 27%, что на 10 п.п. меньше нынешнего показателя.

Сегодня почти треть россиян (31%) полагают, что отношения России и Украины должны строиться на тех же началах, что и с другими зарубежными странами. Чуть больше доля тех, кто предпочел бы более мягкий формат российско-украинских отношений, предполагающий открытую границу, отсутствие виз и таможен (34%). Достаточно велика доля тех, кто приветствовал бы объединение России и Украины – 27% (9% затруднились с ответом).

Динамика ответа на этот вопрос также свидетельствует о нарастании психологической дистанции между россиянами и Украиной. Так, в декабре 2006 г. о том, что наши отношения с Украиной ничем не должны отличаться от отношений с другими странами, сказали 23%, что на 8 п.п. ниже сегодняшнего показателя, а о желательности открытых границ без виз и таможен — 39%, что, напротив, превышает сегодняшние данные на 5 п.п. Впрочем, о едином государстве в декабре 2006 г. мечтала такая же доля респондентов, что и сегодня (с подобными мечтами россияне стали расставаться с 2001 года, когда перспективу объединения России и Украины приветствовали более половины опрошенных — 56%).

 

* * *

 

Отношение россиян к ведущим украинским политикам за последнее время менялось неодинаково. Так, к Ю. Тимошенко россияне по-прежнему значительно чаще относятся плохо, чем хорошо: соответственно 43 и 15% (в январе текущего года — 46 и 12%; впрочем, и в декабре 2006 г. отношение к ней было примерно таким же: 46 и 10% соответственно).

Что касается В. Ющенко, то отношение к нему россиян с декабря 2006 г. заметно ухудшилось: тогда отрицательно относились к нему 42%, сейчас — 56%. Доля относящихся к украинскому президенту позитивно за тот же период времени практически не изменилась: 7% — сегодня, 9% — в конце 2006 г. Его известность среди российского населения увеличилась за два неполных года на 11 п.п. (о том, что ничего не знают о нем, в декабре 2006 г. сказали 29% опрошенных, сегодня — 18%).

В. Янукович — единственный из трех ведущих политиков Украины, к которому россияне чаще относятся положительно, чем отрицательно: 29% против 18% соответственно (27% сказали, что ничего не знают о нем, еще столько же — 26% — затруднились дать определенный ответ). В этих показателях также наблюдается небольшая отрицательная динамика (снижение на 3 п.п. доли положительных суждений и увеличение на 4 п.п. доли отрицательных).

Ирина Шмерлина

О росте курса доллара

Падение курса доллара по отношению к курсам других валют длилось около семи лет (с января 2001 по июль 2008 г.), однако в первой половине августа этого года началось стремительное укрепление американской валюты. Мы задали респондентам ряд вопросов о причинах и возможных последствиях внезапного роста курса доллара.

Выбирая между рублем, долларом и евро, 61% опрошенных заявили, что доверие у них вызывает исключительно российский рубль. Американская валюта по-прежнему не пользуется популярностью – за последние шесть лет ее престиж существенно снизился (с 35% «доверявших» доллару в 2002 г. до сегодняшних 4%). Но если доверие россиян к доллару по сравнению с апрелем этого года остается практически на том же уровне, то отношение к евро претерпело за то же время некоторые изменения – показатель доверия единой европейской валюте снизился на 9 п.п. (с 27% до 18%). Среди молодежи, людей с высшим образованием, высокими доходами, жителей мегаполисов зафиксированы наибольшие доли «поклонников» евро (24—27%) и наименьшие — российского рубля (52—57%).

Как показывают данные опроса, подавляющее большинство россиян (68%) не следят за курсом доллара. Эта информация интересует всего 28% респондентов (на 12 п.п. меньше, чем в апреле 2008 г.), причем в большей степени — молодых людей, лиц с высшим образованием, респондентов с высокими доходами, жителей Москвы (34—49%). Тем не менее, о том, что на момент опроса курс доллара по отношению к рублю и евро вырос, были в той или иной степени осведомлены более половины опрошенных: 26% «знают» об этом, 30% «что-то слышали». Для трети респондентов (36%) это явилось новостью.

ФОМ поинтересовался у россиян их мнением о причинах роста курса доллара (вопрос задавался в открытой форме). Самая распространенная из прозвучавших версий — колебание цен на нефть и нефтепродукты. Об этом говорят 9% респондентов («бензин дорожает»; «горючее выросло в цене»; «курс нефти падает»; «нефть упала в цене»). 6% участников опроса связывают рост курса доллара с политической и экономической ситуацией в США («махинации США, кризис в их экономике»; «поддержка правительством США своей валюты»; «подъем американской экономики»; «перед сменой власти в США всегда так»), 5% — с обострением ситуации на Северном Кавказе, грузино-осетинским конфликтом («благодаря войне с Грузией»; «из-за войны грузино-осетинской, из-за того, что все страны подумали, что это Россия напала на Осетию»). Другие причины роста курса доллара назывались реже. Две трети россиян (68%) затруднились ответить на вопрос.

Респондентов попросили оценить зависимость их благосостояния от укрепления американской валюты. Большинство из них (58%) сказали, что рост курса доллара никак не повлияет на их материальное положение. Только 2% определили возможные последствия для себя как позитивные, 17% — как негативные. 23% опрошенных затруднились с ответом.

Считающие, что укрепление доллара негативно скажется на состоянии их кошельков, мотивируя свое мнение в ответах на соответствующий открытый вопрос, чаще ссылаются на рост цен («бензин дорожает, продукты все дорожают»; «все цены привязаны к доллару»; «инфляция растет»; «чем выше доллар, тем дороже товары» – 11%). Ссылки на снижение курса рубля, материального уровня, на проблемы с валютным кредитом, его погашением содержатся в 1—2% ответов. Немногочисленные респонденты, усматривающие для себя выгоду в укреплении американской валюты, обосновывают свое мнение главным образом тем, что их зарплаты и сбережения – в долларах, однако иногда встречаются и другие суждения («будет привлекаться капитал из-за рубежа»; «если у них будет стабилизация, и у нас будет. Есть такая тенденция»; «уменьшится цена на ГСМ»).

46% респондентов пока затрудняются делать прогнозы относительно воздействия роста курса доллара на российскую экономику. 29% говорят о негативном влиянии этого роста, 10% — о позитивном. Доля же тех, кто не предполагает вообще никаких изменений, составила 15%.

Половина опрошенных (50%) не смогли сказать что-либо определенное относительно гипотетического «поведения» доллара в ближайшее время; мнения остальных респондентов разделились поровну: 26% считают, что рост его курса продолжится, 24% — что прекратится. Стоит отметить, что респонденты из высокоресурсных групп (лица с высшим образованием, высокими доходами, москвичи) чаще других говорят о прекращении роста курса американской валюты (30—35%).

На вопрос «Если бы Ваш близкий знакомый спросил Ваше мнение, то что бы Вы ему посоветовали: продавать сейчас доллары, покупать доллары или не покупать, но и не продавать их?» затруднились ответить также половина респондентов (49%). Более трети опрошенных (37%) считают правильным сейчас не покупать, но и не продавать доллары. Доля тех, кто советует покупать американскую валюту, составляет всего 5%, тех, кто советует ее продавать — 9%.

Елена Дмитриева

Самолечение: распространенность практики

Самолечение является достаточно распространенной практикой в современном российском обществе: половина наших сограждан (52%) предпочитают лечиться самостоятельно, обращаясь за медицинской помощью лишь в самом крайнем случае. Однако треть опрошенных (32%), напротив, предпочитают даже при небольшом недомогании посещать врача, а самолечением занимаются только тогда, когда нет возможности получить консультацию квалифицированных медиков. Пятая часть респондентов (21%) никогда не лечились самостоятельно (а среди людей старшего возраста таковых 29%).

На уровне установок самолечение без обращения к врачу в целом не одобряется. Так, более половины участников опроса (53%) считают, что обращаться к врачам лишь в крайних случаях неправильно; обратного мнения придерживается каждый пятый (19%). Однако только 10% участников опроса сказали, что им приходилось когда-либо сожалеть о том, что они прибегали к самолечению, большинству же (54%) — не приходилось.

Предпочитающих самолечение попросили (в форме открытого вопроса) обосновать свой выбор. Выяснилось, что многие и хотели бы обращаться к врачам, но им мешают «волокита, очереди» в медицинских учреждениях и нехватка времени для посещения медиков (15%), отсутствие денег на лечение и лекарства («без денег в поликлинику не пойдешь» — 6%) и медпункта по месту жительства (2%). Другие же не доверяют врачам и современной медицине (8%), сетуют на невнимание и непрофессионализм медиков («такие врачи не лечат, а калечат» — 6%), а также на бесполезность обращения к врачам (2%). К самолечению предпочитают прибегать и те, кто практически здоров и редко болеет («не болею серьезно» — 5%), кто привык лечиться самостоятельно («так быстрее вылечиться» — 4%). Некоторые люди уже хорошо изучили свои заболевания и лечатся по известной схеме, у кого-то в семье есть медики (по 2%), кто-то предпочитает использовать средства народной медицины (1%).

При самостоятельном лечении респонденты чаще всего прибегают к чисто медикаментозному лечению (25% по выборке), либо комбинируют его с методами народной медицины (26%); заметно меньшая доля опрошенных выбирают лечение исключительно народными средствами (16%, а среди москвичей — 22%).

Респонденты, практикующие самолечение, судя по ответам на соответствующий открытый вопрос, чаще всего обращаются к таким методам народной медицины, как лечение травами (31%), медом и прополисом (10%), а также спиртовыми настойками и водкой («водка спасает от болезни» — 7%). Другие лечебные средства упоминались реже.

В случае самостоятельного лечения респонденты полагаются в первую очередь на свой собственный опыт (42%), на полученные ранее рекомендации врачей (32%) и советы близких и друзей (29%). Несколько реже они ориентируются на рекомендации аптекарей (15%) и народных целителей (7%), а также на советы врачей или народных целителей в СМИ (по 6%). Значимость опыта окружения также подтверждается распределением ответов на вопрос о том, прислушивается ли респондент к советам друзей без медицинского образования: 43% принимают такие советы (23% не принимают), столько же (43%) сами дают знакомым советы, как лечиться (54% таких советов не дают).

Марина Иванова

Внешность и уход за ней

Внешний вид человека, его привлекательность в большей степени являются результатом регулярного ухода за собой, чем случайным даром природы, — так считают большинство опрошенных россиян (61%). В главенствующей роли природы убеждены вдвое меньше респондентов — 31%. 7% затруднились ответить на этот вопрос. Женщины чаще, чем мужчины, признают определяющее значение заботы о внешности: среди них соотношение ответов оказалось 69 к 26%, а среди мужчин — 53 к 37%.

Мужчины, демонстрируя более «фаталистическое» отношение к внешнему виду, в то же время более довольны собственной наружностью, чем женщины. Так, 86% представителей сильного пола сказали, что их внешность их устраивает, и только 10% — что не устаивает. Среди женщин 69% в целом удовлетворены своим внешним видом, а 27% — не удовлетворены. Затруднились выразить отношение к своей внешности 3% мужчин и 4% женщин.

Большинство мужчин ежедневно тратят на уход за своей внешностью до 10 минут (24%) либо от 10 минут до получаса (33%), и лишь 5% посвящают уходу за собой больше получаса. У женщин забота о внешности отнимает больше времени: только 13% тратят на неё до 10 минут, 38% — от 10 минут до получаса, 16% — от получаса до часа, а 7% — больше часа в день. Часть респондентов (6% мужчин и 4% женщин) сказали, что не каждый день ухаживают за своей внешностью; некоторые (1 и 2% соответственно) затруднились оценить, сколько времени у них уходит на это занятие. Около трети мужчин (30%) и каждая пятая женщина (20%) сказали, что вообще не тратят время на уход за своей внешностью.

Мужчины чаще всего (41%) считают, что они тратят на свою внешность именно столько времени, сколько нужно, а четверть из них (25%) думают, что уделяют уходу за собой меньше времени, чем следует. Среди женщин же 41% ощущают, что заботятся о своей внешности недостаточно, а 35% считают, что уделяют этому столько времени, сколько нужно. Только 1% мужчин и 3% женщин признали, что тратят слишком много времени на свою внешность, а по 2% в обеих группах затруднились ответить на этот вопрос.

Отвечая на открытый вопрос, как именно они заботятся о своей внешности, участники опроса чаще всего (35%) говорили, что ухаживают за волосами – красят их, делают прическу: «больше всего меня ободряет стрижка, прическа: как бы избавляешься от негатива»; «стригусь, прическа, укладка, химия»; «крашу волосы». 18% респондентов сказали, что ухаживают за кожей – пользуются кремами, масками и т. п.: «делаю маски из фруктов для лица, мажу питательным кремом»; «иной раз кремом лицо мажу»; «как любая женщина: лифтинги, пилинги, маски»; «протирание лица настоями трав». С такой же частотой (18%) упоминалась и декоративная косметика: «подкрашиваюсь немножко»; «нарисовала лицо и побежала на работу»; «губы подкрашиваю, глазки». Уход за руками, ногтями назвали 5% опрошенных: «использую крем для рук»; «маникюр, педикюр».

17% респондентов говорили о бритье: «бреюсь регулярно»; «бреюсь, пользуюсь гелем для бритья, лосьоном после бритья».

7% опрошенных сказали, что следят за одеждой, стараются хорошо одеваться: «хорошо одеваюсь»; «слежу за одеждой»; «покупаю новую одежду»; «модно выглядеть»; «глажу брюки, чищу ботинки»; «слежу за аккуратным внешним видом, одеждой, обувью». Использование парфюма, дезодорантов упомянули 4% респондентов: «пользуюсь духами»; «есть туалетная вода»; «одеколонюсь…».

Часть ответов касалась заботы о здоровье, которое, конечно, тоже является условием хорошего внешнего вида. Так, занимаются спортом, поддерживают себя в форме, чтобы хорошо выглядеть, 6% респондентов: «зарядка»; «фитнес, плавание»; «занимаюсь гимнасткой, хожу пешком»; «хожу в бассейн»; «хожу в тренажерный зал». Некоторые (2%) говорили, что стараются в целом вести здоровый образ жизни: «не пью, не курю»; «на даче свежий воздух, хожу»; «хороший сон, отдых». Столько же участников опроса (2%) следят за своим питанием: «диета»; «слежу за весом»; «стараюсь кушать здоровую пищу»; «не ем соль, сахар, хлеб». Гигиена, соблюдение чистоты также воспринимается частью респондентов (9%) как способ ухода за внешним видом: «поддерживаю себя в чистоте и порядке»; «моюсь». 2% опрошенных упомянули посещение бани, сауны: «париться в бане»; «хожу в сауну».

Наконец, 3% респондентов сказали, что пользуются услугами косметологов и центры лазерной косметологии, посещают салоны красоты: «посещаю косметолога»; «по мере возможности стараюсь ходить в косметический салон»; «хожу в салоны красоты». Другие способы заботы о внешности были названы реже.

Представительницы прекрасного пола с бóльшим удовольствием ухаживают за собой, чем мужчины: 58% из их числа заявили, что получают удовольствие от самого процесса ухода за внешностью, и только 16% — что удовольствия от этого не испытывают. Среди мужчин доли тех, кому приятен уход за собой, и тех, кто не получает от этого удовольствия, примерно равны: 31 и 29% соответственно. 7% женщин и 10% мужчин затруднились сказать, приятен ли им процесс ухода за внешностью.

При наличии достаточного количества времени и денег большинство женщин (64%) предприняли бы для ухода за внешностью что-то такое, чего они не могут делать сейчас, а 30% — не стали бы ничего больше делать. Среди мужчин только четверть (26%) при возможности стали бы делать что-то еще для ухода за своей внешностью, большинство же (64%) — не стали бы. 6% женщин и 10% мужчин затруднились с ответом на вопрос об этом.

Отвечая на открытый вопрос, что именно они бы сделали для ухода за своей внешностью при наличии на это времени и денег, многие респонденты выразили желание чаще пользоваться услугами профессионалов в этой области. Так, 14% сказали, что посещали бы косметические салоны, салоны красоты: «к косметологу пошла бы»; «более дорогие салоны буду посещать, а не простые парикмахерские»; «в косметический салон ходила бы». 7% делали бы массаж: «сделал бы массаж тела». 6% хотели бы чаще пользоваться услугами хорошего парикмахера: «каждые две недели ходил бы в парикмахерскую»; «сделала бы химию, хорошую укладку, а не в бесплатной парикмахерской по талонам, которые нам дают». Профессиональный маникюр и педикюр назвали 3% опрошенных: «чаще посещала маникюршу»; «в маникюрный зал пошла бы». Некоторые респонденты (2%) изъявили желание прибегнуть к пластической хирургии, услугам по пересадке волос: «изменила форму носа»; «нарастил бы волосы на голове, закрыл залысину»; «липосакция»; «пластическая операция»; «кожу бы подтянул»; «жир бы откачала».

В других ответах упоминалось приобретение более дорогих средств по уходу за собой, а также модной одежды, парфюма. Так, 9% респондентов сказали, что стали бы более тщательно и качественно ухаживать за кожей: «кремы»; «сделал бы пилинг»; «в солярий сходила бы»; «лицо — это зеркало, на него я бы потратила побольше». 4% хотели бы купить хорошую косметику: «дорогая косметика»; «косметика "Виши"»; «пользовалась хорошей декоративной косметикой». 2% и 1% соответственно потратили бы деньги на новую одежду и парфюм: «дорогие вещи покупал бы»; «новую, модную, дорогую одежду»; «сменил бы гардероб»; «дорогой парфюм бы приобрел»; «хорошие и не поддельные духи».

Наконец, третья категория ответов касалась заботы о здоровье и хорошей физической форме. Больше занимались бы спортом, ходили бы в фитнес-центр, бассейн 11% участников опроса: «купил бы тренажер»; «в спортклубы ходила бы»; «бассейн, секции»; «заниматься спортом»; «абонемент в фитнес-центр». Еще 3% потратили бы время и деньги на отдых: «меньше работал, больше отдыхал»; «на курорт поехал бы, в санаторий»; «больше времени посвятил бы путешествиям, отдыху»; «выспался бы». Другие желания были изъявлены реже.

Процедуры ухода за внешностью могут быть не только приятными, но и неприятными, даже болезненными. Готовы претерпеть неприятные ощущения ради улучшения внешнего вида 17% мужчин и 37% женщин. Не столь самоотверженны 77 и 57% соответственно. По 6% и среди мужчин, и среди женщин затруднились решить, стоит ли красота таких жертв.

Елена Васильева

Мы советуем, нам советуют

Социальная компетентность человека во многом определяется его умением, с одной стороны, прибегать к запасам социального знания, которыми располагают окружающие, — не стесняться посоветоваться с тем, кто способен дать полезный совет, вслушаться в чужое мнение, но принять решение самостоятельно, не перекладывая ответственность на советчика, а с другой — поделиться собственным знанием и опытом, дать взвешенный, уместный и ненавязчивый совет тому, кто в нем нуждается. Мы решили выяснить, что думают россияне о советах и как ведут себя в ролях советчиков и получателей советов.

Почти у половины опрошенных (45%), по их словам, часто бывали ситуации, когда к ним обращались за советами по каким-либо вопросам, у трети респондентов (31%) такие ситуации бывали редко, у 17% опрошенных — не бывало вообще.

Обмен советами более всего характерен для отношений, которые люди определяют как дружеские: более половины респондентов (56%) сказали, что за советом к ним обращаются чаще всего друзья, родственников упомянули в этом контексте 49% опрошенных, знакомых — 39%, коллег по работе — 31%.

Если давать советы, судя по приведенным выше данным, хотя бы иногда доводится примерно трем четвертям россиян, то любят это занятие, по их словам, 31% опрошенных; 45% респондентов определенно сказали, что советовать не любят, а прочие — с ответом затруднились.

Объясняя свое пристрастие к этому занятию в ответах на открытый вопрос, любящие давать советы чаще всего говорили, что видят в этом возможность помочь людям (10% от всех опрошенных), поделиться своими знаниями («если знаешь ответ на вопрос, если компетентен, почему бы и не помочь?» — 6%); некоторые ссылались на большой жизненный опыт, позволяющий им давать советы менее искушенным («я уже жизнь прожила и плохого не посоветую» — 4%), некоторые — на нежелание отказывать людям или на особенности своего характера (по 3%).

Те же, кто советовать не любит, чаще всего (7% от всех опрошенных) обосновывали это тем, что каждый должен решать свои проблемы самостоятельно: «всем надо думать своей головой», «каждый должен искать свой путь, а не учиться на ошибках других». Еще 5% бояться ошибиться, дать неверный совет, и столько же — испытывают опасения, что на них в случае чего возложат ответственность: «часто потом тебя же могут и обвинить»; 4% респондентов говорят, что не любят вмешиваться не в свои дела, 4% — уверены, что люди сами знают, что им лучше, 3% опрошенных вообще считают это бессмысленным занятием.

По каким вопросам люди чаще советуются и дают советы?

Респондентов просили ответить на эти вопросы, выбрав любое количество ответов из предложенных вариантов. В целом стоит отметить, во-первых, что люди чаще советуют, чем просят совета, и это касается любой сферы жизни. Но когда речь идет о пространстве специализированных знаний, этот разрыв обычно невелик: по вопросам, связанным со здоровьем, лечением дают советы 30% опрошенных, просят — 28%, с профессией — 34% и 22% соответственно (это скорее исключение), с поиском работы и построением карьеры — 21% и 16%, с деньгами — тратами, сбережениями и т. д. — 17% и 13%. Когда же речь идет о бытовых вопросах (советуют — 41%, советуются — 28%), а в особенности — о межличностных отношениях, обнаруживается, что советчиков — гораздо больше, чем слушателей: по семейным отношениям — 43% и 20%, по вопросам отношений между мужчинами и женщинами — 27% и 11%, по вопросам воспитания детей — 26% и 11%, о планировании будущего в целом — 17% и 9%, и т. д. Возможно, некоторые стесняются признаваться в том, что испытывают потребность в рекомендациях по вопросам, где не требуются особые знания, но предполагается здравый смысл и житейская зрелость.

Отметим, что любителей давать советы ощутимо больше среди женщин, чем среди мужчин (35% и 27% соответственно) — как и любителей их получать: часто обращаются за советами, по их словам, 33% женщин и 23% мужчин.

Респондентов спросили также, в каких вопросах они ощущают себя экспертами – людьми достаточно информированными, опытными, знающими, чтобы дать хороший совет. Чаще всего люди признают себя экспертами в вопросах, связанных с профессией, — 24% (среди лиц с высшим образованием — 42%), причем мужчины здесь гораздо увереннее в своей компетентности, нежели женщины: 31% и 18%. Обратная ситуация — в вопросах, связанных с отношениями в семье — 20% (10 и 29%), воспитанием детей — 16% (6 и 25%), со здоровьем, лечением — 13% (5 и 19%).

Стоит отметить, что люди с высшим образованием намного чаще прочих считают себя экспертами не только в профессиональных вопросах, но и в том, что касается воспитания детей (16%, в среднем по выборке — 11%), отношений между мужчинами и женщинами (16 и 11%), в вопросах поиска работы, карьеры (11 и 5%), в сфере спорта и фитнеса (10 и 5%), отдыха и путешествий (11 и 5%).

Но особенно много людей, ощущающих себя экспертами в самых разных вопросах, среди россиян, в наибольшей степени причастных к различным благам и достижениям современной цивилизации (от Интернета и пластиковых карточек до фитнеса и вождения автомобиля) — в категории граждан, которая в исследованиях ФОМа описывается под условным обозначением «люди-XXI». Социальная компетентность человека во многом определяется его умением, с одной стороны, прибегать к запасам социального знания, которыми располагают окружающие, — не стесняться посоветоваться с тем, кто способен дать полезный совет, вслушаться в чужое мнение, но принять решение самостоятельно, не перекладывая ответственность на советчика, а с другой — поделиться собственным знанием и опытом, дать взвешенный, уместный и ненавязчивый совет тому, кто в нем нуждается. Мы решили выяснить, что думают россияне о советах и как ведут себя в ролях советчиков и получателей советов.

Почти у половины опрошенных (45%), по их словам, часто бывали ситуации, когда к ним обращались за советами по каким-либо вопросам, у трети респондентов (31%) такие ситуации бывали редко, у 17% опрошенных — не бывало вообще.

Обмен советами более всего характерен для отношений, которые люди определяют как дружеские: более половины респондентов (56%) сказали, что за советом к ним обращаются чаще всего друзья, родственников упомянули в этом контексте 49% опрошенных, знакомых — 39%, коллег по работе — 31%.

Если давать советы, судя по приведенным выше данным, хотя бы иногда доводится примерно трем четвертям россиян, то любят это занятие, по их словам, 31% опрошенных; 45% респондентов определенно сказали, что советовать не любят, а прочие — с ответом затруднились.

Объясняя свое пристрастие к этому занятию в ответах на открытый вопрос, любящие давать советы чаще всего говорили, что видят в этом возможность помочь людям (10% от всех опрошенных), поделиться своими знаниями («если знаешь ответ на вопрос, если компетентен, почему бы и не помочь?» — 6%); некоторые ссылались на большой жизненный опыт, позволяющий им давать советы менее искушенным («я уже жизнь прожила и плохого не посоветую» — 4%), некоторые — на нежелание отказывать людям или на особенности своего характера (по 3%).

Те же, кто советовать не любит, чаще всего (7% от всех опрошенных) обосновывали это тем, что каждый должен решать свои проблемы самостоятельно: «всем надо думать своей головой», «каждый должен искать свой путь, а не учиться на ошибках других». Еще 5% бояться ошибиться, дать неверный совет, и столько же – испытывают опасения, что на них в случае чего возложат ответственность: «часто потом тебя же могут и обвинить»; 4% респондентов говорят, что не любят вмешиваться не в свои дела, 4% — уверены, что люди сами знают, что им лучше, 3% опрошенных вообще считают это бессмысленным занятием.

По каким вопросам люди чаще советуются и дают советы?

Респондентов просили ответить на эти вопросы, выбрав любое количество ответов из предложенных вариантов. В целом стоит отметить, во-первых, что люди чаще советуют, чем просят совета, и это касается любой сферы жизни. Но когда речь идет о пространстве специализированных знаний, этот разрыв обычно невелик: по вопросам, связанным со здоровьем, лечением дают советы 30% опрошенных, просят — 28%, с профессией — 34% и 22% соответственно (это скорее исключение), с поиском работы и построением карьеры — 21% и 16%, с деньгами — тратами, сбережениями и т. д. — 17% и 13%. Когда же речь идет о бытовых вопросах (советуют — 41%, советуются — 28%), а в особенности — о межличностных отношениях, обнаруживается, что советчиков — гораздо больше, чем слушателей: по семейным отношениям — 43% и 20%, по вопросам отношений между мужчинами и женщинами — 27% и 11%, по вопросам воспитания детей — 26% и 11%, о планировании будущего в целом — 17% и 9%, и т. д. Возможно, некоторые стесняются признаваться в том, что испытывают потребность в рекомендациях по вопросам, где не требуются особые знания, но предполагается здравый смысл и житейская зрелость.

В-первую очередь они чувствуют себя экспертами в вопросах профессиональных знаний — 41% (в среднем по населению — 24%), в том, что касается путешествий и отдыха — 18% (в среднем по населению — 5%), в вопросах спорта и фитнесса — 17% (в среднем — 5%); в вопросах работы и карьеры — 14% (в среднем — 5%). Люди-XXI чаще прочих относят себя к числу экспертов по вопросам выбора и покупки товаров — 15% (в среднем — 8%), управления деньгами — 12% (в среднем — 7%), в сфере красоты, моды и стиля — 11% (в среднем — 5%), а также интеллектуального досуга: книги, спектакли, фильмы, концерты и выставки — 11% (в среднем — 6%).

О ценности советов для «среднего россиянина» свидетельствует тот факт, что 59% респондентов признают большинство советов, которые им дают, полезными (и лишь 8% — бесполезными). Особенно высоко полезность советов оценивают женщины (64%), молодые люди — до 35 лет (67%) лица с высшим образованием (64%); но выше всех — люди-XXI (73%).

У трех четвертей опрошенных есть кто-то, с кем можно посоветоваться по большинству вопросов. Но 26% респондентов говорят: такого человека нет. Среди представителей старшего поколения (55 лет и старше) в такой ситуации находятся 37% опрошенных.

Екатерина Шумакова

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.