19 марта 2024, вторник, 12:43
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 апреля 2008, 19:53

Рунет: игра на опережение. Что такое web 3.0?

Мы публикуем доклад идеолога, учредителя и управляющего первым универсальным рекомендательным сервисом Имхонет (imhonet.ru), специалиста по экономике культуры в цифровую эпоху, в том числе, экономике Интернета, профессора ГУ-ВШЭ Александра Борисовича Долгина, прочитанный им на ежегодной конференции "Пути России" по проблемам перспективых форм развития Интернета. Изложение основных идей доклада появилось в виде статьи в газете "Ведомости" и вызвало достаточно бурное обсуждение. Продолжение дискуссии ожидается на традиционном Российском интернет-форуме, открывающемся в четверг.

В России сейчас сложилась благоприятная экономическая конъюнктура, благоприятная настолько, что возникают опасения, не грозит ли нам «голландская болезнь». Они не лишены оснований. Но не ставить же себя в положение унтер-офицерской вдовы? Существуют способы использовать манну небесную во благо общества. В частности, заняться тем, чего больше всего не хватает России, – строительством новых институтов. Одному из таких институтов в сфере электронных коммуникаций и Интернета и посвящено это выступление. Рекомендательные сервисы – это не частный случай в культуре цифровой эпохи, не маргиналия, не краткосрочный эксперимент. Это – мейнстрим современного культурного и информационного процессов. То, что происходит в данной области, затрагивает множество сфер деятельности, как сугубо исследовательских, научных, так и практических.

Хочу сразу пояснить смысл подзаголовка: «Что такое web 3.0?». У продвинутых интернет-пользователей в ходу термин web 2.0. Попытки вбросить понятие web 3.0 в последнее время предпринимались, но пока не очень успешно – речь о т.н. семантическом web’е, когда ставка делается на компьютерный семантический анализ (машинное распознавания смыслов). Я хочу предложить иную интерпретацию 3-го web’а. И чтобы показать логику, которую закладываю в данное определение, начну с предыстории.

Для начала, несколько слов о том, что такое рекомендательные сервисы. Рекомендательный сервис – это социальная сеть самообслуживания, в которой пользователи оставляют свои суждения (в первую очередь, потребительских актах), обмениваясь тем самым потребительским опытом, и делая его доступным другим людям. Чтобы получать рекомендации, человек должен оценить некоторое количество объектов, создав свой профиль предпочтений. Профиль строится как на основе положительных так и отрицательных оценок – главное, чтобы они были искренними и достоверными. Система сравнивает профили и отбирает людей, выставивших сходные оценки, формируя для каждого члена сети его группу рекомендателей. В этом сообществе оказываются пользователи, которые уже посмотрели, прочли, попробовали то, с чем наш абонент еще не знаком. Их оценка неведомых клиенту товаров и услуг может послужить для него прогнозом. Таким образом, в основе работы сервиса лежит принцип автоматизированного подбора вкусовых единомышленников.

Эта идея была изобретена более 10 лет тому назад в исследовательском центре корпорации Xerox PARC, Калифорния. Она недостаточно известна широким массам, но десятки тысяч специалистов мирового уровня занимаются разработкой таких систем. В этой сфере заключаются многомиллиардные сделки. Например, известный интернет-сервис Last.FM, прогнозирующий музыкальные вкусы (он автоматически анализирует поведение людей в сети: что они выбирают для прослушивания, к чему возвращаются повторно, – и на основе этих данных рекомендует новые музыкальные композиции), недавно был куплен за 400 миллионов долларов. Другой пример: крупный концерн Netflix, занимающийся прокатом DVD, объявил конкурс среди математиков-программистов с призом в 1 миллион долларов тому, кто улучшит точность прогнозирования всего на 5 процентов. В конкурсе вызвались участвовать 1600 исследовательских команд со всего мира.

Я привел эти цифры не для того, чтобы кого-то ошарашить – в конце-концов, это не такие большие суммы для рынков слияний и поглощений. Но это – точный индикатор чрезвычайно высоких ожиданий в этой области, которые демонстрируют лидеры IT-индустрии: Google, Microsoft и т.д. В частности, Google приобрел год назад сервис YouTube, который предоставляет возможность пользователям размещать самодельные видеоролики, более чем за 1,5 миллиарда долларов. Это при том, что до сих пор непонятно, как вернуть средства и сделать портал самоокупаемым. Тем не менее есть все основания предполагать, что Google не прогадал: он на корню купил колоссальный плацдарм человеческого внимания, зная, что рано или поздно оно будет монетизировано и превращено в деньги.

На заре возникновения интернета, он представлял собой, главным образом, поисковую систему. Это была инфрастуктура, благодаря которой каждый мог обнаружить то, что его интересует. Эти функции выполняют крупнейшие поисковики: Google, Yahoo, в России - Яндекс, Рамблер. Этими системами ежедневно пользуются сотни и тысячи миллионов человек.

Примерно 3-4 года назад, когда поисковые системы полностью сложились, поднялась следующая волна – web 2.0. Что это такое? До появления web 2.0 весь контент производили и размещали в сети профессионалы, получавшие за это плату, а потребляли простые пользователи. Отличие web 2.0 состоит в том, что контент в самом широком смысле (тексты, фотографии, ролики, мелодии и т.п.) стали производить непрофессиональные пользователи, которые сами же его и потребляют.

Понятно, почему web 2.0 столь понравился самым разным участникам интернет-рынка. Исторически сложилось так, что изначально интернет был бесплатным, почти благотворительным. Но поддерживающая его инфраструктура стоит дорого, а если еще платить за контент, то обеспечение жизнедеятельности сети становится и вовсе проблематичным. Поэтому идея получать контент бесплатно понравилась всем – и владельцам интернет-компаний, и простым людям, которые обрели замечательную площадку для самовыражения.

К тому же оказалось, что в ряде областей непрофессиональный контент и технология его производства способны конкурировать с профессиональной работой. Например, с появлением камер в мобильных телефонах, все человечество превратилось во внештатных фотокорреспондентов. Стало снимать происшествия, катаклизмы, террористические акты, казни диктатора и прочее. Ни одна телекомпания не способна содержать такой штат сотрудников во всех горячих точках, и конкурировать с волонтерами. Сегодня практически все задокументировано с помощью видео, пусть и не всегда хорошего качества.

Итак, web 2.0 – это пользовательское самообслуживание, если не сказать самодеятельность. Но наряду с преимуществами, имеются вполне понятные изъяны. Эфир сильно зашумлен – крайне трудоемко посматривать миллионы роликов, дневниковых записей, самописных текстов и находить среди них что-то, стоящее и интересное для себя. Даже рейтинги не помогают. Что такое видеоролик, который понравился 10 миллионам человек? В какой мере он нужен и интересен вам лично? Недавно был проведен конкурс на самый смешной анекдот в мире. В голосовании участвовало 300 тысяч человек. В результате победила история про двух охотников, отправившихся в лес. Одному из них стало дурно, и он лишился чувств. Второй в панике позвонил по мобильному телефону в скорую помощь, спрашивая, что ему делать – его друг упал замертво… Его попросили удостовериться, что спутник действительно умер. В трубке послышался звук выстрела. После чего охотник поинтересовался: «Теперь что?» Заурядный, серенький анекдот. А что еще можно ожидать? Ведь он должен быть понятен на всех языках, на всех континентах, людям всех возрастов, с разным образованием. Подобное усреднение – ахиллесова пята всех рейтингов.

Но, не смотря на трудности навигации, web 2.0 невероятно популярен. Одну из причину этого сформулировал Крис Андерсон, редактор известного в IT-мире журнала «Wired». Он ввел понятие «длинного хвоста». «Длинный хвост» – это метафора, обозначающая бесконечный ряд высказываний/артефактов, которые очень легко складировать в интернете: из-за отсутствия бумажных носителей они дешевы и занимают мало места. Почему бы не хранить все эти заметки, дневниковые записи, семейные фотосъемки и т.п. в расчете на небольшой, капающий спрос? Авось, что-то из этого дождется своего часа и своего потребителя.

Сегодня все очевиднее, что будущее за web 3.0, то есть, за социальной рекомендательной институцией. Web 3.0 отличается от web 2.0 тем, что пользователи не только сами генерируют контент, но сами же его сертифицируют: отмечают то, что заслуживает внимания их единомышленников, их референтных групп, сообществ, в которых они состоят. Система позволяет делать это автоматически. Любой, кто зайдет на сайт imhonet.ru, сможет в этом убедиться.

Web 3.0, как следующая стадия развития интернета, имеет ряд важных преимуществ. Базовый, исходный web был устроен следующим образом: интернет-предприниматели платили профессионалам за контент. В web 2.0 контент создавали непрофессионалы, сами же его потребляли, и никто никому за это не платил. (Одним из самых известных примеров web 2.0  является интерактивная энциклопедия «Википедия».) Web 3.0 – это стадия, на которой непрофессионалы будут получать деньги за интернет-активность и сертификацию контента. Это колоссальный прорыв. Раньше бытовало устойчивое мнение, что сначала контент надо отфильтровать, а потом публиковать. Теперь схема перевернулась: контент сначала публикуют, потому что это очень дешево, а потом подвергают экспертизе, сертифицируют в соответствии со всеми ступенями вертикали вкуса – каждому легко найти в этом случае что-то свое.

У России есть шанс оказаться в этой области впереди планеты всей. Так иногда случается, что догоняющие опережают первопроходцев потому, что могут учесть ошибки предшественников.

Дело в том, что в мире с рекомендательными сервисами произошла грустная история: они разминулись во времени со своими потребителями: в момент их возникновения среда была еще не готова воспользоваться новшеством: интернет-торговля только начинала развиваться, пропускная способность каналов была недостаточной и т.д. Поэтому рекомендательные сервисы не зарабатывали денег, а либо прозябали на иждивении меценатов, либо существовали на университетские гранты. Как следствие, их единственной мечтой было как можно скорее продаться кому-нибудь крупному бизнесу. В результате, половина первопроходцев рекомендательных систем просто не выжила, другая была куплена Amazon, Microsoft и прочими весомыми игроками, которые тут же перепрофилировали рекомендательные системы под свои нужды – экономические и промоутивные. Очевидно, что никакая экспертная инстанция не может напрямую подчиняться производителю или поставщику товара – это приводит к конфликту интересов. В результате некогда объективные рекомендательные сайты стали обслуживать коммерцию. Типичный пример – интернет-магазин Amazon: рекомендации генерируются, исходя из косвенных данных: внимание этого человека задержалось на этом товаре, давайте ему предложим что-то аналогичное. Хотя он мог наобум открыть страничку, разыскивая совершенно другой товар, и просто отойти от компьютера. Или: тот, кто покупает эту зубную щетку, обязательно купит зубную пасту. Или: тот, кто купил эту книжку, может купить и такую-то книжку. Но ведь система не знает, почему я купил эту книжку. Может, я купил ее в подарок, а может, я купил ее врагу. Система не способна выяснить, понравилось ли мне приобретение или нет. Между фактом покупки и итоговой оценкой, удовлетворением существует зазор, и он может быть сколь угодно большим. Цель подобных рекомендаций – быстренько предложить что-то человеку, пока тот находится на торговой площадке, «впарить» ему, соблазнить. Иначе система не нужна производителю и ей ни копейки не заплатят.

У России, которая вступила на этот путь чуть ли не 10-ю годами позже, есть реальная возможность не повторять всех зигзагов эволюционной траектории и создать финансово независимый рекомендательный сервис.

Стоит упомянуть еще б одном побочном эффекте рекомендательных систем. Пока подобные сайты заняты своим прямым делом – рекомендациями, они попутно генерируют различные данные, в том числе о человеческих предпочтениях. Этот информационный продукт может быть очень важен для ученых и исследователей. Уже сегодня на imhonet.ru накоплено без малого 15 миллионов оценок фильмов, книг, музеев, театральных постановок, критиков, телерадиоведущих и так далее. Это колоссальный массив сведений, которые раньше добывались с огромными издержками и никогда не были доступны культурологам и социологам в таком объеме. Это такой же революционный переворот, каким в свое время для экономики было введение бухгалтерского учета или статистики по экономике разных государств, что положило начало исследованиям и сравнению благосостояния стран.

Таким образом, рекомендательные сервисы представляют собой новую уникальную экспериментальную площадку для наук о человеке, в первую очередь, социологии, экономики, когнитивных наук и так далее. Система выявляет круги единомышленником по самым разным поводам, она собирает миллионы и десятки миллионов оценок разнообразных процессов, она открывает информацию, которой ранее никогда не существовало.

 

Вопрос из зала: Вы сказали, что в web 2.0 содержание создают непрофессионалы. Что ими движет? А главное, что заставляет других людей потреблять этот самодеятельный контент?

Александр Долгин: Это делают сытые люди. Людьми, начиная с определенного уровня обеспеченности или, если хотите, с определенного этажа пирамиды Маслоу, движет потребность коммуникации, самореализации, приобретения статуса в тех сообществах, которые для них важны. Человеку свойственна потребность в саморефлексии, разговоре с самим собой и демонстрации этого диалога другим. Какого качества они производят продукцию? Достаточного, чтобы самим это потреблять.

Заметьте, это не является специфической особенностью интернета, это – главный тренд сегодняшней культуры: по телевизору идут передачи, в которых дилетанты с петушиными голосами поют что-то совершенно некондиционное, другие им подпевают, а третьи неотрывно следят за действом по телевизору. И все довольны. Эта тенденция возникла как реакция на бесконечную оторванность элит с их переусложненным и недоступным пониманию масс культурным производством. А с непрофессиональными экзерсисами ведь что получается – люди создают не выдающийся контент, не остро-новый контент, а тот контент, который им понятен.

Реплика из зала: С «Википедией» и прочим самодеятельным контентом ситуация не столь однозначна. Когда докладчик говорит о профессионалах и любителях, создающих контент, он явно подразумевает под непрофессионалами пользователей, которые не получают за свою работу деньг. Но это не умаляет их компетенций. Если искусствовед сподобится написать в «Википедию» статью об истории искусства, она будет абсолютно профессиональной. И еще одно, как только начинают работать механизмы социальной фильтрации, то качество продукта повышается. Не каждый может написать грамотную статью, но многие способны ее оценить. А для сертификации именно это и нужно. Точно так же, как количество ценителей скрипичной музыки в несколько раз выше, чем тех, кто может ее исполнить. Тем более, что в рекомендательных сервисах каждый оценивает не художественные достоинства или инновационность произведения, а «для себя ценность», тем самым обслуживается вся вертикаль вкуса, и прогнозы выдаются людям с самыми разными интересами.

Вопрос из зала: Вы сказали, что придумали способ избежать судьбы мировых рекомендательных сервисов, вынужденных продаваться бизнесу. В чем Ваше ноу-хау? Еще более неожиданное Ваше заявление – непрофессионалы, пользователи смогут получать деньги за интернет-активность. Сейчас больше рассуждают о том, как приучить пользователей платить за различные Интернет-услуги – ведь люди привыкли к тому, что сеть бесплатна (хотя это не совсем так – они платят за трафик), более того они сами поставляют контент…

Александр Долгин: Наше ноу-хау состоит в том, что мы придумали, как зарабатывать деньги самостоятельно, оставаясь независимыми от продавцов и дистрибуторов контента. Существует ряд способов монетизации такого рода проектов. Приведу в пример лишь несколько из них. Первый и самый простой – это традиционная рекламная модель, такая как на общественном телевидении. Второй – небольшая абонентская плата, как на телевидении платном. Те, кто хочет пользоваться порталом бесплатно, смогут работать «смотрителями» рекламы. (Сейчас ее нет и в скором времени не предвидится.) Тем, у кого цена времени высока, и они не готовы расходовать его на просмотр рекламы, будет предоставлена возможность заплатить небольшую абонентскую плату. Еще одна возможность для заработков – система высвечивает неудовлетворенный спрос, и эта информация может продаваться издателям или дистрибуторам, или использоваться самим сервисом. Самая сложная и тонкая бизнес-схема – это благодарственная постфактумная оплата. Людям будет предоставлено право (именно право, а не обязанность) заплатить за полученное удовольствие от произведения. Автору – за его творческий труд, сервису – за навигацию и подсказку. Фактически создается система массового патроната. Ее прообразами можно считать оплату уличных музыкантов, чаевые в ресторанах, постфактумную оплату за программное обеспечение. Рок-группа Radiohead собрала таким образом недавно порядка 8 миллионов долларов за свой альбом "In Rainbows". Т.е. схема благодарственных платежей практикуется все активнее. В случае с рекомендательными сервисами микроплатеж заменяет бальную оценку и является самым точным индикатором предпочтений человека, А чем четче выражены предпочтения, тем качественнее будут рекомендации, выдаваемые системой. Проектируется схема, при которой абоненты Имхонета будут являться сотрудниками своего рода информационного завода. Они поставляют в его цеха информацию, та перерабатывается, на выходе генерируются рекомендации. Если оценки какого-то человека востребованы другими пользователями, он получает соответствующее вознаграждение. Сейчас эта бизнес-модель патентуется в Америке, потому что это единственная страна в мире, где можно запатентовать идею, а не товарных образец.

 

Вопрос из зла: На Вашем сервисе большое значение играет такая категория, как вкус: люди выставляют оценки согласно их личному вкусу. Не получается ли слишком большой разброс мнений? Насколько объективны и адекватны рекомендации?

Александр Долгин:  В основе выдачи рекомендаций – чистая математика: если один набор цифр близок другому набору цифр, то эту близость можно экстраполировать. Если мы с вами одинаково оценили 50 книжек, вы прочли 51-ю и сказали, что она хорошая, то с большой вероятность она мне тоже понравится. У меня в Имхонете порядка 250 рекомендателей, из которых у первых 50 очень высокая степень близости. И это работает.

Еще один важный аспект – в систему заложены механизмы пестования вкуса. Ваш вкусовой партнер прочел что-то неожиданное для себя, открыл для себя следующую ступеньку вкуса, затем вам посоветовал – вы за ним на нее поднялись. Имхонет помогает пользователям подобно Мюнхгаузену вытягивать себя из болота за волосы вместе с лошадью.Люди создают друг для друга вполне проходимые ступеньки. Эксперт возможно даст более правильный совет, только никто его не поймет. А сервис масштабирует задачи на вкус с ближним кругом развития каждого человека, простраивает плавную вкусовую траекторию с «разрешенными квантовыми переходами».

Вопрос из зала: Возникает ощущение, что Ваш сервис – это некая идеальная система.  Скажите, есть ли у web 3.0 принципиальные ограничения эффективности, некие границы развития?

Александр Долгин: Конечно, ограничения существуют. Предположим, мы хотели бы оценить качество психотерапевта или персонального тренера, вообще качество всех тех агентов рынка, где услуга оказывается один на один. Но, увы здесь нет достаточной частоты потребления, не с чем сравнивать, поэтому невозможно построить свой профиль. Я занимался с одним тренером, вы с другим, как нам найти сходство? Не говоря уже о том, что от своего тренера или психоаналитика люди психологически зависимы – как сказать, что он плохой?

Вот, собственно, те области, где рекомендательные сервисы не работают: там, где нет достаточного количества актов потребления или нет пересечения этих актов; и там, где человек внушаем и его оценки необъективны.

Тем не менее я искренне убежден, что web 3.0 – это центральный институт современности: публичная потребительская экспертиза решает главную проблему культурного поля – отсутствие обратной связи между потребителем культуры и производителем. Никогда раньше производитель не знал, что думает покупатель о его товаре с такой ясностью, точностью, быстротой и полнотой.

Вторая проблема, которую решает web 3.0 – это затрудненная навигация. Сегодня любой информационный продукт доступен любому человеку в любое время в любой точке. На практике реализуется, так называемая, стратегия четырех «В» - все, всем, всегда, везде. Непроясненным остается один вопрос: что из предложенного многообразия выбрать? Какие из 700 тысяч песен, сочиняемых ежегодно, 6 тысяч кинофильмов, миллиона текстов подойдут конкретному потребителю? Проблема высокоскоростной автоматизированной экспертизы выходит на первый план, потому что профессиональные, «ручные» инстанции – институт критики – уже не справляются с таким объемом работы. Экономическая логика предлагаемого нами института очень простая. Она позволяет поделить пространство сертификации между людьми, чтобы каждый не проделывал заново одну и ту же работу. Так, как это делают геологи, разбивая территорию на клетки и потом обмениваясь своим опытом.

См. также по теме:

См. также другие материалы автора:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.