23 февраля 2019, суббота, 21:53
Facebook Twitter VK.com Telegram

Следы на камне из Габона оставлены более двух миллиардов лет назад

A. El Albani/IC2MP/CNRS/Earth Science

Ученые утверждают, что короткие извилистые отпечатки, во множестве обнаруженные в древней породе возрастом 2,1 миллиарда лет, могут быть самыми ранними окаменевшими следами организмов, способных самостоятельно перемещаться. Ранее возраст самой древней подобной находки составлял 600 миллионов лет.

Образцы были обнаружены в Габоне, в так называемой Франсвильской сланцевой формации (Francevillian Formation), где, по некоторым предположениям, содержатся и самые ранние свидетельства существования многоклеточных организмов.

Местные породы имеют множество вдавленных структур до 6 мм в поперечнике и до 170 мм в длину с закругленными концами, некоторые из которых переплетены. Специалисты говорят, что эти структуры, вероятно, представляют собой окаменевшие следы слизи ранних многоклеточных организмов, которые перемещались через осадочные отложения. Было обнаружено, что многие из них образованы из пирита (дисульфида железа), который, вероятно, формируется в результате деятельности микроорганизмов, питающихся слизью.

Авторы исследования рассмотрели возможность того, что следы не сформированы живыми существами, а появились в результате естественных геологических процессов, но отказались от этой гипотезы, потому что форма и текстура следов, а также химический анализ пирита указывают на биологическое происхождение.

Сложность движения, демонстрируемая следами, и их размеры заставляют предположить, что следы оставили эукариоты. Возможно, они были похожи на современных слизневиков, которые существуют в виде отдельных амеб, но в случае нехватки пищи собираются в многоклеточную систему, напоминающую внешне слизняка и способную к перемещению. Данные структуры часто обнаруживались вблизи окаменелых остатков бактериальных матов. «Микробные маты служили пастбищами для этой движущейся штуки», – полагают ученые.

Если предположение авторов исследование подтвердится, это значительно отодвинет в прошлое дату появления эукариот. Ранее считалось, что они впервые возникли около 1,8 миллиардов лет назад.

Также находки станут древнейшими известными следами движущихся организмов. В этом случае, как отмечает один из авторов работы Эрнест Чи Фу (Ernest Chi Fru) из Университета Кардифа, возникнет новый вопрос: почему других следов движущихся организмов не обнаруживается еще около полутора миллиардов лет? Возможно, находки из Габона демонстрируют нам первый эволюционный эксперимент по освоению движения, который потерпел неудачу.

Тем не менее, профессор Грэм Шилдс из Университетского колледжа Лондона призвал к осторожности, отметив, что структуры могут быть просто разорванными или высушенными фрагментами микробных матов или трубчатых организмов, таких как грипания.

Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.