Президиум Верховного суда утвердил обзор судебной практики по спорам о защите прав потребителей, в который включены вопросы оказания банковских и туристических услуг, ЖКХ, обращения со сложной техникой.
ВС указал, что потребитель может подать претензию по некачественному товару российским компаниям, которые выступили фактическими представителями иностранного производителя на российском рынке, или дочерним компаниям, если ими не разъяснен особый порядок рассмотрения жалоб.
В случае покупки большого количества технически сложных товаров на применение законов влияет цель покупки: если товар куплен для предпринимательских целей, к ситуации не применим закон о защите прав потребителей.
Судом утвержден подход, по которому пользователь услугами ЖКХ имеет право на компенсацию любого ущерба, причиненного их плохим качеством, в том числе в случае падения снега с крыши на машину жильца МКД.
ВС подтвердил правомерность расторжения договора купли-продажи при выявление производственных недостатков в автомобиле в течение 15 дней после передачи машины.
Покупатель может разорвать договор купли-продажи из-за недостатков товара после истечения 2-летнего срока или гарантии, если докажет, что недостатки появились до покупки. А при найденных недостатках в рамках гарантии не должен доказывать момент их появления.
В сумме неустойки и штрафа при возврате некачественного товара должна учитываться стоимость дополнительного оборудования, установленного на автомобиль по заказу потребителя.
Суд указал, что можно вернуть товар, если покупатель не мог им пользоваться более 30 дней в течение хотя бы одного года гарантии; не мог им пользоваться из-за неоднократных ремонтов; во ремонтов устранялись разные недостатки.