16 ноября 2018, пятница, 03:02
Facebook Twitter VK.com Telegram

14 сентября 2018, 13:21

На Ближнем Востоке пиво варили уже 13 тысяч лет назад

MaxPixel

Международная группа ученых из США, Китая, Израиля и Польши обнаружила, возможно, древнейшие следы приготовления людьми пива. Они найдены при исследовании памятников натуфийской культуры в пещере Ракефет на горе Кармель в Израиле.

Материалом для исследования послужили остатки каменных ступок, в которых, как выяснилось, хранились и перетирались зерна растений. Археологов интересовали сохранившиеся на камне фитолиты – микроскопические частицы кремния, содержащиеся в растительных клетках. У разных видов растений фитолиты имеют различную форму: в виде пластинок, шариков, крестиков, линз, колечек. Фитолиты сохраняются в почве после гибели растений, поэтому они позволяют ученым судить об изменения видового состава флоры в данной местности. Также фитолиты используют при изучении сельского хозяйства древности, уточняя время окультуривания различных растений.

Пещера Ракефет. Фото: Dani Nadel, University of Haifa

По фитолитам и зернам крахмала, сохранившимся на камнях, удалось определить, что обитатели пещер использовали различные дикорастущие виды проса, пшеницы и овса, а также семена бобовых и волокна льна. Причем некоторые зерна были подвергнуты ферментации. Ученые полагают, что в каменных ступках толкли солод – пророщенные зерна, необходимые для дальнейшего брожения пива. По словам исследователей, пиво могло использоваться в ходе различных ритуалов еще до перехода натуфийцев от собирательства к земледелию.

Исследование опубликовал Journal of Archaeological Sciences: Reports.