8 августа 1901 года родилась Нина Берберова, писатель-мемуарист
Личное дело
Нина Николаевна Берберова (1901 -1993) родилась в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье. Её дед, Иван Минасович Берберов, был известным врачом, получившим образование в Париже; отец, Николай Иванович, после окончания физико-математического факультета Московского университета работал в Министерстве финансов. Мать, потомственная дворянка, происходила из богатой семьи тверских помещиков Карауловых.
Гимназию Нина закончила в Петербурге. В 1919 году семья перебралась в Ростов-на-Дону - подальше от революционной смуты. Там Берберова поступила на историко-филологический факультет Донского университета. Но проучилась меньше двух лет и уже в 1920 году вернулась обратно в Петроград.
Там вступила в петроградский филиал Всероссийского союза поэтов. Занималась в студии «Звучащая раковина» Николая Гумилева, где познакомилась со своим будущим мужем - поэтом Владиславом Ходасевичем. Жила в ДИСКе - «Доме искусств», созданном в Петрограде в 1919 году Корнеем Чуковским под эгидой Максима Горького.
Первое стихотворение Берберовой было опубликовано в феврале 1922 года в журнале, изданном небольшим тиражом к первой годовщине литературной группы «Серапионовы братья».
В июне того же года со своим гражданским мужем Владиславом Ходасевичем Нина Берберова эмигрировала из Советской России.
До ноября 1923 года супруги жили в Германии, потом – в Чехословакии и Италии, а с 1925 года — в Париже. Там началась профессиональная деятельность Нины Берберовой. 17 лет она сотрудничала с ежедневной парижской газетой «Последние новости», где был опубликован цикл рассказов «Биянкурские праздники», печаталась во всех ведущих эмигрантских изданиях: три романа и пять повестей опубликованы в журнале «Современные записки».
В 1930 году Берберова выпустила роман из эмигрантской жизни «Последние и первые», спустя два года – роман «Повелительница», а в 1935 году – роман «Аккомпаниаторша». Написала документально-биографические исследования про композиторов Чайковского и Бородина. В 1947 году вышла книга Берберовой «Александр Блок и его время».
В 1932 году Берберова и Ходасевич разошлись, но продолжали оставаться добрыми друзьями вплоть до смерти поэта в 1939 году.
В 1936 году Нина Берберова официально вышла замуж за художника Николая Макеева, с которым до этого встречалась уже четыре года. Во время Второй мировой войны супруги оставались в оккупированном немцами Париже. В 1947 году они разошлись. П
После войны Берберова редактировала литературную страницу еженедельника «Русская мысль».
В 1950 году перебралась из Франции в США. Обосновавшись в Нью-Йорке, начала издавать альманах «Содружество», посвящённый русской интеллигенции. В 1954 году вышла замуж за пианиста и педагога Георгия Кочевицкого. Еще через пять лет получила американское гражданство.
С 1958 года Берберова преподавала русский язык в Йельском университете. С 1963 года вплоть до выхода на пенсию в 1971 году преподавала русскую литературу в Принстонском университете. После выхода на пенсию стала приглашенным лектором в Корнеллском, Колумбийском и Пенсильванском университетах, а также в университете Брин-Мора.
В 1969 году на английском языке вышла главная книга ее жизни – мемуары «Курсив мой: Автобиография» (в 1972 году – на русском). «Я пишу сагу о своей жизни. Эта книга — не воспоминания. Эта книга — история моей жизни, попытка рассказать эту жизнь и раскрыть ее смысл… А пишу я обыкновенным карандашом. Трансцендентное меня мало интересует», - говорила о ней Берберова.
В 1983 году, через почти тридцать лет брака, Берберова и Кочевицкий развелись.
В 1989 году Нина Берберова посетила Советский Союз, встречалась с литературной общественностью Москвы и Ленинграда. Сохранилась видеозапись одной из таких творческих встреч.
В 1991 году друзья и коллеги Берберовой по Йельскому университету отметили её 90-летие обедом в библиотеке Бейнеке. В том же году она переехала из Принстона, штат Нью-Джерси в Филадельфию.
В 1992 году французский режиссер Клод Миллер инсценировал роман Берберовой «Аккомпаниаторша», спровоцировав новую волну интереса к ее прозе тридцатых.
Нина Берберова умерла в Филадельфии 26 сентября 1993 года.
Чем знаменита
Нину Берберову называют «Мисс Серебряный век» и летописцем жизни русской эмиграции. Создательница знаменитой книги мемуаров «Курсив мой», которая вместила в себя почти весь XX век - и революцию, и гражданскую войну, и эмиграцию, и Вторую мировую. Хотя из-за субъективных оценок, данных Берберовой многим эмигрантам, эта книга вызвала резкую критику, при всей ее «пристрастности и фактографической сомнительности», по словам Дмитрия Быкова, ее «все чаще называют великой книгой».
Второе по значимости произведение Нины Берберовой — биографический роман «Железная женщина» — было опубликовано спустя 11 лет после «Курсива» в Нью-Йорке в 1981 году. Это журналистское исследование истории в форме биографического повествования о жизни пленительной авантюристки баронессы и графини, талантливой переводчицы, любовницы Максима Горького и невенчаной жене Герберта Уэллса — о «железной женщине» Марии Закревской -Будберг. В итоге получился портрет обуреваемой всеми страстями женщины, двойного агента секретных служб.
По мнению Дмитрия Быкова, именно с Берберовой (и русской революцией) связан последний взлет поэзии Владислава Ходасевича.
О чем надо знать
Нина Берберова стала последней любовью поэта Николая Гумилева. Именно ей посвящено его стихотворение «Я сам над собой насмеялся…», написанное летом 1921 года, когда юная поэтесса начала заниматься в его студии «Звучащая раковина».
Сама Берберова вспоминала, что 2 августа 1921 года после занятия в студии, Гумилев, когда все ушли, задержал ее и показал черную тетрадку. «"Сегодня ночью, я знаю, я напишу опять, - сказал он, - потому что мне со вчерашнего дня невыносимо грустно, так грустно, как давно не было". И он прочел стихи, написанные мне на первой странице этой тетради:
Я сам над собой насмеялся,
И сам я себя обманул,
Когда мог подумать, что в мире
Есть кто-нибудь, кроме тебя.
Лишь белая в белой одежде,
Как в пеплуме древних богинь,
Ты держишь хрустальную сферу
В прозрачных и тонких перстах.
А все океаны, все горы,
Архангелы, люди, цветы,
Они в глубине отразились
Прозрачных девических глаз
Как странно подумать, что в мире
Есть что-нибудь, кроме тебя,
Что сам я не только ночная
Бессонная песнь о тебе
Но свет у тебя за плечами,
Такой ослепительный свет.
Там длинные пламени реки,
Как два золотые крыла.
«Он говорил, что ему нынче тяжело быть одному, что мы опять пойдем есть пирожные в низок. И мы пошли, и вся его грусть в тот вечер, не знаю, каким путем, перешла в меня», - вспоминала Берберова.
Поэт проводил ее, растерянную, до дома, сказав на прощанье: «Пойду теперь писать стихи про вас».
На рассвете 3 августа Гумилева арестовали. В ночь на 26 августа он был расстрелян.
Примерно через месяц после ареста Николая Гумилева поэт Георгий Иванов нашел среди его бумаг черную клеенчатую тетрадь, в которой было записано всего одно стихотворение. Иванов напечатал его в последнем сборнике Цеха в 1923 году в Берлине.
Также Нина Берберова стала первой, кто положил цветы в гроб Блока.
«Панихида была назначена в пять часов, я пришла минут на десять раньше. <…> Лестница, дверь в квартиру полуоткрыта. Вхожу в темную переднюю, направо дверь в его кабинет. Вхожу. Кладу цветы на одеяло и отхожу в угол. И там долго стою и смотрю на него.
<…> Мариэтта Шагинян много лет спустя написала где-то об этих минутах: "Какая-то девушка принесла первые цветы". Замятин тоже упомянул об этом. Других цветов не было, и мои, вероятно, пролежали одни всю первую ночь у него в ногах», - вспоминала Берберова
Прямая речь
Все должно быть немного не в фокусе,
Говоря как бы: На-ко-ся, выкуси!
(эпиграф к диптиху «Ветреная Геба»)
За погибшую жизнь я хотела любить,
За погибшую жизнь полюбить невозможно.
Можно много забыть, можно много простить,
Но нельзя поклониться тому, что ничтожно.
Эта гордость моя не от легких удач,
Я за счастье покоя платила немало:
Ведь никто никогда не сказал мне «не плачь»,
И «прости» никому еще я не сказала.
(1933 год)
О себе: «Всю жизнь любила победителей больше побежденных и сильных более слабых. Теперь не люблю ни тех, ни других».
Поэт Дмитрий Быков о поэзии Нины Берберовой: «У Берберовой нет ахматовской королевственной позы, да и в жизни она ее избегала, хотя упорно и вдумчиво творила собственный миф; она, безусловно, человек XX века, для которого многие святыни относительны и надежды утрачены, — но ни отчаяния, ни громкой и жестокой радости разрушения в ее стихах нет. Это именно лирический дневник умного человека, смирившегося с неизбежным. Особо следует сказать об ее религиозной лирике, в которой отсутствие Бога и бессмертия декларируется с почти религиозным упорством. Может быть, если бы Лидия Гинзбург писала лирику, эта лирика была бы похожа на берберовскую».
4 факта о Нине Берберовой:
- По отцовской линии Берберова происходила из крымских армян, выведенных при Екатерине II из Крыма и основавших город Нахичевань-на-Дону (ныне — часть Ростова-на-Дону).
- В течение десяти лет – с 1958 по 1968 годы - Берберова была членом редколлегии литературного альманаха «Мосты», издававшегося в Мюнхене. Именно в Мюнхене вышло и первое издание ее книги «Курсив мой» на русском языке.
- Прах Нины Берберовой развеян в четырех местах: в Париже, в США — на территории Йельского и Принстонского университетов и над рекой Делавер в Филадельфии. Ее отец был армяно-григорианского вероисповедания.
- Именем Нины Берберовой названа площадь во французском городе Арль, на которой располагается издательство «Actes Sud», постоянным автором которого она была.
Материалы о Нине Берберовой:
Дмитрий Быков. Предисловие к книге «Нина Берберова "Немного………. не в фокусе…" Стихи 1921–1983»
Нина Берберова. «Курсив мой. Автобиография»
Нина Берберова: «Счастье женщины — быть бесконечно преданной и ласковой»