16 ноября 2018, пятница, 08:23
Facebook Twitter VK.com Telegram

Небольшие белковые молекулы превращают обычную пчелу в пчелу-убийцу

Apis mellifera scutellata

Биохимики выяснили, какие вещества в нервной системе обычно медоносной пчелы ответственны за превращение ее в так называемую «пчелу-убийцу». Согласно их исследованию, химические соединения, повышенная концентрация которых наблюдается у так называемой африканизированной пчелы (Apis mellifera scutellata), отличающейся повышенной агрессивностью, при введении в организм пчел менее агрессивных пород  наделяют и их таким свойством.

Африканизированные пчелы, получившие прозвище «пчелы-убийцы», это гибрид, возникший в Бразилии в 1950-х годах от скрещивания европейских медоносных пчел с их африканскими сородичами (A. m. adansonii). Создавший гибрид генетик и энтомолог Уоррик Керр (Warwick Estevam Kerr) полагал, что эти пчелы будут лучше европейских приспособлены к жаркому климату Бразилии. В 1957 году работник пасеки случайно выпустил гибридных пчел на волю. С тех пор они распространились по Бразилии, другим странам Латинской Америки, а к 1990 году достигли территории США и продолжают двигаться на север. Они крупнее обычной медоносной пчелы, устойчивы к неблагоприятным погодным условиям, быстрее размножаются и производят больше меда. Но также они отличаются повышенной агрессивностью. С момента появления этих пчел от их укусов погибло не менее тысячи человек.

Биохимик Марио Пальма (Mario Palma) из Университета штата Сан-Паулу и его коллеги провоцировали колонию африканизированных пчел на атаку кожаного мяча. Потом они собирали пчел, чьи жала застряли в мешке, а также тех, которые не покинули улей. При помощи специальной технологии они определяли, какие белки и в каких отделах нервной системы пчел присутствуют. В результате они сумели выделить несколько довольно простых нейропептидов, которые присутствовали у пчел, пошедших в атаку, и отсутствовали у пчел в улье. Если же спокойным пчелам данные нейропептиды вводились искусственно, то они также становились агрессивными.

Исследователи обнаружили данные белковые молекулы у других насекомых, у которых они отвечают за регуляцию питания и пищеварения, но в некоторых случаях, видимо, тоже ассоциируются с агрессивным поведением. Предварительные исследования Пальмы показывают, что африканизированные пчелы производят больше этих нейропептидов, чем другие медоносные пчелы. Ученые надеются, что в конечном итоге смогут использовать полученные данные для разработки способа защиты людей от пчел-убийц, возможно, с помощью аэрозоля или присоединенного к улью устройства, которое станет химическим «выключателем» агрессии.

Исследование опубликовал Journal of Proteome Research.