Австралийские дельфины узнают друзей по именам

Группа исследователей из Австралии, США, Швейцарии и Дании установила, что дельфины, обитающие в заливе Шарк (Западная Австралия), образуют группы численностью до полутора десятков особей и отличают членов своей группы от представителей конкурирующих групп по именам – индивидуальным сигналам каждого дельфина.

Наличие у дельфинов «индивидуальных позывных», которые можно назвать именами, было известно и ранее. Эти имена представляют собой характерный для каждого дельфина свист длительностью чуть менее секунды. В нынешнем исследовании авторов интересовало, изменяются ли сигналы дельфинов в группах со сложной иерархической структурой. В частности, вырабатывается ли у них какой-то общий сигнал, используемый всеми членами группы для различения своих и чужих.

В заливе Шарк обитают индийские афалины (Tursiops aduncus). Самцам этого вида свойственно объединяться в пары или тройки для совместного поиска самок. Но, по словам Стефани Кинг (Stephanie King) из Университета Западной Австралии, у афалин залива Шарк были открыты и более сложные социальные структуры. Пары и тройки самцов объединяются в группы по 10 – 14 дельфинов. Они помогают друг другу защищать самок от самцов из других групп или же сами пытаются отбить самок у конкурентов.

Исследователи ожидали, что подобно другим животных, у которых возникают подобные объединения, у дельфинов обнаружится общий звуковой сигнал – позывной, позволяющий узнавать членов своей группы. Такое явление наблюдается у некоторых птиц, летучих мышей, слонов и приматов. Однако, как показали исследования, дельфины залива Шарк пользуются каждый своим индивидуальным сигналом и прекрасно узнают своих друзей и соперников по их сигналам. Позывные не меняются в зависимости от того, используют ли их в общении самыми близкими товарищами или в более широком кругу. «Каждый самец сохраняет свой собственный, индивидуальный свист и отличает этим себя от членов своего альянса, даже если связи среди них очень крепки», – говорит профессор Микаэль Крютцен (Michael Krützen) из Цюрихского университета.

Исследование опубликовано в журнале Current Biology.