17 августа 2018, пятница, 12:48
Facebook Twitter VK.com Telegram

08 февраля 2018, 14:38

Жуки способны сбежать из желудка съевшей их жабы

Японская жаба (Bufo japonicus)

Синдзи Сугиура и Такуя Сато из Университета города Кобе обнаружили, что жуки-бомбардиры могут спастись из желудка проглотившей их жабы.

Под именем жуков-бомбардиров известны представители подсемейства Brachyninae семейства жужелиц. Эти небольшие жуки знамениты своим методом активной обороны. На заднем конце их брюшка есть две железы, из которых в момент опасности выделяются химические вещества: перекись водорода и гидрохинон. Они вступают в бурную химическую реакцию, в результате которой зловонная и горячая жидкость с громким звуком выбрасывается в сторону врага. Как правило, этого достаточно, чтобы нападающий обратился в бегство. Но что будет, если хищник окажется слишком быстрым, и жук будет съеден, не успев пустить в ход свое химическое оружие?

Это решили выяснить японские ученые. В их экспериментах участвовали два вида жаб: японская (Bufo japonicus) и речная (Bufo torrenticola) и представители местного вида жуков-бомбардиров (Pheropsophus jessoensis). Жабы, обнаружив в своем террариуме жука, стремительным, практически незаметным человеческому глазу движением языка захватывали его и отправляли себе в рот. Но спустя некоторое время внутри жабы происходил взрыв (настолько громкий, что исследователи слышали его снаружи), а затем ее тошнило и на свободу возвращался живой жук-бомбардир.

Побег из желудка удается жукам не всегда. По данным эксперимента, спастись смогли 34,8 % жертв японской жабы и 57,1 % жертв речной жабы. Синдзи Сугиура и Такуя Сато отмечают, что шансы на спасения оказались выше у более крупных жуков, видимо, потому, что они выделяют больше едкого вещества при взрыве. Чаще всего взрыв происходил в течение пятнадцати минут после съедения жука жабой, но иногда ожидание затягивалось вплоть до 88 минут, но потом жук все-таки приводил в действие свой заряд и обретал спасение. Чтобы проверить, насколько ключевым для освобождения жуков служит их способность “стрелять”, исследователи заставляли жуков разряжать свои железы, а лишь потом скармливали их жабам. Их этих жуков смогли спастись лишь 5 %.

Как жуки выдерживают действие желудочного сока жаба во время своего временного пленения, неясно. Авторы работы предполагают, что устойчивость к пищеварительным ферментам жабы выработалась у них в ходе эволюции.

Отчет об исследовании опубликован в журнале Biology Letters.