Российские власти обсуждают различные варианты урегулирования ситуаций, связанных с проблемами у авиаперевозчиков — как, например, кризис в компании «Вим-Авиа». Одним из возможных путей решения проблемы считают создание специального фонда помощи пассажирам, который будет пополняться, в частности, за счет роялти «Аэрофлота».
Как напоминают «Ведомости», с советских времен «Аэрофлот» продолжает собирать с иностранных авиакомпаний плату за использование ими российского воздушного пространства. Сохранение этой системы, от которой большинство стран отказались в рамках договора об открытом небе, вызывает множество нареканий — в том числе и из-за того, что сборы идут в бюджет самого авиаперевозчика, а не государства.
Так или иначе, транссибирские роялти «Аэрофлота» (за беспересадочные перелеты зарубежных авиакомпаний в Азию из Европы над Сибирью) теперь могут пустить на финансирование фонда помощи пассажирам разоряющихся или уже обанкротившихся отечественных авиакомпаний. Речь идет о единоразовом перечислении (или даже резервировании) 2 млрд рублей, которые и составят бюджет фонда. Он пока носит рабочее название «Авиапомощь».
О необходимости формирования такого фонда еще в конце сентября заявлял глава Росавиации Александр Нерадько. По его словам, даже десятирублевая страховая наценка на один продаваемый авиабилет позволит в итоге создать миллиардный резерв, достаточный для оказания помощи пассажирам одного крупного банкротящегося авиаперевозчика.
Однако впоследствии глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев на совместном брифинге с министром транспорта Максимом Соколовым заверил, что фонд будет финансироваться из внебюджетных источников и никоим образом не повлияет на стоимость авиабилетов.