22 октября 2017, воскресенье, 20:35
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Родственник сибирской язвы угрожает шимпанзе в Кот-д’Ивуаре

Шимпанзе

Исследователи сообщают, что бактериальная инфекция родственная сибирской язве, оказалась широко распространена в национальном парке Таи (Кот-д’Ивуар) и угрожает полностью уничтожить местную популяцию шимпанзе.

Впервые случаи смерти шимпанзе в лесу Таи от неизвестной болезни были замечены в 2001 году. Спустя пять лет Фабиан Лендерц (Fabian Leendertz) и его коллеги доказали, что виновником гибели обезьян была бактерия Bacillus cereus. В нынешнем исследования Лендерца и его соавторов сообщается, что данная инфекция ответственна за значительную долю всех смертей от млекопитающих в национальном парке, а шимпанзе леса Таи могут полностью исчезнуть из-за нее.

Изначально исследователи полагали, что гибель животных вызвана обычной формой сибирской язвы, которую вызывает бактерия Bacillus anthracis. Но данная болезнь несвойственна для тропических лесов. Затем у заболевших обезьян была выделена Bacillus cereus. Это распространенная почвенная бактерия, которая хотя и вызывает инфекцию, попадая с пищей в организм, но обычно не замечена в провоцировании эпидемических заболеваний. У Bacillus cereus национального парка Таи были обнаружены две дополнительные плазмиды – кольцевые молекулы ДНК, вероятно, позаимствованные у возбудителя сибирской язвы. В них содержится большинство генов, ответственных за патологические свойства Bacillus anthracis.

Лендерц и его команда исследовали образцы из костей и тел двадцати различных видов животных, собранных в национальном парке в течение почти 26 лет. Они обнаружили данный патоген в 81 из 204 тел и в 26 из 75 костных останков. От болезни умирали не только шимпанзе, но и шесть других видов обезьян, олени дукеры, мангусты и дикобразы. Ученые полагают, что бактерия несет ответственность примерно за 40% наблюдаемых смертей диких млекопитающих в парке. Опасный штамм бактерий ученые обнаружили не только в парке Таи, но также и в Камеруне, Центральноафриканской Республике и Демократической Республике Конго. Однако симптомы болезни, схожие с признаками сибирской язвы, были обнаружены только у 15 тел животных, у остальных штамм бактерии был выделен после генетического исследования. Возможно, эти животные были носителями бактерий, а умерли от других причин.

Компьютерная симуляция показала, что за следующие 150 лет инфекция может полностью уничтожить популяцию шимпанзе в парке, в которой на данный момент насчитывается около 400 обезьян. Поскольку вакцина от сибирской язвы эффективна и от данного штамма Bacillus cereus, Лендерц и его коллеги провели пробную вакцинацию около ста обезьян в 2012 и 2013 годах и сейчас следят за их состоянием. Однако вакцина дает защиту лишь примерно на год, поэтому шимпанзе требуются регулярные повторные вакцинации, а проводить их затруднительно.

Сейчас исследователи намерены изучить пути распространения патогена. Они надеются, что это позволит найти новые методы защиты от него.

Итоги исследования опубликованы в журнале Nature.