11 декабря 2017, понедельник, 03:06
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

У старых шимпанзе обнаружили признаки болезни Альцгеймера

Ученые обнаружили в мозге пожилых шимпанзе признаки болезни Альцгеймера. Пока неясно, проявляются ли у шимпанзе симптомы данной болезни или же, не смотря на характерные аномалии в мозге, они остаются невосприимчивыми к этой болезни. В любом случае, исследование позволяет предположить, что шимпанзе могут помочь ученым лучше понять болезнь и методы борьбы с ней, если проведение исследований на этих животных будет разрешено.

При болезни Альцгеймера в мозге человека появляются β-амилоидные бляшки, довольно крупные структуры из ставшего нерастворимым белка β-амилоида. Другим признаком болезни оказываются нейрофибриллярные клубки, состоящие из тау-белка. Обычно тау-белок участвует в образовании микротрубочек – важного элемента цитоплазматической структуры клеток. Но в данном случае к его молекулам присоединяется большое количество фосфатных групп. Из-за них белок переходит в нерастворимую форму, и его клубок остается прикрепленным к нейронам головного мозга. У многих приматов, в том числе макак-резус, бабуинов и горилл с возрастом в мозге тоже появляются β-амилоидные бляшки, однако нейрофибриллярные клубки у них отсутствуют или же отличаются от тех, что наблюдаются у людей.

В новом исследовании группа под руководством Мэри Энн Раганти (Mary Ann Raghanti) из Кентского университета в Огайо попытались найти признаки изменений белков в мозге у шимпанзе. С 2015 года в США запрещены любые инвазивные исследования на шимпанзе. Но благодаря недавно созданному центру, который собирает мозги шимпанзе, умерших в зоопарках или исследовательских центрах, ученые смогла исследовать мозг 20 шимпанзе возрастом от 37 до 62 лет. У 13 шимпанзе обнаружились β-амилоидные бляшки в неокротексе и гиппокампе, а у четырех – еще и нейрофибриллярные клубки. Ни про одну из умерших шимпанзе не сообщалось, что у нее отмечались когнитивные нарушения, схожие с симптомами болезни Альцгеймера. Правда, как отмечают ученые, специальных исследований когнитивных способностей этих шимпанзе не проводилось. Поэтому авторы работы не утверждают, что пожилые шимпанзе, подобно людям, страдают от болезни Альцгеймера, но уверены, что у шимпанзе можно обнаружить характерные для нее патологические изменения белков.

Ранее было известно об одном случае обнаружения амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков у шимпанзе, умершего от инсульта в возрасте 41 года. Трехлетние наблюдения 38 самок шимпанзе в возрасте старше 50 лет, проведенное Агнес Лакрез (Agnès Lacreuse) в Университете Массачусетса, показало, что у них нарастают ухудшения пространственной памяти. Но пока ни разу не было подтверждено наличие обоих типов нейродегенеративных изменений одновременно с когнитивными нарушениями у одного животного.

Работа ученых опубликована в журнале Neurobiology of Aging