28 мая 2018, понедельник, 08:16
Facebook Twitter VK.com Telegram

19 июня 2017, 00:01

Мемория. Виктор Пацаев

Виктор Иванович Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Пацаев, советский космонавт, член погибшего экипажа «Союз-11».

Личное дело

Виктор Иванович Пацаев (1933–1971) родился в городе Актюбинске (Казахстан) в русской семье. Его отец, Иван Пантелеевич, был служащим. Когда началась война, добровольцем ушёл на фронт и в октябре 1941 года погиб в боях под Москвой. Мать, Мария Сергеевна, осталась одна с двумя детьми. В 6 лет Виктор пошёл в школу. Первый класс окончил с похвальной грамотой. Спустя год после войны мать снова вышла замуж и семья переехала в дом отчима Ивана Ивановича Волкова, который после смерти жены остался с четырьмя детьми – Викторием, Анатолием, Геннадием и Эммой. В 1948 году семья перебралась в город Нестеров Калининградской области. Отчима Виктора поставили на должность начальника сберкассы, а Мария Сергеевна устроилась продавцом.

В 1950-м  Виктор Пацаев окончил школу и получил аттестат. После выпускного вечера он подал документы в Московский геологоразведочный институт на факультет аэрофотосъемки. Виктор успешно сдал все экзамены, но не набрал нужного количества баллов, и ему предложили перевестись в Пензенский индустриальный институт. В течение всего первого курса он не расставался со своей мечтой – снова перевестись в геологоразведочный, но в это время в его институте на факультете точной механики открылось отделение счетно-аналитических машин, и Виктор подал заявление в деканат о зачислении его на новое отделение.

В 1955-м окончил Пензенский индустриальный институт и был направлен на работу в Центральную аэрологическую обсерваторию Гидрометслужбы СССР. Участвовал в конструировании приборов для метеорологических ракет.

В 1958 году перешел на работу в КБ Королева. Работал в конструкторском отделе антенно-фидерных устройств. Через десять лет был принят в отряд космонавтов (Группа гражданских специалистов № 3).

В 1971-м совершил свой первый и последний полет в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». Экипаж, в состав которого входил Пацаев, стал первым экипажем на орбитальной станции «Салют-1».

Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунды. 30 июня 1971 при спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11». Экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

Виктор Пацаев стал одним из первых, кто отметил день рождения в космосе, и одним из первых, кто погиб при покорении космоса.

Также он был первым в мире астрономом, работавшим за пределами земной атмосферы. На орбите, в частности, он провел спектрографирование звезды Бета Центавра при помощи орбитальной обсерватории «Орион».

Виктор Пацаев

Пацаев любил не только читать, но и писать – в институте его статьи в газету «Молодой ленинец» получались настолько интересными, что его настоятельно приглашали заняться профессиональной журналистикой. Однако, у молодого специалиста были другие планы.

К середине 1960-х годов встал вопрос о подготовке к космическому полету гражданских инженеров. Это вызвало резкое недовольство военных – «гражданских» считали слабо подготовленными к нагрузкам. Тем не менее, решение о создании в отряде космонавтов группы гражданских специалистов было принято.

Сестра Виктора Галина: «Еще не летал в космос Юрий Гагарин, когда Виктор взял у родителей книгу "Путешествие на Луну" К.Э. Циолковского, а только начались космические полеты, как Виктор Иванович Пацаев понял, что хотел бы полететь в космос».

5 фактов о Викторе Пацаеве

• Заявление с просьбой о зачислении в отряд космонавтов подавали многие, но Виктор Пацаев оказался в числе тех немногих, кто смог пройти все жесткие медицинские тесты.
  • Пацаев был «дублером» Валерия Кубасова, у которого врачи обнаружили затемнение в легком. Государственная комиссия всего за несколько часов до старта – беспрецедентный случай в истории отечественной космонавтики – приняла решение заменить основной экипаж на дублеров. Командир основного экипажа Алексей Леонов был против, предлагая заменить Валерия Кубасова в основном экипаже на Владислава Волкова, однако с этим были не согласны ни сам Волков, ни его товарищи. В итоге экипаж дробить не стали, опасаясь психологических проблем. Таким образом, неожиданно для себя, Виктор Пацаев 6 июня 1971 года отправился в космос на «Союзе-11».
  • Расследование катастрофы показало, что на высоте 170 километров  при разделении отсеков спускаемого корабля  произошло несанкционированное открытие воздушного клапана, результатом чего стала разгерметизация – всего через несколько десятков секунд давление в спускаемом аппарате упало до нуля. Пацаев, Волков и Добровольский попытались устранить неисправность, но времени у них не было – через 20–30 секунд они потеряли сознание в результате резкой декомпрессии, а еще через пару минут их сердца перестали биться.
  • Начиная с кораблей серии «Восход» советские космонавты не использовали скафандры – инженеры были убеждены, что разгерметизация практически невозможна и «в космос можно летать даже в трусиках». После гибели экипажа «Союза-11» космонавты вновь надели скафандры.
  • Виктор Пацаев, Георгий Добровольский и Владислав Волков были похоронены в Кремлевской стене. Пацаеву и его товарищам посмертно были присвоены звания Героев Советского Союза.
  • В 1973 году на месте приземления «Союза-11» по постановлению Совета министров СССР был установлен памятный знак, на данный момент уничтоженный вандалами.

Материалы о Викторе Пацаеве