12 декабря 2017, вторник, 22:32
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Радиоуглеродный метод уточнил время окультуривания риса

Дикий рис
United States Fish and Wildlife Service

Радиоуглеродное датирование позволило ученым установить, что рис начали выращивать более девяти тысяч лет назад. Ранее молекулярно-генетические методы давали разброс дат этого события от 8200 до 13500 лет назад.

На то, чтобы считаться изначальным местом одомашнивания риса, претендуют два района Китая: долины рек Чжунцзян и Янцзы. Исследование 2008 года, основанное на анализе однонуклеотидных полиморфизмов, заставило большинство ученых склониться ко второму варианту.

Нынешнее исследование провела группа ученых под руководством профессора Лу Хоуюаня из Институте геологии и геофизики Китайской академии наук. Авторы работы использовали найденные при раскопках в Шаншане, в низовьях Янцзы, фитолиты –микроскопические частицы кремния, содержащиеся в растительных клетках. По форме фитолитов можно определить вид растения. В отличие от мягких тканей растения, фитолиты долго сохраняются в грунте и часто используются учеными, чтобы определить, как изменился состав растений местности за века и даже за тысячелетия.

Лу Хоуюань и его коллеги воспользовались тем, что при образовании фитолитов в них может попасть некоторое количество углерода, захваченного растением из атмосферы при фотосинтезе. Следовательно, этот углерод можно использовать для датирования образцов, измеряя содержание в нем изотопа углерода-14.

В итоге ученые установили, что наиболее ранний образец фитолита имеет возраст 9417 –9134 лет, а более поздний – 8175 – 8012 лет. Датировка позволила уточнить и время возникновения поселения в Шаншане. Так как ранний фитолит был обнаружен в между седьмым и восьмым уровнями культурного слоя, люди появились там около 10 тысяч лет назад. Авторы работы отмечают, что примерно 9500 лет назад в Восточной Азии произошел значительное усиление муссонных ветров. Местность благодаря этому стала более влажной, что могло способствовать выращиванию риса.

Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy.