19 октября 2017, четверг, 17:44
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Светящиеся бактерии помогут искать мины

Свечение колоний бактерий в начале эксперимента и спустя 22 часа. Буквами отмечены места расположения мин
Nature.com

Группа ученых из Еврейского университета в Иерусалиме тестирует систему поиска мин, в которой применяются флуоресцирующие бактерии и лазеры.

По последним оценкам, на территории примерно 70 стран мира сейчас находится не менее 100 миллионов наземных мин, оставшихся после военных конфликтов. Около 20 тысяч человек в год гибнет от этих мин. Работы по разминированию трудоемки и дорогостоящи.

Созданные в Еврейском университете Иерусалима генетически модифицированные бактерии способны испускать флуоресцентный сигнал, находясь рядом с минами. Детектором этого сигнала служит лазер.

Действие системы основано на реакции бактерий на химические вещества, выделяемые в малых количествах минами. Бактерии, помещенные в полимерные гранулы, разбрасываются по минному полю, а их флуоресценция затем обнаруживается с помощью лазерной системы, которую можно установить в транспортном средстве, включая беспилотные летательные аппараты. Система была успешно протестирована на реальных минных полях, сканируя землю со скоростью около 18 сантиметров в секунду. Разработчики рассчитывают еще улучшить этот показатель.

«Наши полевые данные показывают, что инженерные биосенсоры могут быть полезны в системе обнаружения мин, – говорит профессор Шимшон Белкин, возглавлявший эксперимент. – Для того чтобы технология стала возможной, необходимо преодолеть несколько проблем, таких как повышение чувствительности и стабильности сенсорных бактерий, повышение скорости сканирования для покрытия больших площадей и создание более компактного сканирующего устройства, чтобы его можно было использовать на борту беспилотного самолета».

Три года назад Белкин и его коллеги получили побочный продукт своих экспериментов – модифицированные бактерии, пригодные для распознавания загрязняющих примесей в воде.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Biotechnology.