11 декабря 2017, понедельник, 16:08
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Вулкан на Марсе последний раз извергался 50 миллионов лет назад

Вулкан Арсия
NASA/JPL/USGS

Согласно новому исследованию, последнее извержение вулкана Арсия на Марсе произошло примерно 50 миллионов лет назад. В период своей активности вулкан производил новый поток лавы каждые 1 – 3 миллиона лет.

Диаметр этого вулкана составляет 435 километров, высота – почти 20 километров, а размер его кальдеры – 110 километров. Арсия входит в состав вулканического нагорья Фарсида (Тарсис) вместе с другими потухшими вулканами Марса: горой Павлина, Аскрийской горой и знаменитым Олимпом. По размеру Арсия уступает только Олимпу.

Внутри кальдеры Арсии были обнаружены 29 вулканических жерл. До сих пор ученые затруднялись определить, когда завершилась вулканическая активность Арсии.

Новые возможности открылись после получения снимков высокого разрешения, сделанных аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter. Джейкоб Ричардсон (Jacob Richardson) из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА и его коллеги смогли нанести на карту границы лавовых потоков каждого из 29 жерл и определить их стратиграфию. Для оценки возраста потоков они посчитали количество в них кратеров диаметром не менее ста метров. Затем собранные данные были объединены в компьютерной модели, которая показала постепенное развитие вулкана.

Как установили ученые, самые старые лавовые потоки возникли около 200 миллионов лет назад, а самый молодые от 10 до 90 миллионов, наиболее вероятно – 50 миллионов лет назад. Более точное определение времени вулканической активности на Марсе поможет, как рассчитывают исследователи, лучше понять историю и внутреннюю структуру планеты.

Исследование опубликовано в журнале Earth and Planetary Science Letters.