28 марта 2024, четверг, 12:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Эксперт Сергей Романчук: Для дальнейшего роста России необходимы современные институты

Сергей Романчук
Сергей Романчук

Без институциональных изменений России не добиться дальнейшего экономического роста, ее проблем не решить путем манипуляциями с денежно-кредитной политикой. Такое мнение высказал руководитель операций на валютном и денежном рынке АКБ «Металлинвестбанк», президент ACI Russia Сергей Романчук. Перевод его выводов на немецкий был опубликован немецким интернет-изданием Russia Beyond the Headlines RBTH.Com, оригинал под названием "Аспирин не поможет", размещен на личной странице в социальной сети Facebook. Воспроизводится с согласия автора.

«За 25 лет Россия построила пусть и кособокую, но рыночную экономику. Реформы 90-х и начала 2000-х вкупе с благоприятной конъюнктурой принесли свои плоды. Для дальнейшего роста необходимо совершить качественный скачок, преодолев ловушку среднего дохода и построив современные институты. К большому сожалению, в этой части страна демонстрировала достижения только в отдельных областях, проигрывая в главном: создании условий для образования широкого класса собственников и развития конкурентной среды. Вместо этого экономика стала еще больше зависеть от нефтегазовых доходов и перераспределения сырьевой ренты, а государственный аппарат насилия вместо защиты прав собственности и утверждения законности перестроился на режим сохранения личной власти в ущерб экономическому развитию.

Попытка решить проблемы манипуляциями с денежно-кредитной политикой и намерением создать «экономическую базу» для последующей политической либерализации и развитию институтов скорее всего обречена на провал, если диагностика заболевания произведена неверно: да, у больного заметна высокая температура, но если она – следствие ВИЧ или рака, то вряд ли ему поможет аспирин.

По замыслу разработчиков программы Банк России должен "обеспечить новые инвестиционные проекты, развитие малых и средних предприятий доступным, под низкую ставку, долгосрочным кредитным капиталом, реализовать российский вариант политики «количественного смягчения», направленной на рефинансирование ЦБ кредитов коммерческих банков и Институтов развития в рамках системы проектного финансирования". То, что недостаточная насыщенность российской экономики деньгами является главной причиной стагнации, является спорным. Десятки и, в некоторые годы, сотни миллиардов долларов оттока капитала, служат иллюстрацией того, что российская экономика генерирует деньги. Проблема в том, как сделать привлекательным их размещение внутри страны.

Отказаться от тагетирования инфляции в пользу таргетирования экономического роста означает смириться с высокой инфляцией и ожидать, что в результате накачки экономики с помощью субсидирования ставки для некоторых предприятий относительно рыночной возникнет качественный экономический рост. Однако именно высокая инфляция задает высокий уровень требуемой доходности для новых инвестиционных проектов, и создает неопределенность, мешающую экономическим агентам принимать решения. Иначе, чем снизив риски инвестирования в РФ, ставки не снизить.

Предложения программы "Экономики роста" включают в себя одновременное управление и процентными ставками и курсом за счет ввода ограничений на операции на валютном рынке и движения капитала. Предложенные ограничения названы «мягкими», что является всего лишь оценкой: деньги пугливы, и даже самые мягкие ограничения способны приводить к жестким последствиям, ведь важен принцип.

Все развитые экономики практикуют именно такую ДКП – тагетирования инфляции через управление ставками с плавающим валютным курсом, и разворот на этом пути по причине очевидного локального кризиса связанного с неудачной мировой конъюнктурой товарных рынков и вредных для экономики собственных политических решений выглядит опасным метанием. К чему они привели, можно увидеть на совсем недавних примерах Бразилии, Белоруссии, Венесуэлы.

Безусловно, высокая волатильность валютного курса является проблемой и вносит свой вклад в инфляцию и с ней необходимо бороться, но не путем запретов. Банк России сделал некоторое количество тактических ошибок во время фазы быстрого изменения цен на рынках, однако у выбранного пути нет альтернатив в средне и долгосрочном периоде. ЦБ мог бы активнее использовать валютные интервенции для сглаживания колебаний, не допуская движений курса на десятки процентов в день (помогая преодолевать тем самым «сбои рынка»), но в долгосрочном плане для уменьшения изменчивости курса более важным является общее финансовое и экономическое развитие страны, строгая бюджетная политика, устойчивость банковской системы, обеспечивающие долгосрочное доверие к рублю как средству сбережений.

ЦБ работает с тем арсеналом средств, которым располагает, и вынужден приспосабливаться к политическим решениям Президента и Правительства в рамках собственного инструментария. Например, ЦБ проводит более жесткую политику, не понижая ключевую ставку, в ответ на траты рублей из резервных фондов Правительства, которые увеличивают доступную банкам ликвидность и ведут к структурному профициту ликвидности (когда коммерческие банки все вместе больше размещают в ЦБ, чем берут). В то же время, если расходы бюджета будут уменьшены, это откроет возможность ЦБ проводить более мягкую политику и активнее снижать ставки, не увеличивая при этом инфляционные и девальвационные риски.

В целом "Экономика роста" выглядит попыткой вернуться назад в прошлое с точки зрения денежно-кредитной политики и регулирования рынка, добиться поддержки некоторых за счет всех. Предложенные механизмы скорее всего не смогут привести к более эффективному распределению ресурсов для экономического развития и привлечь дополнительные инвестиции, в то время как совершенно определённо подвергнут риску финансовую стабильность», – считает Сергей Романчук.

Дискуссия о том, какие именно меры следует принять, чтобы обеспечить возможность экономического роста, продолжаются в России не первый месяц. Сразу три принципиально различающихся концепции по этому вопросу были представлены на заседании президиума Экономического совета при президенте России 25 мая. 

По итогам заседания президент России Владимир Путин не сделал формальных заявлений, однако факт назначения Алексея Кудрина руководителем рабочей группы Экономического совета дал основания считать, что итоговая концепция будет готовиться под его руководством.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.