29 марта 2024, пятница, 18:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 апреля 2016, 17:20

Эксперт Вадим Новиков: План реформы контрольно-надзорной деятельности – каша из топора

Вадим Новиков
Вадим Новиков
Наташа Четверикова/Полит.ру

Разработанный экспертами к настоящему моменту план  по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности пока не может дать значимого эффекта. Такое мнение в беседе с «Полит.ру» высказал старший научный сотрудник Академии народного хозяйства (РАНХиГС) при президенте России Вадим Новиков, комментируя публикации о разработке «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности (КНД).

«План по реформе контрольно-надзорной деятельности, который приняло правительство, – вещь нужная, его обязательно необходимо реализовывать. Но при этом надо иметь в виду, что этот план пока что является "кашей из топора". То есть он предлагает мероприятия, которые сами по себе едва ли могут дать значимый эффект и облегчить жизнь бизнесу.

Напомню, речь о том, что тщательность и частота проверок предприятия должна зависеть от степени его опасности. Идея абсолютно здравая и по сути отражает правила рациональной деятельности. Ресурсы любого контролирующего органа ограниченны, и их нужно направлять туда, где они с наибольшей вероятностью принесут пользу. Это либо объекты, где особенно вероятно возникновение проблем, либо объекты, где возникновение проблемы повлечет особенно серьезные последствия. Ну, и, конечно, надо проверять места, где эти условия сочетаются, где велики и вероятность возникновения опасности, и масштаб возможного ущерба.

С этим спорить невозможно. Тем не менее, есть несколько поводов для серьезного скепсиса и сомнений. Сейчас эта реформа проводится как нечто технократическое, исключительно экспертное. Однако даже в нашей стране общественное мнение имеет определенное значение, и то, что по поводу этой реформы не уговаривали население, не убеждали людей, рано или поздно скажется на ее возможностях. В тот момент, когда у нас затонет какой-то очередной корабль, загорится очередной ночной клуб или обрушится какой-то аквапарк, люди непременно спросят, почему эти объекты не контролировались и не проверялись так тщательно, как требовалось. И в этой ситуации ссылка на формальную классификацию объектов по опасности едва ли сможет устоять перед осуждением конкретного яркого случая.

Скорее всего, столкнувшись с таким случаем, начальство ответит привычным образом - командой ужесточить контроль, проверки, определенные требования. Это изменение здравое, но, скорее всего, неустойчивое. Устойчивое изменение в этом может дать только смена идеологии, убежденность людей в том, что именно такой подход необходим, что нужно поступиться увеличением риска в одних местах для того, чтобы предотвратить еще большие опасности в других случаях. Пока мы говорим "про все хорошее", то есть хорошо ли, чтобы меньше проверяли бизнесменов, хорошо ли, чтобы меньше дергали их, конечно же, все с этим соглашаются. А нужно принять определенную цену подхода, и такой разговор публично не проводился, так что рано или поздно это породит проблему.

Вторая вещь, которой здесь, с моей точки зрения не хватает, это вот что. План говорит о контроле, о проверках. Но вообще-то, когда речь идет об объектах с очень малой степенью опасности, вроде знаменитого ателье, где было несколько швей, и они нарушили какое-то правило, касающееся учета хлопковой пыли, то видно, что на самом деле проблема может быть вовсе не в том, как часто предприятие проверяют. А в том, что к такому ателье в принципе, независимо от проверок, просто не должны применяться подобного рода требования.

То есть дело не в том, что кого-то нужно проверять реже, а в том, что нужно как можно больше людей вообще оставить в покое. То есть проблема не в проверяющих, а в законодательстве, вводящем требования безопасности по отношению к деятельности, которая и так безопасна по существу. 

Таким образом, план, который разработали эксперты, правильный. Ограниченный масштаб улучшений – это не причина для того, чтобы от него отказываться. Но чтобы эти изменения были по-настоящему эффективными, необходимо обсуждать их с обществом и говорить не только об узкой сфере, о проверках, но и вообще о контроле государства над экономикой», – сказал Вадим Новиков.

О том, что кабмин одобрил план мероприятий по КНД на ближайшие два года, сообщила 6 апреля газета «Коммерсантъ». По ее данным, уже в этом месяце госорганы займутся отбором видов государственного контроля для внедрения риск-ориентированного подхода при проведении проверок.

До июня ведомства должны внести в правительство законопроект о госконтроле, а до конца июня – разработать предложения по сокращению числа контрольно-надзорных ведомств.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.