28 марта 2024, четверг, 13:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 марта 2016, 01:41

Мемория. Михаил Врубель

Михаил Врубель. Автопортрет с жемчужной раковиной (фрагмент). 1905 год
Михаил Врубель. Автопортрет с жемчужной раковиной (фрагмент). 1905 год

17 (5) марта 1856 года родился художник Михаил Врубель.

Личное дело

 
Михаил Врубель. Автопортрет. 1885. 

Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) родился в Омске. Его отец, в прошлом строевой офицер и участник Крымской войны, служил военным юристом. Из-за этого семья часто переезжала: они жили в Харькове, в Петербурге, в Саратове, снова в Петербурге и, наконец, в Одессе, где в 1874 году Михаил Врубель окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию. Талант к рисованию мальчик проявлял с детства. Отец одобрял склонность сына к живописи. Когда семья жила в Петербурге, он водил его в школу Общества поощрения художеств, а в Одессе Михаил учился в рисовальной школе Общества изящных искусств. Но отец полагал, что профессия должна приносить пользу обществу, поэтому по его совету Михаил Врубель поступил на юридический факультет Петербургского университета. Одновременно он занимался в вечерних классах Академии художеств. Окончив университет и отбыв краткую военную повинность, Врубель все-таки стал учиться в Академии художеств. Занимался в мастерских Павла Чистякова и Ильи Репина.

В 1894 году Врубель отправился в Киев, куда по рекомендации Чистякова его пригласил искусствовед Адриан Прахов для участия в реставрации Кирилловской церкви. В Киеве художник провел шесть лет, изучая под руководством Прахова византийскую живопись и работая над росписями сначала Кирилловской церкви, а потом и Владимирского собора. Однако эскизы росписей Владимирского собора остались нереализованными, так как по мнению Прахова и церковных властей стиль живописи Врубеля не соответствовал требования к росписи православного собора, которая должны была быть выдержанной в византийском стиле. По мнению Прахова, для работ Врубеля следовало бы выстроить отдельный храм.

С осени 1884 по весну 1885 году Врубель совершил поездку в Венецию.

В сентябре 1889 года Врубель приехал в Москву, где поселился в мастерской Константина Коровина на Долгоруковской улице. Вскоре он познакомился с известным меценатом Саввой Мамонтовым. В 1891 году Михаил Врубель написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений М. Ю. Лермонтова. Большая часть работ относилась к поэме Лермонтова «Демон», в том числе и знаменитый «Демон сидящий», эскиз которого был создан в 1890 году. В 1896 Мамонтов, занимавшийся художественным оформлением Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно. Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», которые комиссия Академии художеств отвергла. Тогда Мамонтов заплатил художнику за оба панно 5000 рублей из личных средств и соорудил отдельный павильон, где выставил работы Врубеля. Над входом Мамонтов велел повесить вывеску «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». В том же году Врубель женился на оперной певице Надежде Забеле.

Последующие пять лет оказались самыми плодотворными в жизни художника. В эти годы были написаны такие картины, как «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Надежда Забела выступала в частной опере Мамонтова, что побудило Врубеля заняться театральной живописью и разработкой костюмов. Врубель участвует в выставках «Мира искусства», венского «Сецессиона», «Группы 36-и». Он продолжает работы в области керамики, начатые еще в 1890 году в мастерской имения Абрамцево, куда его пригласил Мамонтов. В 1900 году за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» Врубель получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. 1 сентября 1901 года у него родился сын Савва.

С октября 1901 года у Врубеля появляются первые признаки расстройства психики. У него усиливается депрессия, одновременно художник неустанно работает над картиной «Демон поверженный». К началу 1902 года состояние Врубеля ухудшилось. Психиатр Василий Бехтерев определил у художника прогрессивный паралич (в современной терминологии – нейросифилис, Врубель болел сифилисом еще в 1892 году). В апреле художника поместили в частную клинику с приступом острого психического расстройства. В ноябре 1902 года Бенуа и Дягилев организовали выставку 36 работ Врубеля, которая стала переломной в отношении публики к творчеству художника.

Дальнейшая жизнь Врубеля стала чередой периодов улучшения его состояния и возвращений болезни, когда он вновь становился пациентом клиник. В мае 1903 года умер его сын Савва, что спровоцировало очередной этап болезни. Врубель сам сказал родным: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот». Когда болезнь отступала, художник продолжал интенсивно работать. В начале 1906 года он полностью ослеп.

Умер Михаил Врубель 1 апреля (14 апреля по новому стилю) 1910 года в клинике Адольфа Бари в Петербурге.

 

Чем знаменит

Выдающийся художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Работал во множестве жанров: станковая живопись, монументальная роспись, рисунок, скульптура, декоративная керамика, оформление театральных постановок, прикладной дизайн. В творчестве Врубеля можно увидеть истоки будущих произведений Шагала, Филонова, Ларионова, Гончаровой, немецких художников-экспрессионистов.

 

О чем надо знать

Источником вдохновения для работы Врубеля «Принцесса Греза» стала пьеса Эдмона Ростана, впервые поставленная в России  в 1896 году. В пьесе принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи и песни. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие, чтобы встретиться со своей мечтой. Когда корабль находится в открытом море, принц последние мгновения жизни поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде, и происходит чудо – прекрасная принцесса склоняется к его изголовью. На картине Врубеля принц Жоффруа изображен с лирой в руках, над ним склонилась Мелисанда, у мачты корабля стоит его друг, рыцарь и поэт Бертран. Справа изображены пираты, потрясенные силой любви принца. По замыслу Врубеля «Принцесса Греза» должна была выражать «общую всем художникам мечту о прекрасном».

Холст с изображением «Принцессы Грезы» был обнаружен в 1956 году среди старых декораций Большого театра. Видимо, он попал туда из оперы Саввы Мамонтова после его банкротства. Высота холста в самой высокой точке полукруга – 7,5 метра, длина – 14 метров, площадь – 94 квадратных метра. Около тридцати лет свернутый холст хранился в здании храма святого Николая в Толмачах, принадлежащем Третьяковской галерее. В 1987 году в здании галереи на Крымском валу была начата реставрация холста, так как только там нашлось помещение достаточной площади, чтобы вместить полотно в раскатанном виде. При реконструкции Третьяковской галереи для «Принцессы Грезы» был специально спроектирован зал, для чего перекрыли один из внутренних двориков. Зал был открыт в 1996 году, в год столетия картины.

 

Прямая речь

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а "демоническое" – полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Михаил Врубель

«Вот отворилась дверь, и вошел Врубель. Вошел неверной, тяжелой походкой, как бы волоча ноги. Правду сказать, я ужаснулся, увидя Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза – как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! <…> В жизни во всех движениях Врубеля было заметно явное расстройство. Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нем всё. Человек умирал, разрушался, мастер – продолжал жить. В течение первого сеанса начальный набросок был закончен. Я очень жалею, что никто не догадался тогда же снять фотографию с этого черного рисунка. Он был едва ли не замечательнее по силе исполнения, по экспрессии лица, по сходству, чем позднейший портрет, раскрашенный цветными карандашами».

Николай Рябушинский (1905)

«На четвертой выставке "Мира искусства", к сожалению, уже тогда, когда настоящие страницы были сверстаны, появилась поразительная картина Врубеля "Демон", вообще одно из самых замечательных произведений последней четверти века. В этой картине с полной ясностью обнаружились как колоссальное дарование мастера, так и его слабые стороны. Врубель долго мучился над этим произведением, долго боролся при его создании с самим собой, со своей фантазией, со своим вкусом. Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу. С гениальной легкостью Врубель создал свою симфонию траурных лиловых, звучно-синих и мрачно-красных тонов. Вся павлиная красота, вся царственная пышность демонического облачения была найдена, но оставалось найти самого демона. Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но не видя ясно, облик сатаны. Сначала он представился ему каким-то изможденным, гадким и все же соблазнительным змеем; в его глазах, в отвратительно выгнутой шее чувствовалось что-то раздавленное, но ползучее и живучее, живучее "на зло". К сожалению, рисунок первой версии был безобразен, и Врубель не решился его так оставить. Он принялся исправлять, и мало-помалу из кошмарного слизня его Демон превратился в несколько театрального, патетического падшего ангела. Но Врубель и на этом не остановился и все продолжал менять и менять, усиливать и усиливать выражение, пока не впал в шарж, во что-то карикатурное и дикое, в нехорошем смысле этого слова. Тем не менее и до сих пор есть большая таинственно чарующая прелесть в этой картине. Демон очеловечился, Врубель подошел к границе банальности (при этом ошибки, вернее, невероятности рисунка стали заметнее), но не перешел ее. Испортил, но не погубил своего создания. Но по своей фантастичности, по своей зловещей и волшебной гамме красок эта картина несомненно одно из самых поэтичных, истинно поэтичных произведений в русской живописи».

Александр Бенуа

«Врубель имел обыкновение писать глаза самыми последними, после того как остальное уже написано и отделано. Многие мемуаристы вспоминали об этой своеобразной манере Врубеля - оставлять отделку глаз напоследок. Например, Н.Мурашко рассказывал, как Врубель в Венеции работал над заказанным ему иконостасом: "Его Христос, будучи вполне натушеван, так сказать, вылеплен силою разнообразных и тонких полутонов, был без зрачков. Глаз был обработан как у мраморной статуи... Богоматерь точно так же смотрела слепой". Некоторые незаконченные портретные рисунки (портрет Серова, например) так и остались со слепым глазным яблоком без зрачка. На вопросы Врубель обычно отвечал, что навести зрачок нетрудно, а откладывает он его потому, что зрачок мешает ему сосредоточиться на форме глаза и как следует ее вылепить. Объяснение простое, но за ним кроется что-то сверх того, что художник, может быть, не находил нужным договаривать. Взгляд животворит лицо, он - зеркало души. Если вообразить себе библейское сотворение человека как нечто реальное, то можно представить, что глаза Адама открылись только тогда, когда творец вдохнул душу в его уже вылепленное тело. И в сказках, чтобы воскресить убитого, его сначала сбрызгивают мертвой водой, от которой срастаются части тела, а потом живой водой - тогда он вздыхает и открывает глаза. Врубель действовал так же. Взоры его персонажей, напряженные, гипнотические, должны вспыхнуть после того, как тело уже готово для жизни,- не раньше. Иначе пристально глядящие глаза действительно мешали бы художнику спокойно работать над формами лица и тела - человек "ожил" бы прежде времени. Врубель оставлял напоследок такую деталь, как глядящий зрачок, не потому, что не придавал ей большого значения, а как раз потому, что она была слишком важной. Поставлена одна завершающая точка - и мертвое тело одухотворено».

Дмитриева Н. А. «Врубель»

12 фактов о Михаиле Врубеле

  • Фамилия художника имеет польское происхождение и в переводе означает «воробей».
  • В девять лет Михаил Врубель по памяти копировал работы Микеланджело.
  • Врубель крайне негативно отзывался о картине своего учителя Репина «Крестный ход в Курской губернии». Он писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь ее невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развернутым печатным листом».
  • В Академии художеств Врубель получил прозвище Фортуни за увлечение творчеством испанского художника-ориенталиста Мариано Фортуни.
  • Очевидцы утверждают, что находившийся в психиатрической больнице Врубель цитировал наизусть «Илиаду» по-гречески, «Гамлета» по-английски, и «Фауста» по-немецки. Прекрасное знание латинского и греческого языков, которое Врубель получил в гимназии, позволило ему в студенческие годы зарабатывать репетиторством.
  • Картину «Царевна-Лебедь» Врубель написал после того, как его жена Надежда Забела исполнила главную партию в одноименной опере Римского-Корсакова.
  • Серию резко критических статей о творчестве Врубеля в 1896 году опубликовал Максим Горький. Владимир Стасов называл демонов «ужасающими образцами непозволительного и отталкивающего декадентства».
  • В парижском Салоне 1906 года один из залов был посвящен работа Врубеля. Там с творчеством художника познакомился молодой Пабло Пикассо, позднее признававший, что из русских художников только Врубель оказал на него влияние.
  • Считается, что моделью для скульптурной работы Врубеля «Голова египтянки» послужила Вера Мамонтова.
  • Майоликовое панно «Принцесса Греза», исполненное по картине Михаила Врубеля, украшает главный фасад московской гостиницы «Метрополь».
  • Валерий Брюсов посвятил Врубелю стихотворение.
  • В 1920-е годы душевнобольной посетитель Русского музея разбил вдребезги скульптурную «Голову демона» работы Врубеля. Известный реставратор Игорь Крестовский применил собственную оригинальную методику расчета местонахождения на полу мелких фрагментов этой скульптуры, создав топографическую картограмму осколков, после чего постепенно собрал их и склеил.

 

Материалы о Михаиле Врубеле

Статья о Михаиле Врубеле в русской Википедии

Михаил Врубель в энциклопедии Artonline

Михаил Врубель в энциклопедии «Кругосвет»

Михаил Врубель в проекте «Хронос»

Сайт, посвященный Михаилу Врубелю

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.