28 марта 2024, четверг, 15:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 февраля 2016, 02:10

Мемория. Питирим Сорокин

Сорокин Питирим
Сорокин Питирим

4 февраля 1889 года родился Питирим Сорокин, социолог и культуролог

Личное дело

Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) родился 23 января (4 февраля) 1889 года в селе Турья  Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Княжпогостский район, Республика Коми) в семье «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон», как говорилось в свидетельстве об образовании, Александра Прокопьевича Сорокина. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, коми-зырянка по национальности, скончалась, когда ему было пять лет. Из-за алкоголизма отца Питирим и его старший брат Василий вскоре оставили его и самостоятельно занялись росписью церквей и изготовлением окладов.

2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием второклассную школу в селе Гам и продолжил учебу в церковно-учительской духовной семинарии деревни Хреново Костромской губернии.

В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и ведет активную агитационно-пропагандистскую деятельность. В декабре этого же года он был арестован полицией, осужден и заключен в тюрьму города Кинешма. Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции, из-под которого сбежал в Иваново-Вознесенск. Осенью 1907 года из-за отсутствия каких-либо перспектив хорошей работы или учебы в родных местах Питирим перебирается в Санкт-Петербург, где устраивается репетитором и начинает готовиться к поступлению в университет, что было на тот момент его главной жизненной целью. Ему было необходимо сдать экзамен на аттестат зрелости за восемь классов гимназии, включающий некоторые дополнительные знания – их требовали от экстернов, не имеющих классического образования. Знаний для сдачи такого экзамена Питириму не хватало, и он решил поступить на Черняевские курсы, для чего воспользоваться протекцией своего земляка  профессора Каллистрата Жакова. На курсах Питирим оказался окружен  блестящими педагогами. Он активно читает классические труды, посещает музеи, спектакли, концерты симфонической музыки, участвует в работе различных кружков и обществ и ведет  просветительскую работу среди рабочих петербургских заводов.

В итоге Питирим решил поступать в Психоневрологический институт, открытый в 1908 году по инициативе В.М. Бехтерева, с более гибкой по сравнению с университетом системой обучения. Свою роль в его выборе сыграло и то, что здесь была открыта первая  кафедра социологии. Однако денег на обучение юноша изыскать не смог, после чего был отстранен от занятий и в июле 1910 года был по своему прошению зачислен на юрфак университета. В том же году появились первые публикации Сорокина.

Сорокин окончил университет в 1914 году и был оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1915 года был соредактором газеты «Народная мысль». С 1916 года – приват-доцент.

После Февральской революции принял активное участие в политической деятельности. Был одним из редакторов центральной газеты партии эсеров «Дело народа», участвовал во  Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов. 26 мая 1917 года Сорокин женился на Елене Петровне Баратынской. В браке родилось два сына – Петр и Сергей.

Октябрьскую революцию Сорокин не принял и активно выступал против нее. Был избран депутатом Учредительного собрания от Вологодской губернии по списку партии эсеров, однако в конце октября 1918 года вышел и из партии, и из Учредительного собрания. Открытое письмо, в котором Сорокин сообщал о своем решении, было перепечатано в «Правде» и замечено Лениным, который назвал его признаком поворота мелкой буржуазии и эсеров от враждебности к нейтральности в отношении большевиков.

Отойдя от политики, Сорокин сосредоточился на научной и преподавательской деятельности: сотрудничал с Наркоматом просвещения, принимал участие в учебно-научных экспедициях. Он читает лекции в нескольких институтах, а также на всевозможных «обучах», ликбезах. В 1920 году Сорокин публикует двухтомную «Систему социологии». Однако внимание властей к нему становится все более пристальным – и все менее доброжелательным; книга «Голод как фактор», готовая к печати, была уничтожена. По постановлению Коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 году Сорокин был выслан за границу. Первоначально выехал в Берлин. Затем проживал в Праге, а в 1923-м перебрался в США.

Здесь Сорокин, в 1930 году принявший американское гражданство, основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года. В 1931–1959 годах был профессором Гарвардского университета, в 1965-м году возглавил  Американскую социологическую ассоциацию.

Питирима Сорокина не стало 10 февраля 1968 года.

 

Чем знаменит

Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Сорокин сформировал русскую школу социологии уголовного права и криминологии. Ученый предлагал квалифицировать деяние как преступное на основе специфических переживаний индивида, в результате которых сам индивид считает поступок преступным. Исходя из этого, он допускал, что если человек опережает свое общество и с более высокой нравственной позиции отвергает принятые в нем шаблоны поведения, то такой человек не является преступником. Наоборот, преступными являются навязываемые шаблоны поведения, поскольку они оскорбляют более высокое индивидуальное сознание.

 

О чем надо знать

В области социологии Сорокин уделял большое внимание национальному вопросу. В итоге ученый пришел к выводу, что ни одна из существующих теорий не знает ответа на вопрос, что такое национальность, и не может четко обосновать главные факторы, объединяющие людей в нацию. Поэтому проблема национальной идентичности, по Сорокину, имеет социальный характер. Ученый обосновывает мысль о том, что национальное неравенство есть лишь частная форма общего социального неравенства. «Поэтому, – писал он, – тот, кто хочет бороться против первого, должен бороться против второго, выступающего в тысяче форм нашей жизни, и сплошь и рядом гораздо более ощутимых и тяжелых». Сорокин призывал отказаться от утопии национального государства как основы переустройства карты Европы.

Важная часть наследия Сорокина – учение о трех суперсистемах, периодически сменяющих друг друга в истории человечества: идеациональная, идеалистическая и чувственная. Для идеационального типа культуры характерна ориентация на трансцендентные (потусторонние, сверхчувственные) ценности, пронизывающая все аспекты культуры от науки до быта. В культуре чувственного типа преобладают ценности материального и материалистического характера. В идеалистическом типе синтезированы ценности культур двух иных типов. Наряду с этим существует и такой тип культуры, в рамках которого ценности чувственного, идеационального и идеалистического типов сосуществуют, не образуя органической связи. Такой тип культуры характерен, как правило, для эпохи упадка.

Основная мысль Питирима Сорокина как социолога – идея интегрализма, в соответствии с которой социологическое знание будет развиваться в сторону создания обобщающей теории структуры и динамики различных социокультурных систем, а противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй.

Политические интересы Питирима Сорокина концентрировались главным образом на проблемах легитимности власти, перспектив представительной демократии в России, связи национального вопроса с демократическим устройством страны. Сорокин прогнозировал, что современная ему эпоха кризиса закончится созданием новой идеациональной культуры, а центр культурного лидерства на рубеже XX–XXI веков переместится в Россию.

 

Прямая речь

О судьбе Европы: «Спасение не в национальном принципе, а в федерации государств, в сверхгосударственной организации всей Европы на почве равенства всех входящих в нее личностей, а поскольку они образуют сходную группу – и народов».

О культуре вообще: «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность».

О морали: «Мораль и право всех народов, всех времен хорошим и должным поведением по адресу "ближних" считали поведение, совпадающее с заповедью любви и солидарности, а не поведение, руководствующееся заветом ненависти к ближнему, причинения ему вреда, то есть поведение общественно вредное. Таков практический опыт человечества и указываемый им критерий улучшения или ухудшения как самого права, так и морально-правового состояния человечества. Тот же критерий диктуется и современной морально-правовой совестью человечества».

О роли элит: «Функции монарха и президента республики, функции средневекового духовенства и современных ученых, схоластов и интеллигенции, функции прошлых аграриев, и торговцев, и современных капитанов коммерции сущностно схожие. Они идентичны как по сути, так и по высокому положению, занимаемому этими профессиональными группами в иерархии. Несомненно, требуется высокий уровень интеллекта для успешного выполнения этих "работ", так как они носят чисто интеллектуальный характер. Несомненно также, что успешное осуществление этих функций важнее всего для общества в целом. И за исключением периодов упадка, заслуги лидеров перед обществом неоспоримы».

Жена профессора Жакова Глафира Николаевна о встрече с Сорокиным: «Открываю я дверь и вижу: стоит парень в косоворотке, с небольшой котомкой в руках. На мой вопрос, кого ему угодно видеть, он ответил, что он приехал от коми-народа и хотел бы видеть коми-профессора. Когда я спросила, где он оставил багаж, юноша показал на котомку и сказал: "Все здесь". На вопрос, есть ли у него деньги на жизнь, он жизнерадостно ответил: "Да, у меня еще осталось пятьдесят копеек, уже есть где жить, и двухразовое питание ежедневно. О деньгах я не беспокоюсь. Если будет нужно, заработаю"».

Из воспоминаний ученика Сорокина в Гарварде: «Сценически Сорокин как лектор был бесподобен. Обладая громадной физической силой, он совершал натиски "атак" на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки. В одной из его аудиторий были развешаны одновременно три доски на разных стенах. К концу учебного часа все три были исчирканы его иероглифами, а клубы пыли от мела все еще парили в воздухе... Он не хвалил ни одного из американских социологов, даже скорее наоборот...»

 

4 факта о Питириме Сорокине

Из-за либерального тюремного режима царской России смог познакомиться в тюрьме с работами Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Кропоткина, Толстого и других авторов. Тюремный опыт подсказал будущему ученому и выбор темы первой научной монографии под названием «Преступление и кара»

В 1947 году Сорокин выступил с программой «спасения человечества» на базе «альтруистической любви и поведения»

Лекции Питирима Сорокина в Гарварде слушали дети президента Рузвельта, а также Джон Кеннеди, с которым впоследствии ученый состоял в переписке

В апреле 2011 года в Винчестере (штат Массачусетс, США) сыном ученого Сергеем был создан Фонд Питирима Сорокина

 

Материалы о Питириме Сорокине

Статья о Питириме Сорокине в Википедии

Социология Питирима Сорокина

Фонд имени Питирима Сорокина

Питирим Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.