29 марта 2024, пятница, 04:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 января 2016, 00:33

Мемория. Мария Ветрова

Мария Федосьевна Ветрова
Мария Федосьевна Ветрова

3 января 1870 года родилась Мария Ветрова, революционерка, член «Группы народовольцев».

 

Личное дело

Мария Федосьевна Ветрова (1870 -1897) родилась в селе Солоновка Городнянского уезда Черниговской губернии. Отец ее служил уездным нотариусом, мать была казачкой.

Грудным ребенком Марию отдали на воспитание одинокой крестьянке, которую она ласково называла «бабуся».

«Бабуся, так мне приятнее ее называть, была мне совершенно чужим человеком, но об этом я узнала только теперь, а тогда даже и не подозревала этого. Жили мы с ней на краю города Чернигова, где она нанимала маленький домик, тут же во дворе был другой дом, в котором жили хозяева. С бабушкой жила до пяти лет. Помню одну сцену, она была, вероятно, в конце пятого года, бабушка перебралась на другую квартиру, то есть поселились мы в маленькой комнате, в которой, кажется, кроме кровати и стола, ничего не могло поместиться. Помню, как пришла какая-то женщина, вероятно, она бывала у бабушки и раньше, да я ее не помню. Я узнала, то есть мне сказала бабушка, или я сама догадалась из их разговора, что эта чужая мне женщина - моя мать. Что говорили они, я не помню, но знаю, что бабуся о чем-то просила за меня и притягивала к себе в то время, как неприятная мне женщина уводила меня куда-то от бабушки», - вспоминала позднее Мария.

Мать, однако же, забрала дочь и вскоре отдала ее в сиротский дом, содержавшийся за счет земства.  В Черниговском приюте дети обучались закону божьему, русскому языку, географии, арифметике, пению и башмачному мастерству. Смотрительница приюта Ефросинья Соколовская обратила внимание на живую, впечатлительную и способную девочку и после выхода из приюта помогла Марии устроиться в Черниговскую женскую гимназию.

Большое влияние на формирование мировоззрения Ветровой оказал гимназический преподаватель литературы Павел Соловский. Влюбленный в литературу, он с увлечением передавал свои знания гимназисткам. Его страстные речи, посвященные И.С. Тургеневу, М.Ю. Лермонтову, Б.Ф.Одоевскому и другим русским писателям пользовались большой популярностью не только у учащихся, но и у местном интеллигенции, их охотно публиковали в губернской газете и отдельными брошюрами.

Гимназию Мария окончила со званием «домашняя учительница». При этом она сама прекрасно понимала, насколько полученного ей образования мало для выбранного поприща. «Гимназических знаний слишком недостаточно для того, чтобы быть хорошей учительницей. Нужен постоянный, усидчивый труд и самостоятельная серьезная работа. Да даже и зная отлично предметы, чтобы быть хорошей учительницей, нужно еще многое: нужно быть и хорошим человеком, то есть помогать по мере возможности кому можно, и помогать не только словом, но и делом», - писала она в дневнике.

После окончания гимназии Мария некоторое время не могла найти работу, и лишь в январе 1889 года была принята помощницей учителя в Любечское двуклассное сельское народное училище. Она обучала детей грамоте.

В начале апреля, после открытия навигаций по Днепру, юная учительница неожиданно покинула школу и присоединилась к малороссийской театральной труппе Миколы Садовского. Ее взяли в труппу за прекрасный голос и хорошие артистические способности.

Однако, артистки из Ветровой не получилось. Ее театральная карьера закончилась также неожиданно, как и началась. На первом же спектакле Мария вышла на сцену, где ей предстояло петь, и «вдруг закрыла лицо руками, горько заплакала и убежала за кулисы». В театр она больше не вернулась.

Устроиться на работу учительницей в Черниговской губернии Ветровой больше не удалось. Ей пришлось переехать в посад Азов Области Войска Донского, где одноклассном городском женском училище освободилось место учительницы. В Азове она проработала с 1890 по 1894 годы. Там же стала членом социалистического кружка, которым руководил Антип Кулаков (по кличке Дед).

Мария много читала. В ее записях упоминается Писарев, Маколей, Спенсер, Шопенгауэр, Шелгунов, Михайловский, Белинский, Добролюбов и многие другие. Она знакомится со статьей Л.Н. Толстого «В чем счастье» и под сильным впечатлением записывает в дневнике: «Хорошо пишет Толстой о счастье... Итак, - жизнь для других» Спустя не-которое время появляется еще запись: «Нет, жить такой жизнью, как я, нельзя". Нужно работать и в то же время делать хоть что-нибудь для облегчения окружающих... Энергия и стойкость убеждений в человеке - величайший нравственный долг».

В 1894 году Ветрова уезжает из Азова в Петербург, где поступает на Бестужевские курсы.

В 1895 году она  проводила летние каникулы недалеко от Ясной Поляны в деревне Бобурынки у своих знакомых, в имении профессора Джонсона. Там же недалеко находился хутор В. Г. Черткова — Деминки. Через Джонса Ветрова познакомилась с В. Г. Чертковым.

Она стала желанным гостем в Деминках, всем нравился ее голос – она прекрасно пела украинские песни. В один из дней, когда Мария гостила в Деминках, туда приехал Л. Н. Толстой. Он с видимым удовольствием слушал её пение, а потом во время разговора пытался  убедить молодую учительницу бросить греховный Петербург и поселиться в деревне.

Ветрова сказала Л. Н. Толстому: «Я не совсем согласна с вами, Лев Николаевич. Для того чтобы ясно сознавать, что делать, как жить, для этого непременно приходиться учиться и даже именно в тех городах, против которых вы так ратуете. Ибо провинция наша, милая, сонная провинция, способная только разбудить потребность жизни, может быть лишь тем, что составляет слишком резкий контраст с идеалом, который рисуется юности». Толстой, по словам Марии, признал ее правоту, сказав «пожалуй, вы правы».

В сентябре 1895 года Мария пишет в комиссию по техническому образованию при императорском Русском Техническом обществе о согласии «на бесплатное преподавание русского языка и арифметики в одной из школ находящихся в ведении комиссии». Ей разрешают преподавать рабочим в воскресной школе Обуховского завода. Она принимает большое  участие в деле оказания помощи семьям арестованных и сосланных рабочих. На курсах, среди знакомых, собирает деньги, ходит по домам, выявляет наиболее нуждающихся и всячески помогает им.

Еще в начале лета 1896 года в Петербурге были произведены массовые аресты лиц, причастных к тайной типографии (Лахтинской). Многих из арестованных Мария знала. В 6 часов утра 22 декабря была арестована и она сама.

Вместе с остальными арестованными Ветрову обвиняли в участии в организации тайной типографии и распространении её изданий. На квартире Марии был обнаружен чемодан с запрещенными брошюрами, отпечатанными в Лахтинской типографии.

Всех арестованных поместили в дом Предварительного заключения – знаменитые Кресты.

В конце января 1897 года арестованных по делу типографии неожиданно перевели в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. Допрашивавшие Ветрову жандармский офицер Шмаков и прокурор Кичин добились от неё признания, что и толкнуло ее к роковому шагу. По некоторым сведениям, она была изнасилована. 

8 февраля 1897 г Мария Ветрова совершила самоубийство в знак протеста против тюремных порядков. Она облилась керосином из лампы для освещения в камере и подожгла себя. Со страшными ожогами ее поместили в тюремную больницу.

12 февраля 1897 года в 7 часов 30 минут утра она скончалась от ожогов в тюремной больнице. В ночь на 13 февраля была похоронена. Место захоронения неизвестно.

 

Чем знаменита

Мария Ветрова - революционерка, член «Группы народовольцев». Ее самосожжение в знак протеста против тюремных порядков и последовавшая за ним гибель вызвали массовые акции протестов против произвола властей.

4 марта 1897 года в Казанском соборе Петербурга была назначена панихида по Ветровой. Собралась пятитысячная толпа, но перед самым началом церковной службы было объявлено, что панихида запрещена. В ответ студенты пропели «Вечную память», а вслед за тем возникла грандиозная стихийная демонстрация. Восемьсот пятьдесят ее участников были задержаны.

После этого «Ветровские» демонстрации повторялись неоднократно в течение нескольких лет. Именно под впечатлением от одной из таких демонстраций Максим Горький написал знаменитую «Песню о буревестнике».

Друзья Марии провели расследование обстоятельств ее гибели, основанное на рассказах очевидцев, заключенных по тому же делу, которые находились в других камерах Трубецкого бастиона. В результате была подготовлена и издана под псевдонимом В.Бахирев брошюра «Как держать себя на допросах».

 

О чем надо знать

Как выяснилось спустя несколько десятилетий, арест тайной типографии был спланирован руководством охранного отделения.

Нелегальная типография, на след которой в начале 1896 года напала охранка, была обнаружена только с помощью провокаторов, многие годы работавших в среде революционеров. Слежка велась за всеми, имеющими малейшее касательство к издательской или организаторской деятельности типографии. В наблюдении участвовало несколько десятков лучших филеров Московского и Петербургского охранного отделений.

В дневниках наблюдений за лицами, причастными к типографии, есть и такая запись: «Шулятикова пришла в дом 6 с тяжелым чемоданом, а ушла без него». В конце мая Анна Шулятикова, за которой была установлена слежка, посетила Марию Ветрову, жившую в доме 6 по Малой Итальянской улице. Она  принесла и оставила у Марии чемодан с нелегальной литературой, поскольку та не собиралась летом покидать Петербург. Ветрова готовилась к занятиям по истории и философии в публичной библиотеке, получив разрешение от ее директора заниматься в период каникул в читальном зале.

Этот визит послужил поводом для включения Ветровой в список лиц, наблюдаемых в связи с поиском подпольной типографии.

С этого дня ее имя и появилось в дневниках наблюдения. Филеры присвоили Ветровой кличку «Шестая».

 

Прямая речь:

О свободе, равенстве и справедливости: «Толстой говорит, что этих идеалов можно достигнуть личным совершенствованием каждого. Да, конечно, придется прийти к этим результатам, если под личным совершенствованием разуметь огромное влияние на развитие сознательности в окружающих». Воспитывать в окружающих (то есть в массе трудящихся) сознательных борцов за свободу и справедливость — вот это будет совершенно конкретное, а не абстрактное «самосовершенствование».

О Бестужевских курсах (из письма Нестору Котляровскому): «Меня страшно поразила бездарность некоторых профессоров. Я предлагала вопрос: как их можно слушать? И почему слушатели не скажут им ничего... а теперь... убедилась, что можно быть и способным и хорошим, и все-таки читать десятки бессодержательных лекций. Мне кажется, что наш долг заявить свои требования (конечно, не бездарностям, так как они и не могут быть иными) и только тогда может установиться известная солидарность между аудиторией и профессором. "...Считаю своим долгом прибавить, что все это я пишу лично от себя, никто из курсисток даже и не знает об этом, пожалуй, вы и убедили меня не делать этого, если бы узнали. Думая, что большинство (не думаю, а даже знаю это) довольно вашими лекциями или, по крайней мере, они им не кажутся странными и не удивляют. Не знаю, или я слишком требовательна, или они в силу необходимости показали свои требования».

О своем аресте (из письма к жениху Григорию Шапошникову): «Дорогой Гриша! Думаю что все недоразумение, что пишу отсюда, т.е. из Дома предварительного заключения, в котором я оказалась с 22 декабря. Уверена, что наша дружба не разрушится благодаря этому крайне неприятному событию и кратковременному казусу».

Академик С.Г. Струмилин о ветровских демонстрациях: «Для меня, в частности, памятный день 4 марта 1897 г., когда я впервые получил боевое крещение в борьбе с царизмом и почувствовал себя гражданином, стал начальным днем всей моей дальнейшей общественной деятельности».

 

3 факта о Марии Ветровой

  • Брак родителей Марии Ветровой не был церковным, поэтому дочь считалась внебрачной. Уездный нотариус опасался, что жена-крестьянка может его компрометировать.
  • Помимо грамоты, Мария в Любечском училище обучала детей пению и даже организовала училищный хор, состоявший из 17 мальчиков, С учетом занятий с хором ей установили жалование 150 рублей.
  • Письма Марии Ветровой к ее жениху Григорию Шапошникову, написанные в 1895—1897 годах, впервые были опубликованы в журнале «Вопросы истории» в 1983 году.

 

Материалы о Марии Ветровой:

Мария Ветрова в памяти поколений. Владимир Шулятиков.

Статья о Марии Ветровой в Википедии

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.