18 апреля 2024, четверг, 19:43
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Эксперт Алексей Макаркин: Патриарх Кирилл не готов был идти в фарватере политики, предлагаемой Чаплиным

Алексей Макаркин
Алексей Макаркин

Всеволод Чаплин был отправлен в отставку, поскольку не справлялся со своими обязанностями, а также потому, что его действия не приносили пользу или приносили вред церкви. Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин.

«Чаплин – это человек, который входил в команду нынешнего Патриарха с начала 1990-х годов. Он известен своими высказываниями, часто вызывавшими возмущение у либеральной части общества, и которые очень мало соответствовали тому, что ожидалось услышать от священника – скорее, какой-то политрук их делал. Но Чаплин действительно был очень близок к патриарху. Он перешел в отдел внешних церковных связей в начале 1990-х из издательского отдела и сделал там блестящую карьеру. И когда митрополит Кирилл стал Патриархом, то Отдел внешних церковных связей, которым руководил сам Кирилл, был разделен на три части. Одна стала заниматься собственно заграничными учреждениями РПЦ; вторая – связями с государством и обществом, это как раз часть Чаплина; и третья – информационный отдел, которым занимался Владимир Легойда.

Понятно, почему это было сделано: Патриарх Кирилл не хотел видеть при себе такого же влиятельного иерарха, каким был сам в бытность митрополитом при Патриархе Алексии, и отдел был разделен. И с Чаплиным, на мой взгляд, что произошло? Он, сделавшись очень высоким церковным чиновником, наверно, переоценил свои аппаратные возможности. То есть Патриарх не готов идти в фарватере политики, предлагаемой Чаплиным. Патриарх смотрит на настроения в церкви, смотрит на избирательную власть. И с аппаратной точки зрения Чаплин делал карьеру, будучи исполнителем. Как только он решил стать идеологом, пытаться определять церковный курс, тут же оказалось, что в этом качестве он не востребован, именно этого от него и не ждут. От него ждут, что он будет проводить генеральную идею.

Второй момент состоит в том, что, похоже, Чаплин слишком радикализировался. Дело было не только даже в том, что он говорил, а в том, как говорил. Например, когда он сказал о «священной войне» в Сирии. Это для арабов ведь – напоминание о Крестовых походах, это война христиан против мусульман. Арабы это, по крайней мере, восприняли именно так. И это, между прочим, нанесло ущерб и позициям христиан на Ближнем Востоке.

В-третьих, наверно, церковь – инстинктивно или осознанно – хочет центрироваться. Сейчас происходит такая история: был снят с должности редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин, человек, который придерживался совсем иных взглядом на церковные и общественные проблемы, чем Чаплин. Чапнин сделал доклад в Центре Карнеги, где подверг критике, в том числе, Чаплина и вообще критиковал некоторые церковные порядки. И такое ощущение, что церковь дает понять: для ее руководства неприемлемо ни то, ни другое. Ни открытая либеральная критика, когда называются имена; ни слишком вызывающая общественное недоумение или неприятие реакция. Ну, когда священник по радио говорит о том, что тех «хомячков», кто на митинги выходит в Москве, надо бы отправить на войну в Сирию, – мол, если кто живой вернется, может, человеком станет, – то это не слова священника. И таких фраз было очень много. И церковь центрировалась: из церковного аппарата были удалены и Чапнин, и Чаплин.

Дальше такое ощущение, что Чаплин переоценил свои возможности не только в церковно-аппаратной сфере, но и в сфере GR, отношений с государством. И Чаплин, как человек, имеющий отношения с государством, отвечающий за них, не очень заметен. Там он скандальных заявлений вообще не делает. Что делает хороший GR? Он общается с государственными чиновниками, добивается каких-то прерогатив для той структуры, которую представляет. Что касается церкви, то все основные плюсы, которые получила церковь, были связаны с отношениями Патриарха Кирилла с президентом Дмитрием Медведевым. Когда Медведев был президентом, он дал церкви несколько серьезных подарков, но роль Чаплина в этом всем была техническая. Это был совсем другой уровень принятия решений.

Что же касается собственно GR’а Чаплина, то он в последнее время стал контропродуктивным. У Чаплина начались разногласия в Общественной палате – как раз на той площадке, где обсуждаются и продвигаются какие-то значимые для церкви инициативы. Чаплин подверг публичной критике функционирование ОП; подверг критике и потребовал ухода в отставку председателя комиссии, в которую он входит в ОП, Иосифа Дискина. Так  GR не работает – это, скорее, какой-то политик протестного типа. То есть и с точки зрения выолнения своих функциональных обязанностей у него возникли очень серьезные проблемы, которые он, к тому же, усугублял своими заявлениями о том, что для христианина, православного Конституция вторична; попытками пересмотреть явочным порядком принцип отделения церкви от государства.

И, кроме того, Чаплин оказался слишком связан с радикальными квазицерковными группами. Его имя оказалось связано с именем Энтео, радикала, который «прославился» своей одиозностью. И тут сразу же возник конфликт – например, с влиятельным музейным сообществом, которое погром на выставке в Манеже расценило как вызов. В результате пришлось искать компромисс. В общем, вот эти связи и выступления Чаплина на малочисленных митингах – все это придавало его деятельности такой оттенок радикализма и маргинальности, что, в общем, церкви тоже плюсов не несло.

Ну, и вот эта совокупность проблем привела к тому, что он был уволен. И здесь проявилась, наверно, не самая замечательная черта этого человека. Все же есть принцип командной работы. Чаплин работал в команде Кирилла четверть века. И если ты работаешь в команде, ты должен быть лояльным руководителю этой команды. И когда ты уходишь, самое последнее дело – устраивать шоу. Думаю, это неэтично. Особенно для человека из «ближнего круга»», – сказал эксперт.

О том, что синод Русской православной церкви освободил протоиерея Всеволода Чаплина от должности руководителя синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, стало известно 24 декабря вечером. Сам отдел преобразован в отдел по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ. В эту структуру вошел и информационный отдел РПЦ. Председателем нового пиар-отдела РПЦ назначен Владимир Легойда.

Чаплин отреагировал на свое увольнение достаточно резко, связав его с тем,ч то выржал позицию, идущую вразрез с мнением патриарха Кирилла и с попыткой «исключить в церкви любые независимые голоса, любых людей, которые могут громко и самостоятельно высказываться».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.