29 марта 2024, пятница, 16:47
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 декабря 2015, 00:16

Мемория. Глеб Каледа

Глеб Александрович Каледа
Глеб Александрович Каледа

2 декабря 1921 года родился Глеб Каледа, геолог и священник.

 

Личное дело

Глеб Александрович Каледа (1921-1994) родился в Петрограде. Его отец был крупным экономистом, окончил Минскую духовную семинарию и Петроградский политехнический институт. Мать происходила из дворянского рода Сульменевых.

По переезде в Москву в 1927 году у семьи установились тесные духовные связи с бывшими членами Христианского студенческого движения. В это время массовых гонений на Церковь небольшая квартира семьи превращается во временное пристанище для репрессированных священнослужителей и членов их семей, скрывающихся от властей или едущих в ссылки и из ссылок. В 1933 году умерла мать Глеба, Ему тогда было 12 лет. Он очень тяжело пережил смерть матери, они были очень близки друг другу, мальчику даже пришлось остаться в школе на второй год. Дальнейшее его духовное просвещение происходило в нелегальных христианских кружках

Первый духовный отец Глеба — протоиерей Владимир Амбарцумов, настоятель храмов святого князя Владимира в Старых Садах и св. Николая у Соломенной Сторожки, был расстрелян 5 ноября 1937 года. Он оказал огромное влияние на формирование личности Каледы, который уже подростком включился в служение «катакомбной церкви». Он разыскивал по Подмосковью скрывавшихся православных клириков, доставлял материальную помощь семьям репрессированных священников.

В школе мальчик проявлял интерес к естественным наукам и мечтал поступить в геологоразведочный институт. Однако окончание школы совпало с началом Великой Отечественной войны.

В августе 1941 года Глеб Каледа был призван в армию. После окончания школы радистов, он был направлен на Волховский фронт. С декабря 1941 года находился в действующих частях в качестве радиста дивизиона гвардейских минометов «Катюш». Со знаменитыми «Катюшами» Глеб прошел всю войну. Участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны. За время войны не получил ни одного ранения, хотя не раз ходил в разведку, брал пленных, попадал под бомбежки и артобстрелы.

Орден Отечественной войны II рядовой Каледа получил в 1944 году при освобождении Польши, а Орден Красного Знамени — в начале 1945 в Восточной Пруссии. Обе награды были вручены за обеспечение связи в условиях окружения, что позволило спасти несколько воинских частей, вывести их из-под удара и организовать успешные контратаки.

После демобилизации в 1945 году Каледа поступил в Московский геологоразведочный институт. Глеб хорошо учился и  уже на втором и третьем курсе он получал сталинскую стипендию, 800 рублей - по тем временам очень большие деньги. Окончил институт с отличием в 1951 году и в том же году женился на Лидии Амбарцумовой, дочери своего первого духовника Владимира Амбарцумова.

Еще во время учебы в институте Глеб познакомился с тайным священником отцом Сергием Никитиным, будущим Владыкой Стефаном, епископом Калужским. После открытия Троице-Сергиевой Лавры также состоялось его знакомство с наместником Лавры архимандритом Гурием (Егоровым), впоследствии митрополитом Симферопольским и Крымским и с отцом Иоанном Вендландом, будущим митрополитом Ярославским и Ростовским, который до церковного служения был ученым-геологом. После окончания института будущий отец Глеб получил благословение Гурия и Иоанна заниматься научной деятельностью, хотя тогда уже у него возникло стремление целиком посвятить себя служению Церкви.

В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1981 году — докторскую в области геолого-минералогических наук.  Занимаясь научной работой, Глеб Каледа параллельно писал научные труды по богословским вопросам, которые распространялись в самиздате.

Во время экспедиций в Средней Азии регулярно общался с епископом Среднеазиатским и Ташкентским Гурием (Егоровым).

В 1972 году возвратившийся из-за границы митрополит Иоанн (Вендланд) тайно рукоположил Глеба Каледу во диакона, а затем во пресвитера. С этого времени отец Глеб регулярно совершал Евхаристию в своей домовой церкви, освящённной в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. На престольный праздник обязательно служили всенощную и по очереди читали канон русским святым. Отец Глеб вёл большую духовническую работу, исповедовал и причащал прихожан на дому. В этот период он пишет большую богословскую работу «Домашняя Церковь», в которой рассматривает семью как особое церковное служение.

В конце 80-х годов отец Глеб принимает активное участие в создании воскресной школы при храме пророка Илии Обыденного, прихожанином которого он был с послевоенного времени.

19 августа 1990 года о. Глеб подал прошение Патриарху выйти на открытое служение и получил на это благословение. Для практики его послали служить в храм Илии Обыденного. После служил во вновь открывшихся храмах Высоко-Петровского монастыря; был духовником общины трапезного монастырского храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

В феврале 1991 года Каледа стал ректором открывшихся тогда же Богословско-катехизаторских курсов в Москве (через год были преобразованы в Православный Свято-Тихоновский богословский институт).

Весной того же года был назначен руководителем сектора в отделе религиозного образования и катехизации, в связи с чем попросил освободить его от должности ректора.

В октябре 1993 года указом Патриарха Алексия II отец Глеб в возрасте 72 лет был назначен настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме.

Скончался Глеб Каледа 1 ноября 1994 года в Боткинской больнице после тяжелой болезни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

 

Чем знаменит

 
Глеб Каледа

Глеб Каледа – известный московский священник, много дет совмещавший научную деятельность с тайным священничеством.

Также отец Глеб знаменит своими богословскими трудами. Среди них - статьи по апологетике, православному воспитанию и образованию, печатавшиеся в «Журнале Московской Патриархии», журналах «Альфа и Омега», «Православная беседа», «Путь Православия». Статья о Туринской Плащанице стала последней прижизненной публикацией отца Глеба в церковной печати. С момента ее опубликования в «Альфе и Омеге» в 1994 г. она выдержала пять переизданий в виде отдельной брошюры и неоднократно перепечатывалась (целиком или фрагментами) в газетах и журналах.

Глеб Каледа - автор книг, распространявшихся в свое время в «самиздате»: «Библия и наука о сотворении мира» и «Домашняя церковь» (о христианской семье). Занимался лекционной деятельностью в Москве и во многих городах России.

Отец Глеб был одним из главных создателей Богословско-катехизаторских курсов в Москве и синодального отела религиозного образования и катехизации.

Под самый конец жизни, когда отец Глеб чувствовал себя уже не очень хорошо, он совершил неожиданный поворот. Он стал первым московским священником, работавшим в тюрьмах, первым настоятелем храма, восстановленного при его активнейшем участии в Бутырской тюрьме; крестил, катехизировал, исповедовал (в том числе - и смертников), служил литургию, просто беседовал и даже венчал, помогая девушкам "с воли" обвенчаться с заключенными.

 

О чем надо знать

Глеб Каледа был также крупным ученым-геологом, специалистом в области литологии, профессором, доктором наук. Список его научных публикаций включает свыше 170 названий. Работал в научных и учебных институтах, занимал должность начальника литологического отдела Всесоюзного научно-исследовательского геологоразведочного нефтяного института (ВНИГНИ), очень много времени провел в геологических экспедициях в Средней Азии.

Окончательно из ВНИГНИ отец Глеб ушел лишь за два года до смерти - в январе 1992. Несмотря на то, что директор даже предложил ему совмещать священничество с научной деятельностью, он отказался, стремясь полностью отдать себя новому служению.

 

Прямая речь

Об уповании на Бога  (из письма Глеба Каледы будущей жене  с фронта): «Нам надо отдать себя Его воле – и только. Что нам опасность? Разве наш дом здесь? Разве не мы поем: не убоимся ужасов в ночи, стрелы летящей днем? Неужели и здесь мы далеки от слов: "Падут тысячи и тьма одесную тебе"? О, как все это справедливо! На войне личным опытом это постигнуто».

Святейший Патриарх Алексий II о Глебе Каледе: «И в годы Великой Отечественной, и во время пастырского служения он всегда был воином».

Протоиерей Борис Балашов о тайном служении: «Такие священники, как отец Глеб, вели просветительскую деятельность не стандартным путем, за трибуной. Все было иначе. Они исполняли то, что не могли делать священники, стоявшие у престола, которые были скованны в своих действиях, не могли подчас даже поговорить с человеком в храме бесконтрольно. И никаких бесед вне храма не могли вести.

Паства Русской Церкви была голодна духовно, книг не было. Например, в библиотеке МГУ в читальном зале, значилось две Библии: одна уже разваливалась, а вторая была украдена. Очень нужны были люди, которые могли сеять живые семена. Это и были, в первую очередь, отец Глеб и отец Николай. Они беседовали с интеллигенцией, эти беседы носили гостевой, домашний характер, потому что надо было всегда предохраниться от возможных нежелательных гостей. Поэтому всегда за столом был чай, копчения, печенья и многочасовые беседы. Обо всем – о богословии, о самой вере, о взаимоотношении науки и религии».

Из предисловия к работе Глеба Каледы о Туринской плащанице: «О. Глеб был невероятно разносторонней и столь же невероятно целостной личностью. В его богатой событиями жизни обращает на себя внимание последовательность, которая обычно встречается разве что в житиях: набожный отрок-воин-ученый-странник-пастырь. Казалось, что этот человек никогда не знал никаких внутренних противоречий, - все у него было "на месте". И внешне о. Глеб до последних месяцев своей долгой жизни привлекал внимание: стройный, очень подтянутый, с безупречной осанкой (сказывалась "кавалерийская выучка" - тысячи километров экспедиций проделаны в седле), как-то особенно ловко и споро двигающийся, очень живой и абсолютно не суетливый».

Оттуда же: «Прежде всего все, знавшие о. Глеба, ценили его даже не как замечательного человека и пастыря, но как свидетеля и участника жизни Церкви в те времена, когда многие и многие считали, что она умерла и не воскреснет. Он был среди тех, кто верой и молитвой, действием и свидетельством хранили Церковь - и сохранили ее по слову Божию: "врата ада не одолеют ее" (Мф 16:18)».

 

6 фактов о Глебе Каледе:

  • Во время войны Глеб Каледа использовал любую возможность, чтобы учиться. Он всегда носил с собой учебники, заочно окончил курсы немецкого языка. Затем поступил на заочное отделение Института цветных металлов. Друзья все время посылали ему на фронт учебники. Сначало начальство не одобряло этого, поскольку радиостанция и так была тяжелой поклажей, но потом смирилось. И к концу войны даже бывало так, что кто-то из начальства подходил к нему и говорил: «Глеб, тебе надо заниматься!».
  • В 50-х годах Глеб Каледа организовал нелегальный христианский кружок, в котором занимались дети его знакомых. Этот кружок просуществовал до 90-х годов; подобные кружки стали прообразом воскресных школ, возникших впоследствии при храмах.
  • Глеб Каледа и Лидия Амбарцумова поженились, зная друг друга уже 20 лет. Многие годы они были большими друзьями, не помышляя о браке. В конце 1949 года Глеб попросил совета у своего духовного отца арх. Иоанна (Вендланда) , что ему делать после окончания института, стать ли монахом или жениться. Священник ответил: «Монахом ты мог бы быть, но твоя жизнь сложилась так, что это невыполнимо. Тебя тянет пойти на церковное служение в некотором далеком будущем?  Дай Бог! Лида этому не помешает». 5 апреля 1951года  Глеб и Лидия расписались. И разошлись, не придав этому никакого значения. Жить им было негде. Венчание же откладывалось, потому что Глеб хотел дописать диплом и окончить институт. В итоге обвенчались они только 1 июня 1951 года и уехали в экспедицию в Ташкент. Это стало их свадебным путешествием. А первым отдельным жильем стала  палатка. Уже через год родился первый сын.
  • После рождения шестого ребенка семье Каледы дали 5-комнатную квартиру, одна комната в которой – кабинет - не граничила с соседними квартирами.  Именно в ней отец Глеб, уже будучи рукоположен, и оборудовал тайную церковь. На первых порах вместо фелони использовали большой плат, который застегивался спереди английской булавкой, сзади пришивался крест, и получалась фелонь. Большой фужер стал Чашей; другой фужер стал дискосом. Алтарь был сооружен из накрытых полотенцем томов диссертации о. Глеба, покрытых полотенцами, на которые и поставили иконы. Для Престола был куплен большой этюдник. Домашние богослужения в храме служили каждое воскресенье.
  • Из шестерых детей Глеба Каледы четверо получили медицинское образование, двое — геологическое. Среди них — настоятельница монастыря, два настоятеля московских храмов, жена священника, геолог и врач.
  • Последние слова Глеба Каледы были: «Не волнуйтесь, мне очень хорошо».

 

Материалы о Глебе Каледе:

Протоиерей Глеб (Каледа)

Каледа Глеб Александрович

Он всегда был воином

Статья о Глебе Каледе в Википедии

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.