29 марта 2024, пятница, 11:08
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 ноября 2015, 12:33

Мемория. Владислав Волков

Владислав Николаевич Волков
Владислав Николаевич Волков

23 ноября 1935 года родился космонавт Владислав Волков.

 

Личное дело

Владислав Николаевич Волков (1935 – 1971) родился в Москве в семье инженера-авиаконструктора. После окончания 212-й средней школы стал студентом Московского авиационного института. В 1959 году окончил институт, получив специальность «инженер-электромеханик». Поступил на работу в ОКБ-1, которое возглавлял Сергей Королев. Был конструктором-компоновщиком, с 1961 года – заместителем ведущего конструктора кораблей «Восток» и «Восход». В 1968 году окончил Коломенский аэроклуб по курсу летчика-спортсмена.

В 1966 году Владислав Волков был зачислен в отряд космонавтов (группа гражданских специалистов № 2) и приступил к подготовке к полетам на кораблях нового типа «Союз». 12 - 17 октября 1969 года совершил свой первый космический полет в качестве бортинженера космического корабля «Союз-7». Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). После успешного завершения полета Владиславу Волкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1971 году совершил второй космический полет в качестве бортинженера космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». 30 июня 1971 года при возвращении экипажа на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата, и космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли.

 

Чем знаменит

Экипаж «Союза-7» (Анатолий Филипченко, Владислав Волков, Виктор Горбатко), в отправившийся в космос в октябре 1969 года, должен был участвовать в групповом полете нескольких космических кораблей с маневрированием. Одновременно с «Союзом-7» на орбите находили «Союз-6» (Георгий Шонин, Валерий Кубасов) и «Союз-8» (Владимир Шаталов, Алексей Елисеев). План полета предусматривал стыковку «Союза-7» и «Союза-8». При ее проведении «Союз-6» должен был находиться приблизительно в 50 метрах, и его экипаж планировал проводить киносъемку стыковки. Но, из-за отказа электроники автоматической системы стыковки «Игла», стыковка не состоялась. Экипажи кораблей доложили, что видят друг друга, и попросили разрешения на ручное управление сближением. Руководители полета, посовещавшись, дало согласие, но на обсуждение было потрачено время, и корабли успели разойтись больше чем на три километра. Средства для надежной ориентации корабля вручную предусмотрено не был, и стыковка не состоялась. На следующий день была проведена вторая попытка, но система «Игла» так и не сработала. После ряда маневров космические корабли сошлись на расстояние 17 метров. Владимир Шаталов четыре раза включал двигатели причаливания и ориентации, но, не имея возможности измерить скорость сближения и угловую скорость, не мог определить необходимую силу и направление импульсов двигателей. У всех космонавтов пульс перевалил за 100 ударов в минуту. Но успешного сближения в ручном режиме добиться так и не удалось.

 

О чем надо знать

 
Владислав Волков

Полет «Союза-11» стал первой экспедицией на первую советскую долговременную орбитальную станцию «Салют-1». Основным экипажем были Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин, но за два дня до старта медицинская комиссия не допустила к полету Кубасова, поэтому в космос отправился дублирующий экипаж: Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

После стыковки со станцией «Салют-1» космонавты обнаружили, что воздух в ней сильной задымлен. Они вернулись в «Союз-11», затем, проникнув на станцию в масках, сумели отремонтировать систему вентиляции и в результате смогли приступить к работе по программе. За 22 дня трое членов экипажа, несмотря на некоторые нештатные ситуации (на станции произошло возгорание проводки внутри пульта управления научной аппаратурой, которое удалось потушить), успешно выполнили программу, в ходе полета был проведен сеанс телевизионной связи с Землей, что тогда было новшеством.

29 июня 1971 года «Союз-11» покинул станцию «Салют-1». Посадка проходила в штатном режиме. Около двух часов ночи 30 июня спускаемый аппарат с экипажем отделился от бытового отсека корабля. После этого связь с космонавтами прервалась. Поисковая группа, прибывшая на место приземления, обнаружила, что экипаж погиб.

Согласно заключению правительственной комиссии, пиропатроны, которые взрывали восемь болтов, связывающих спускаемый аппарат с бытовым отсеком, непредвиденно вызвали взрывную волну в корпусе аппарата, от которой сработал еще один пиропатрон, открывающий вентиляционный клапан. В результате на высоте 150 километров давление в аппарате резко упало. После разгерметизации кабины, по словам медиков, космонавты потеряли сознание через 15 – 20 секунд, приблизительно через минуту погибли.

 

Прямая речь

Все команды на «борт» проходили без сбоев. Экипаж докладывал о выполнении всех операций вовремя, не вызывая раздражения Земли. Все шло спокойно и по расписанию. Морские корабельные пункты приняли информацию с пролетавшего над ними космического корабля и оперативно доложили, что двигатель на торможение сработал в расчетное время и был выключен от интегратора. После выключения двигателя космический корабль ушел из зоны связи с кораблями, находящимися в Атлантике. Над Африкой проходило разделение — бытовой и приборно-агрегатный отсек отстреливались от спускаемого аппарата. СА не имел радиотелеметрической системы. О происходящем после разделения мы надеялись услышать в устном докладе космонавтов до входа в атмосферу, пока горячая плазма не перекроет щелевую антенну системы «Заря». Для регистрации процессов в спускаемом аппарате был установлен многоканальный самописец «Мир». <…>

— Мы просили Добровольского все время вести репортаж, как только СА войдет в нашу зону связи, а он молчит, — пожаловался Елисеев. — Странно, что молчит Волков. В последних сеансах он был очень многословным. <…>

По громкой связи прошел доклад:

— Служба контроля космического пространства ведет спускаемый аппарат по прогнозу.

Наконец пришло долгожданное сообщение:

— Служба генерала Кутасина докладывает: самолеты засекли спускаемый аппарат. Идет спуск на парашюте. По прогнозу перелет километров десять, не более, относительно расчетной точки. К месту посадки вылетают вертолеты.

Минут через двадцать мы стали нервничать. Никаких докладов из района посадки больше не поступало. Офицер, находившийся на связи с поисково-спасательной службой, чувствовал себя виноватым. На него обрушился шквал упреков, но он ничего не мог ответить. Председатель Госкомиссии Керимов обязан был первым доложить в Москву — Смирнову и Устинову о благополучном окончании экспедиции. Но он оказался отрезанным от связи с районом посадки.

— Генерал Кутасин не виноват! Вероятно, Главком ВВС маршал авиации Кутахов всю связь взял на себя, а Кутасину запретил что-либо докладывать помимо него, — такое объяснение дал кто-то из бывалых связистов.

Минут через тридцать после расчетного времени посадки Керимов решил пожаловаться на поведение Главкома ВВС Кутахова Устинову. Еще минут десять ушло на соединение с Устиновым. В зале все притихли.

Наконец Керимов подал знак: «Тихо!» Но жалобы на Кутахова мы не услышали. Керимов молчал. Положив трубку, изменившийся в лице Керимов начал пересказывать услышанное от Устинова.

— Через две минуты после посадки к спускаемому аппарату подбежали спасатели из вертолета. СА лежал на боку. Внешне не было никаких повреждений. Постучали по стенке — никто не откликнулся. Быстро открыли люк. Все трое сидят в креслах в спокойных позах. На лицах синие пятна. Потеки крови из носа и ушей. Вытащили их из СА. Добровольский был еще теплым. Врачи продолжают искусственное дыхание. По их докладам с места посадки, смерть наступила от удушья. В СА никаких посторонних запахов не обнаружено. Приняты меры по эвакуации тел в Москву для исследования. К месту посадки вылетают для обследования СА специалисты из Подлипок и ЦПК.

В полной тишине кто-то сказал:

— Это разгерметизация.

Борис Черток «Ракеты и люди»

 

7 фактов о Владиславе Волкове

  • Владислав Волков написал книги «На перекрестке орбит» и «Шагаем в небо».
  • В работах по космической медицине в качестве примера слуховых галлюцинаций у космонавтов часто приводятся воспоминания Волкова о том, как в космосе ему слышались лай собаки и плач ребенка.
  • Экипаж «Союза-11» похоронен в Кремлевской стене.
  • В 1977 году именем космонавта Волкова было названо научно-исследовательское судно, предназначенное для обеспечения связи пунктов управления полетами с экипажами космических кораблей и станций.
  • В честь Владислава Волкова назван астероид 1790.
  • Сквер на московской улице космонавта Волкова, где установлен бюст космонавта, распланирован так, что при взгляде с воздуха дорожки имеют вид фигуры космонавта в гермошлеме.
  • В 2010 году группа москвичей предложила переименовать станцию метро Войковская в Волковскую.

 

Материалы о Владиславе Волкове

Статья о Владиславе Волкове в русской Википедии

Владислав Волков на сайте «Герои страны»

Биография Владислава Волкова

Фильм о космонавте Волкове

 

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.