29 марта 2024, пятница, 11:00
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 ноября 2015, 09:09

Даниил Александров: Позиция в международных рейтингах зависит от узнаваемости вуза

Даниил Александров
Даниил Александров
Фото: hse.ru
Положение российских вузов в международных рейтингах лучших высших учебных заведений говорит не столько о качестве предоставляемого образования, сколько о соответствии критериям рейтинга и об узнаваемости вуза. Об этом «Полит.ру» заявил социолог, профессор и замдиректор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, заведующий лабораторией социология образования и науки Даниил Александров.
 
«Все эти рейтинги, национальные и международные, предназначены для родителей и для самих студентов — чтобы они видели, какой университет круче другого. Естественно, поскольку это важно миллионам семей, то это большой бизнес. Он не лучше и не хуже, чем бизнес Standard & Poor's, который рейтингует кредитные возможности стран и организаций. И ученые, хотя и ругаются на эти рейтинги университетов, более или менее доверяют и рейтингу  Times Higher Education, и QS, и другим.
 
Важно понимать, что сейчас есть самые разные рейтинги. Например, в Америке сделали несколько выдающихся рейтингов, которые основаны на том, насколько вам университет поможет сделать карьеру, например, если вы, например, из бедной семьи. Потому что рейтинг Times Higher Education — это мировая репутация университетов, но большинство людей это не очень интересует. Сколько там нобелевских лауреатов было в каком университете, им неважно. А важно, какой вуз полезнее при ваших деньгах и ваших амбициях. 
 
Вот две группы американцев независимо сделали такие рейтинги. И выяснилось, что в этом рейтинге Гарвардский и Йельский университет очень низко стоят, потому что бедных в них мало, и карьере бедных они не помогают, а зато из известных мировых университетов Беркли стоит очень высоко, подтверждая свою репутацию еще тем, что еще и помогает социальной мобильности бедной молодежи. Поэтому важны разные рейтинги, и нам в России нужно заботиться о том, чтобы у нас были хорошие рейтинги именно такого рода: кому какая польза от того, что они в этот вуз пошли. 
 
И все же о российских вузах и их репутации. В мировых рейтингах везде есть простые показатели: например, сколько среди выпускников и сотрудников данного вуза нобелевских лауреатов. Ну, с нобелевскими лауреатами у МГУ и СПбГУ не плохо. Но все тоже понимают, что это — свет давно погасших звезд: "Вот когда-то у нас были нобелевские лауреаты..." Важнее оценка современников.
 
В рейтингах используется репутация по оценке современных ученых и администраторов из множества мировых университетов. Беда в том, что российские университеты, кроме МГУ, в мире плохо знают. МГУ — это узнаваемый бренд, так же как и Гарвард, Оксфорд. А вот что такое Томский университет, уже плохо знают, хотя он очень хороший - он недостаточно раскручен. Вообще говоря, надо заниматься раскручиванием, но есть еще одна тонкость. Как мне говорили, русские эксперты — а в каждую страну, в которой рейтингуются университеты,  направляется много запросов типа "скажите, пожалуйста, какие вузы" — очень плохо называют российские вузы. И очень много неответов. Рассылают людям запросы — а они не отвечают. То есть может быть еще такая проблема "российской некоммуникации". 
 
Наконец, есть оценка научной продуктивности. У нас очень низкая научная продуктивность на английском языке. Многие наши ученые, включая людей из МГУ, говорят: "Мы крупные ученые, но мы пишем по-русски! Почему мы должны писать по-английски?" Это бессмысленный разговор. Можно жаловаться на климат, а можно строить теплые дома. Если вы посмотрите количество публикаций на одного ученого, которые выходят на английском языке, то Китай, например, рвется вперед. А мы не рвемся! 
 
И дальше — какой параметр ни бери, российские вузы не входят высокие места рейтинга. Вот, собственно, и все. Ничего страшного нет — в принципе, как показывает опыт, это можно преодолеть. Есть такой отдельный рейтинг интересный, который называется 50  under 50 — это 50 лучших университетов, которым меньше 50 лет. Гарвард — очень старый университет, МГУ — тоже. А это новые, и вот у них надо учиться. Какой-нибудь Технологический университет в Сингапуре — не было его раньше! А сейчас он занимает 13 место во всем мире по рейтингу QS. Это чудо! Значит и у нас есть шанс.  
 
Но надо же работать над своим развитием, а не говорить о том, что мы тут самобытные и прекрасные, а мировые рейтинги - это западный бизнес, который нас зажимает.  Этого жалобы плохого танцора, у которого пол кривой.  Есть в России немногие университеты, которые реально пытаются вырасти, открыть новые перспективные области, привлечь к себе новых ярких людей. И в этом смысле программа "5 в 100", над которой смеются многие ученые — как, мол, за короткий срок пят вузов войдут в топ-100? — очень важная. И если бы вузам сказали не "попадите в сто лучших", а так — "ну хоть что-то сделаете!" — то они бы так ничего и не сделали. 
 
Так что надо радоваться, что у нас хотя бы МГУ широко известен, и всем работать над собственным успехом», — сказал Александров.
 
Напомним, МГУ им. М.В.Ломоносова оказался единственным российским вузом, который был включен в топ-100 рейтинга университетов Times Higher Education 2015-2016 buy Subject в области «Инжиниринг и технологии». Университет занял в рейтинге 65-е место, что, по оценке ректора МГУ Виктора Садовничего, является почетным результатом, поскольку МГУ занимается в основном не технологиями, а фундаментальными задачами.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.