Центробанк разослал банкам настоятельные рекомендации более активно пользоваться правом на отказ в обслуживании сомнительных клиентов в рамках ужесточения борьбы с отмыванием денег, сообщают «Известия» со ссылкой на текст письма.
Регулятор напоминает, что основанием для отказа в проведении операции является предоставление гражданином или компанией неполного пакета документов, в том числе о бенефициарах и выгодоприобретателях. «В целях недопущения нарушений требований» законодательства о борьбе с легализацией незаконно полученных денежных средств «банки не должны пренебрегать» своим правом на отказ клиентам, говорится в письме.
Кроме того, ЦБ призвал банки использовать все возможные способы для обновления информации о клиентах и прекращать обслуживание, если не удается выполнить данную рекомендацию. Напомним, в июне 2013 года банки получили право прекращать обслуживание клиента после двух отказов в проведении операции.
Как сообщил «Известиям» замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный, банки ежегодно отказывают в проведении операций 30 тысячам клиентов, однако случаев прекращения их обслуживания в десять раз меньше.
Чтобы вменить банкам в обязанность отказ от обслуживания сомнительных клиентов, ЦБ и Росфинмониторинг разработали соответствующие поправки в законодательство о борьбе с отмыванием средств.
Однако межправительственная организация FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering — Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), членство в которой требует от России согласования изменений законодательства, настаивает «на том, что не должна снижаться доступность финансовых услуг для потребителей и действующее сейчас право банков отказывать клиентам не должно становиться безусловной обязанностью», пояснил Ливадный.