На сцене Дома журналиста состоялось выступление психолога Дмитрия Алексеевича Леонтьева: «Как мы выбираем».
Следует помнить, что отношения с миром каждого из нас развиваются на трех уровнях: как биологического организма, как части общества и как индивидуальной личности. При этом на третьем уровне развитие становится делом личного вкуса и выбора, при этом совершенно необязательного. Развитие на этом уровне требует усилий, затрат энергии. Личность - по определению Дмитрия Леонтьева - это то, что человек может противопоставит внутренним импульсам и внешним давлениям, то есть тот выбор, которые делается не по биологическим программам и не из-за требований общества.
Выбор связан с проблемой, с которой сталкивается каждый человек - неопределенностью. Мы живем в непредсказуемом мире и должны быть готовы к его непредсказуемости, Дмитрий Леонтьев, говоря об этом, применил метафору плавания: тот, кто не умеет плавать, тонет в жизненном потоке, а человек, готовый к неопределенности мира, может успешно плыть. Выбор сводится к устранению человеком неопределенности с готовностью при этом к возможным последствиям своего поступка.
При этом выбор следует отличать от принятия решения. Принятие решения происходит в сознании и заканчивается формированием некое суждения. Выбор совершается не тогда, когда принято решение, а когда взята ответственность за его осуществление. Выбор может быть сделан и вопреки принятому решению. Существуют ситуации, где разные люди могут видеть или не видеть возможности выбора.
Существует понятие "выученной беспомощности", когда у людей разрывается связь между собственными действиями и тем, что с ними происходит. В экспериментах Мартина Селигмана такую беспомощность создавали искусственно, когда испытуемых ставили в условия, когда их действия не могли изменить ситуацию. Потом, когда воздействие прекращали, испытуемые уже не предпринимали попыток что-то сделать. Порой выученная беспомощность возникает на массовом уровне, и тогда более 80 процентов опрошенных отвечает, что в их жизни ничего не зависит от их усилий.
При этом сам выбор требует от нас определенных ресурсов. На сбор информации и ее оценку для обеспечения оптимального выбора может уйти столько усилий, что в результате выигрыш от лучшего выбора не окупит затрат. Здесь лучше не стремиться к оценки максимального количества информации, а уметь в определенный момент подводить черту и выбирать на основе имеющихся данных. Возможно, в этом случае будут какие-то потери от неоптимальности выбора, но они компенсируются уменьшением затрат на процедуру выбора.